Темы статей
Выбрать темы

Блокировка НН: очередные изменения

Казанова Марина, налоговый эксперт
Постановление КМУ от 23.12.2022 № 1428

ВЫВОД ДОКУМЕНТА

Вносятся изменения в блокировочный Порядок № 1165

* Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Имеем очередные изменения в Порядок № 1165. Они заработают с 11.01.2023 (через 15 календарных дней со дня опубликования постановления; опубликовано — 27.12.2022).

Сразу отметим, что в целом — изменения позитивные.

Автоматическая разблокировка НН/РК

Начнем с обещанной автоматической разблокировки НН/РК. Конечно, не все так просто. Она будет касаться НН/РК, которые заблокированы в период с 14.10.2022 по 10.01.2023 включительно и до сих пор не разблокированы. Эти НН должны автоматически зарегистрироваться 11.01.2023, но только если одновременно выполняются следующие условия:

1. НН/РК заблокированы по критерию рисковости 1 операций. Если НН/РК заблокированы по другим причинам, то они не подпадают под автоматическую регистрацию.

2. В таких НН/РК указаны исключительно коды товаров/услуг, которые отражены в Таблице данных, учтенной контролирующим органом. То есть автоматическая разблокировка может быть, только если

налоговики в конце концов учли (до 11.01.2023) вам Таблицу данных в отношении этих кодов

Если учтенной Таблицы нет — то не будет и автоматической разблокировки.

В НН при этом не должно быть других кодов, чем указанные в учтенных налоговиками Таблицах данных.

Пример. НН остановлена 11.11.2022 (и она по состоянию на 11.01.2023 находится в стадии остановки). Таблицу данных с кодами, которые указаны в НН, учли 27.12.20220. Такая НН — претендент на автоматическую регистрацию 11.01.2023 (при выполнении остальных условий, в частности в отношении имеющегося лимита регистрации, о чем речь пойдет дальше).

Если Таблицу данных учтут уже после 10.01.2023 — то автоматической разблокировки НН не будет.

3. По заблокированным НН/РК не принято решение об отказе в регистрации или еще не принято решении по жалобе (то есть до сих пор НН/РК находится в стадии «регистрация остановлена»).

4. На 11.01.2023 имеется реглимит для регистрации НН. Здесь есть вопрос. Фактически, в постановлении сказано о сумме ∑Накл (то есть о текущем реглимите). Но, на наш взгляд, если выполняются условия для регистрации НН за счет ∑Перевищ, то в отношении такой НН должно считаться, что лимита для ее регистрации достаточно. Но посмотрим, что будет на практике.

Интересна также ситуация, а если реглимита на 11.01.2023 не хватит. Получается, что

автоматическая регистрация НН может произойти только 11.01.2023

То есть если на эту дату не хватает лимита, то НН автоматически не зарегистрируют.

Теперь непосредственно об изменениях в самом Порядке.

Критерии безусловной регистрации (отсекающие критерии)

Расширен перечень критериев автоматической регистрации. Так, под автоматическую регистрацию будут попадать (пп. 6 и 7 п. 3 Порядка № 1165):

1) налоговая накладная, если она составляется на покупателя — плательщика НДС и объем поставки в ней (гр. 10) не превышает 5 тыс. грн;

2) РК, как на увеличение, так и на уменьшение (как на плательщика, так и на неплательщика), если общая сумма абсолютных значений корректировки суммы компенсации (-/+) по такому РК не превышает 5 тыс. грн.

Но при этом, чтобы сработали критерии автоматической регистрации именно по этим новым пунктам, должны выполняться еще одновременно такие условия:

1) общий объем поставок в текущем месяце (с учетом поданных на регистрацию) не превышает 500 тыс. грн;

2) плательщик не внесен в перечень рисковых плательщиков НДС;

3) руководитель плательщика налога занимает эту должность (руководителя) не более чем у трех (включительно) плательщиков налога.

Рисковость плательщика налога

Критерий 8 «налоговая информация». Если плательщика включили в число рисковых на основании «популярного» критерия 8 («имеется налоговая информация»), то теперь в Решении о включении плательщика в число рисковых

должна быть приведена подробная информация/расшифровка информации, по которой установлено соответствие плательщика налога критериям рисковости плательщика налога

А именно указаны:

1) тип операции (приобретение/поставка);

2) период осуществления хозяйственной операции;

3) код согласно УКТ ВЭД / ГКПУ/ условный код товара;

4) налоговый номер плательщика налога, задействованного в рисковой операции.

Соответственно под эти изменения подкорректирована и сама форма Решения о включении в число рисковых плательщиков (приложение 4 к Порядку № 1165). В ней предусмотрена специальная таблица, в которой налоговики и должны расшифровать всю эту информацию. Стоит отметить, что на самом деле налоговики и до этого должны были конкретизировать в Решении информацию, на основании которой плательщик включен в число рисковых (письмо ГНСУ от 24.10.2022 № 23876/7/99-00-18-02-02-07). Но позитив изменений в том, что теперь есть специальная таблица с четко определенными данными, которую налоговики должны заполнить. Интересно и то, что будет утвержден специальный Справочник кодов налоговой информации, которая является основанием для принятия решения о включении плательщика в число рисковых. Этот Справочник будет «публиковаться» на сайте ГНСУ. И код из этого Справочника должен быть указан в Решении о включении плательщика в число рисковых.

