ВЭД: неподнадзорные работы/услуги

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Июнь, 2019/№ 50
Вы уже знаете о недавних позитивных изменениях, которые НБУ провел в области валютного надзора за экспортом не только услуг, но и работ1. Сегодня поговорим на эту тему чуть подробнее.

1 См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 40, с. 5.

С 7 февраля предельный срок ВЭД-расчетов по экспорту-импорту хоть и был продлен до 365 дней, но под банковский надзор стали попадать не только импорт, но и экспорт любых видов услуг/работ и неимущественных прав. Мы предупреждали вас об этом и указывали, что такими действиями НБУ конфликтовал с Законом № 17242 (подробнее об этом — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 21, с. 3).

2 Закон Украины от 03.11.2016 г. № 1724-VIII.

К счастью, банкиры одумались и исправили свою ошибку: имеем в виду постановление № 673.

3 Постановление Правления НБУ от 14.05.2019 г. № 67.

С 16 мая (даты вступления постановления № 67 в силу) предельные сроки расчетов и банковский надзор перестали распространяться на услуги и работы, права интеллектуальной собственности и (или) другие экспортируемые неимущественные права. То есть банкиры убрали из-под своего надзора экспорт не только услуг, но и работ4, чего ранее не было!

4 Об отличии работ и услуг, и о заключении на них ВЭД-контрактов читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 104, с. 3.

Под надзором, правда, все так же остаются транспортные и страховые услуги и/или работы.

Переходные нюансы

Здесь уместна аналогия с выводами письма НБУ от 07.02.2017 г. № 40-0005/9793, в котором разъяснялась подобная ситуация (касающаяся тогдашнего выведения Законом № 1724 из-под валютного контроля услуг). На основании ст. 58 Конституции НБУ делал вывод, что смягчительные нормы могут иметь обратную силу. Поэтому постановление № 67 должно применяться и к операциям, начавшимся до даты вступления его в силу. То есть

банки должны автоматически снять с надзора все операции по экспорту работ, услуг, а также и неимущественных прав,

по которым еще не был произведен расчет (исключение лишь по транспортным и страховым).

Причем как те, по которым еще не истек предельный срок расчетов, так и те, по которым этот срок уже истек. Последнее (т. е. истекший срок расчетов) может относиться только к экспорту работ и контролируемым до 7 февраля (по старому валютному законодательству) видам неимущественных прав.

Однако по уже просроченным (по которым истекло 365 дней с даты поставки) контрактам на экспорт работ и подпадавшим под контроль неимущественным правам счетчик пени, по нашему мнению, должен остановиться на дате 16 мая, а не 7 февраля или еще когда-то…

Но при этом помните, что с 07.02.2019 г. на основании ч. 7 ст. 11 Закона о валюте упразднен валютный надзор за экспортно-импортными операциями, суммы которых не превышают минимальный размер операции, подлежащей финмониторингу, — эквивалент 150 тыс. грн. А согласно п. 9 Инструкции № 75 банк завершает валютный надзор за предельными сроками проведения расчетов, в частности, когда сумма незавершенных расчетов за экспорт, импорт товаров не превышает такой суммы (эквивалент 150 тыс. грн.).

5 Утверждена постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 7.

Что касается услуг, то тут у кого-то может возникнуть вопрос: можно ли начислять пеню по тем контрактам, по которым срок истек в промежутке между 7 февраля и 16 мая?

По нашему мнению (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 21, с. 7), опираясь на аналогию с письмом НБУ от 07.12.2009 г. № 28-311/4492-22644, экспортные услуги, предоставленные до 07.02.2019 г. (когда предельные сроки расчетов по ним не контролировались), вообще не должны были с 7 февраля попасть под надзор.

Впрочем, споры с фискалами, желающими «пенять» и по таким контрактам, не исключаются. Защищайтесь этим стареньким письмом и Законом № 1724 (за компанию можно притянуть сюда и письмо НБУ от 07.02.2017 г. № 40-0005/9793).

Как отличить работы-услуги от других «товаров»

Эта проблема имеет важное значение для целей валютного надзора. То есть, чтобы точно знать, подпадают ли расчеты по конкретному экспортному контракту под банковский надзор, необходимо отличать работы и услуги от товаров, а также неимущественные права от остальных товаров.

Для целей валютного надзора и ВЭД ориентир в первую очередь — на терминологию Закона о ВЭД6, ведь в ч. 2 ст. 1 Закона о валюте указано, что термин «товар» употребляется в значении, определенном Законом о ВЭД. Но в ст. 2 Закона о ВЭД термин «товар» определен как любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (платной передачи). А посвященная предельным срокам расчетов в ВЭД ст. 13 Закона о валюте говорит только об экспорте/импорте товаров.

6 Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII.

Из п. 6 специальной «ВЭД-пеневой» Инструкции № 7, говорящего о банковском надзоре за экспортными операциями, тоже следует, что под товарами понимаются также и работы, и услуги, и неимущественные права.

Однако та же Инструкция № 7 в ряде норм выделяет работы и услуги, как их выделяет для целей банковского надзора и постановление № 67. Поэтому под валютный надзор с 16 мая должен попадать только экспорт собственно товаров, «за вычетом» работ, услуг и неимущественных прав!

И тут на передний план выходят проблемы с «идентификацией» для надзорно-фискальных целей экспортируемых работ, услуг и неимущественных прав именно как таковых, а не как иных (поднадзорных) «товаров», и споры с проверяющими по этому поводу полностью не исключаются.

Как же подстраховаться субъектам ВЭД? По нашему мнению, для этих целей важно правильно прописывать предмет экспортного контракта и тщательно оформлять все иные (в том числе первичные) документы, связанные с таким контрактом.

Заметим, что такие экспортные операции, как правило, не проходят таможню, но если бы проходили, то ориентир наверняка бы делался на то, что прописано в ТД. На наш взгляд, при отсутствии таможенного контроля у субъектов ВЭД больше возможностей, чтобы представить экспортную операцию именно такой, которая будет им выгоднее.

Для целей «идентификации» работ/услуг/неимущественных прав, по нашему мнению, логично использовать классификаторы

И в первую очередь — Государственный классификатор продукции и услуг ДК-016:2010 (если речь идет об услугах или работах) либо другие.

Причем не важно, законодательством какой страны регулируется контракт, указание (пусть даже справочно) соответствующего кода конкретных работ, услуг или неимущественных прав из украинского классификатора в контракте, акте о выполнении, инвойсе, других документах (и особенно в налоговых накладных! ☺) может очень помочь экспортеру.

То есть наличие в этих документах конкретного кода работ, услуг, неимущественных прав, являющихся предметом контракта, уже будет серьезным аргументом при возникновении споров с фискалами (или банкирами).

Кроме того, заметим, что договор поставки товара/продукции в ряде случаев можно оформить как договор на выполнение работ по изготовлению такого товара/продукции (договор подряда), особенно когда речь идет о каких-то спецзаказах/индивидуальных исполнениях и партиях продукции. И тогда предметом экспортного контракта станут неподнадзорные работы, которые будут актироваться с нерезидентом, а вывозиться через таможню будет уже конечный результат этих работ. Не уверены, что такие контракты будут беспроблемными при проверках валютного законодательства, к тому же тут может добавиться и налоговая проблема с НДС, если местом поставки работ согласно ст. 186 НКУ будет определена Украина. В общем, посмотрим, как здесь сложится практика…

Еще отметим, что в свете таких изменений сроки расчетов за услуги по переработке давальческого сырья нерезидента тоже теперь не должны подпадать под банковский надзор и под 365-дневное ограничение.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд