01.12.2022

Льгота по арендной плате за землю для киевлян

Предприятие арендует земельный участок коммунальной формы собственности в г. Киеве. В отношении него подали годовую декларацию по плате за землю на 2022 год и уплатили арендную плату в бюджет лишь за январь — февраль в надежде на освобождение на время войны. Налоговики в телефонном режиме угрожают штрафами и вынуждают погасить долг. Имеем ли мы право на освобождение от арендной платы за землю, в частности от местной власти?

По нашему мнению, под военное освобождение от платы за землю*, в том числе и от арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, предусмотренное п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, вы, скорее всего, не попадаете. Ведь непосредственно на территории г. Киева военные действия не велись и не ведутся. Хотя окончательный вывод об этом можно будет сделать только после появления соответствующей нормативки во исполнение указанной нормы.

* Читайте о нем в статье «Льготы по плате за землю» в «Налоги & бухучет», 2022, № 84.

А вот местной льготой по арендной плате за землю вы можете воспользоваться без каких-либо предостережений. Для этого вам следует подать уточняющую декларацию (УД) по плате за землю. Причем сделать это лучше прямо сейчас, не откладывая дело до следующего года, когда заработает новая форма земельной отчетности.

Подробности — дальше.

Что решили киевские депутаты

Льгота, о которой спрашивает читатель, установлена решением Киевского городского совета (КГС) от 13.09.2022 № 5449/5490 (далее — решение № 5449/5490). В нем прописано, что

с 01 марта 2022 года по 31 мая 2022 года применяется ставка арендной платы за земельные участки коммунальной собственности территориальной громады города Киева (в процентах от нормативной денежной оценки*) в размере 0 процента

* Сокращенно — НДО.

Как указано в п. 3 решения № 5449/5490, оно вступает в силу с момента его обнародования. Поэтому поскольку это решение было обнародовано на официальном сайте КГС 14.09.2022 (см. об этом по ссылке), с указанной даты оно и начало действовать.

Вместе с тем многих плательщиков беспокоит, может ли вообще местная власть устанавливать льготы по арендной плате за землю?

Льгота по арендной плате: законно ли это

До недавнего времени налоговики на вопрос, имеют ли право местные советы устанавливать льготы в отношении платы за землю, отвечали, что никаких льгот по арендной плате НКУ не предусмотрено (БЗ 111.04, действовала до 01.07.2022).

На сегодня законодательство несколько изменилось. Местная власть получила право устанавливать для некоторых категорий плательщиков арендную плату в меньшем размере, чем законодательно установленная (п.п. 1 п. 284.6, п. 11 подразд. 6 разд. XX НКУ). Об одном из таких случаев, а именно о льготе по п. 284.6 НКУ, фискалы упоминают в обновленной консультации из БЗ 111.04, которая пришла на смену предыдущей. А вот общий их вывод о невозможности льготирования арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности не изменился.

В противовес этому несколько странному подходу фискалов обратим ваше внимание на позицию Верховного Суда по этому вопросу (см. постановление ВС от 02.08.2022 по делу № 813/567/18):

Налоговый кодекс Украины предусматривает полномочия органа местного самоуправления на установление налоговых льгот по уплате местных налогов, в том числе платы за пользование земельным участком

Поэтому дальнейшие комментарии вряд ли нужны. Мы лишь напомним, что налоговая льгота предоставляется, в частности, путем освобождения от уплаты налога или установления сниженной ставки налога (п. 30.9 НКУ).

Как следует из решения № 5449/5490, льготу по арендной плате за землю столичная власть предоставила путем уменьшения ставки. А она, то есть ставка, как известно, не может быть меньшей законодательно установленного размера. Согласятся ли фискалы с уменьшением налоговых обязательств на основании решения с такой формулировкой?

Нулевая ставка по арендной плате: а почему бы и нет?!

Действительно, п.п. 288.5.1 НКУ определяет нижний предел арендной платы за землю. В частности, размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но

ЦИТАТА

годовая сумма платежа:

не может быть меньше размера земельного налога:

для земельных участков, нормативная денежная оценка которых проведена, — в размере не больше 3 процентов их нормативной денежной оценки

Как видите, формулировка этой нормы достаточно запутана. Однако если структурировать ее так, как мы это сделали, становится очевидным главное: арендная плата за конкретный земельный участок коммунальной собственности не может быть меньше, чем размер земельного налога за этот самый участок.

В свою очередь, земельный налог за конкретный земельный участок рассчитывают как произведение ставки в процентах на величину НДО земельного участка в гривнях. А ставка налога за земельные участки, НДО которые проведена, устанавливается местным советом в размере не больше 3 % от их НДО (п. 274.1 НКУ).

В итоге имеем то, что прописано в п.п. 288.5.1 НКУ:

Годовая сумма аренды ≥ Земельный налог = Ставка х НДО ≤ 3 % НДО

А теперь вспомните: решением КГС от 13.09.2022 № 5450/5491 на период март — май 2022 года ставку земельного налога за земельные участки, НГДО которые проведена, снижена до 0 % от их НДО (см. об этом в статье «Получили местные льготы по плате за землю? Уточнитесь!» в «Налоги & бухучет», 2022, № 75).