Аналогичные изменения касаются и расшифровки «недостаточно» поданных документов. Если плательщик для исключения его из числа рисковых плательщиков подает документы/объяснения, но налоговики все равно принимают решение о его рисковости, то в Решении они

должны указать/выбрать из перечня документ/документы, не предоставленный / не предоставленные плательщиком налога, который может / которые могут свидетельствовать о несоответствии критериям рисковости плательщика налога

Под эти изменения также подкорректирована форма Решения. Она теперь содержит перечень документов, которые указаны в п. 6 Порядка № 1165 для «выведения» плательщика из числа рисковых.

Автоматическое исключение контрагентов из числа рисковых контрагентов. Если плательщика исключили из числа рисковых, то автоматически должны быть исключены из числа рисковых и его контрагенты при условии, что:

1) они были включены в число рисковых вследствие осуществления операции с контрагентом, которого включили в число рисковых (а теперь исключили);

2) отсутствуют другие основания и информация, по которой установлено соответствие контрагента критериям рисковости плательщика налога.

Критерии 6 и 7 (неподача отчетности). Подкорректировали критерии 6 и 7 рисковости плательщика... Они предусматривали включение плательщика в число рисковых на том основании, что плательщик не подал отчетность по НДС за два последних отчетных периода. Или плательщик налога на прибыль не подал налоговикам финансовую отчетность за последний налоговый период. Так вот теперь указано, что эти критерии

должны применяться с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ

То есть с учетом «военного» продления сроков/возможности/невозможности выполнения налоговых обязанностей.

Например, если плательщик перешел с 01.04.2022 на спецЕН, а теперь возвращается на общую систему (и соответственно возобновляет НДС-статус), то должно учитываться, что для него сроки подачи деклараций по НДС за периоды февраль — март 2022 года — в течение 60 календарных дней после возвращения со спецЕН (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). И пока не истекли эти сроки, считать, что декларации за эти периоды не поданы, налоговики не имеют права.

Критерии рисковости операций

Критерий 1 (расхождение приобретения и продажи). Убрали упоминание об отсутствии кода товара/услуги в учтенной Таблице данных для срабатывания этого критерия. Собственно, упоминание о Таблице данных в нем и не нужно, поскольку наличие кода товара в Таблице данных названо в критериях безусловной регистрации.

Критерий 5 (расхождение приобретения и продажи в уменьшающем РК). Позитивное изменение. Наконец прописали, что критериям рисковости такой РК будет отвечать, если сумма компенсации стоимости товара/услуги в уменьшающем РК

превышает разницу между приобретениями и продажами в 1,5 раза

Раньше было просто превышение разницы между приобретения и продажами (то есть не учитывался увеличивающий коэффициент «1,5», как по критерию 1 рисковости операций). Теперь эту несправедливость устранили.

Критерий 6 (РК на уменьшение на неплательщика). Раньше этот критерий срабатывал, если уменьшающий РК на неплательщика регистрировался после окончания 14 дней с момента составления НН. Теперь срок в 14 дней увеличили до 30 календарных дней. И дописали, что под этот критерий не попадут РК к налоговой накладной, в которой отражены операции по поставке электрической энергии (товарная подпозиция 2716 согласно УКТ ВЭД), поставке природного газа (товарные подпозиции 2705, 2709 и 2711 11 согласно УКТ ВЭД), поставке тепловой энергии (условный код товара 00401).

Показатели позитивной налоговой истории

Показатель «объем поставки». По сравнению со старым аналогичным показателем:

— месячный объем поставки увеличен с 500 тыс. до 1 млн грн;

— объем поставки одному покупателю увеличен с 50 тыс. грн до 100 тыс. грн.

Показатель «земля». Сделано уточнение в отношении плательщиков единого налога группы 4. Для них этот показатель будет срабатывать при условии, что уплачены налоговые обязательства по единому налогу в полном объеме и в сроки, предусмотренные законодательством.

Таблица данных

Предусмотрели, что если принимается решение о неучете Таблицы данных по основаниям «имеется налоговая информация, которая свидетельствует об осуществлении плательщиком налогов рисковых операций», то в Решении должна быть приведена расшифровка этой информации. А именно должны быть указаны: (1) тип операции (приобретение/поставка), (2) период осуществления хозяйственной операции, (3) код согласно УКТ ВЭД / ГКПУ / условный код товара, (4) налоговый номер плательщика налога, задействованного в рисковой операции, (5) дата включения плательщика налога, задействованного в рисковой операции, в перечень плательщиков, которые отвечают критериям рисковости плательщика налога.

Под эти изменения соответственно подкорректированы и формы Решений (приложения 6 и 7 к Порядку № 1165).

Стоит обратить внимание, что теперь формы Решения об учете/неучете Таблицы данных подкорректировали под предыдущие блокировочные изменения. В частности, в ней определено такое основание отказа в учете Таблицы, как включение плательщика в число рисковых.

Подробнее о ближайшем будущем блокировок налоговых накладных мы расскажем на онлайн-семинаре «Бухгалтерська трилогія 2023» 17-18-19 января. Приглашаем Вас!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше