Темы статей
Выбрать темы

Изменения от Минфина: ОС, финуслуги, расходы, инвентаризация

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Приказом от 28.05.2022 № 148 Минфин подкорректировал целый ряд бухгалтерских нормативов. Заработают изменения со дня официального опубликования приказа № 148. К чему нам готовиться? Давайте выясним.

Обновленный учет основных средств

Прежде всего Минфин уточнил определение термина «основные средства», которое приведено в п. 4 НП(С)БУ 7 «Основные средства» и в описании счета 10 «Основные средства» Инструкции № 291*. Там к этому понятию прибавлено «выполнение работ».

Поэтому теперь основные средства (ОС) — это материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, выполнения работ и предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых больше одного года (или операционного цикла, если он длиннее года).

* Инструкция о применении Плана счетов бухучета активов, капитала, обязательств и хозопераций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 № 291.

В действительности это уточняющая норма, которая вообще никак не изменяет порядок учета ОС. Просто в определение термина дописали, что ОС используются не только в производстве, поставке товаров и услуг, но и в процессе выполнения работ. Еще раз отметим: на практике в отношении бухучета ОС ничего не изменяется.

Из п. 17 НП(С)БУ 7 Минфин исключил спецнорму касательно переоценки объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью. Переоцененную остаточную стоимость таких ОС, напомним, мы определяли до этого путем добавления справедливой стоимости нулевого объекта к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа. Кроме этого, для таких объектов, которые продолжают использоваться, обязательно определялась ликвидационная стоимость. Это требование тоже кануло в Лету. Следовательно,

переоценивать ОС с