Таким образом, в результате освобождения от арендной платы, предоставленного решением № 5449/5490, годовая сумма арендной платы все равно не будет меньше суммы земельного налога за этот год, поскольку в течение тех же трех месяцев (марта — мая 2022 года) и ставка земналога, и ставка арендной платы была установлена в размере 0 % от НДО земли. Следовательно, такое освобождение является, по нашему мнению, полностью правомерным.

Обратите внимание! В течение 2015 — 2016 лет п.п. 288.5.1 НКУ действовал в другой редакции, а именно годовая сумма арендной платы тогда не могла быть меньше 3 % НДО. То есть нижний предел размера арендной платы не связывался на то время с величиной земельного налога за этот самый участок. В таком случае уменьшение ставки арендной платы до 0 % от НДО действительно привело бы к нарушению требования, установленного тогдашним законодательством в отношении минимального размера арендной платы.

Вместе с тем

на сегодня установление нулевой ставки арендной платы является полностью правомерным, если одновременно будет установлена также нулевая ставка земельного налога в отношении той же категории земель

Нарушение минимального размера арендной платы, установленного действующей редакцией п.п. 288.5.1 НКУ, в результате таких действий местной власти не произойдет. Следовательно, решение № 5449/5490 в части установления ставки арендной платы в размере 0 % от НДО полностью законно.

Наконец, вспомним еще об одном заключении Верховного Суда, сформулированном им в постановлении, о котором уже шла речь выше. Если своими словами, то можно сказать так: не следует налоговикам ставить под сомнение действующее решение местной власти. Их дело: выполнять такие решения, ведь они являются обязательными для выполнения всеми юридическими лицами/гражданами, которые расположены / постоянно или временно проживают на соответствующей территории (ч. 1 ст. 73 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 № 280/97-ВР).

А теперь — технические нюансы заполнения УД.

Как заполнить уточненку

Форма УД. До конца года налоговые обязательства по плате за землю следует уточнять по старой форме декларации. Она утверждена приказом Минфина от 16.06.2015 № 560 (в редакции приказа Минфина от 23.01.2017 № 9). А уже с начала следующего года придется использовать новую форму, утвержденную приказом Минфина от 18.02.2022 № 83 (БЗ 111.05).

Шапка декларации. Поскольку речь идет об уточнении арендной платы за землю, следует проставить соответствующую отметку в поле «Арендная плата», а в поле «Тип декларации» — отметку «Уточняющая». Дальше в поле «с учетом уточнений с» указать «01.03», поскольку уточняются налоговые обязательства начиная с марта. Заполнение остальных реквизитов очевидно.

Раздел ІІ «Расчет суммы арендной платы». Поскольку в течение 2022 года киевляне должны применять две ставки арендной платы (в марте — мае — нулевую, в остальных месяцах — ту, которая предусмотрена договором аренды), то, по сути, в графе 12 «Годовая сумма арендной платы» следует привести сумму за 9 месяцев. Для этого придется отключить автоматический расчет. При этом в графе 11 «Размер арендной платы (%)», считаем, следует поставить ту ставку, которая прописана у вас в договоре аренды.

Раздел ІІІ «Расчет налогового обязательства». Заполнение этого раздела не должно вызывать каких-либо затруднений. Обратим ваше внимание лишь на следующее.

Несмотря на то, что сроки уплаты налогового обязательства за март — май 2022 года вы проворонили, штрафных (финансовых) санкций за эти периоды быть не должно, поскольку вы уточняетесь в сторону уменьшения арендной платы. Поэтому строки 7 «Сумма штрафа» и 8 «Сумма пени» заполнять не следует.

Более того! Если в интегрированной карточке плательщика (ИКП) налоговики уже начислили штрафы за эти месяцы, то после того как вы сейчас подадите УД, они должны их убрать. А вот остальные штрафы — за июнь — сентябрь в ИКП останутся. И вот-вот там появится еще и штраф за октябрь, если не уплатите арендную плату за этот месяц не позже 30.11.2022.

И последнее. В строке 9 «Дополнения к декларации» можно указать «Налоговые обязательства уточнены в связи с принятием решения КГС от 13.09.2022 № 5449/5490».

Фрагмент заполненной УД приведен на рисунке ниже.

скачать файл

Выводы

  • Налоговики выступают против существования льгот по арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Однако на защиту плательщиков в этом вопросе встал Верховный Суд.
  • Местная льгота по арендной плате за землю для землепользователей г. Киева предусмотрена в течение марта — мая путем установления нулевой ставки. Такой способ предоставления льготы является полностью законным, поскольку одновременно на этот самый период местный совет установил нулевую ставку и по земельному налогу
  • До конца года подавать уточненную декларацию по плате за землю следует по старой форме, утвержденной приказом Минфина от 16.06.2015 № 560 (в редакции приказа Минфина от 23.01.2017 № 9).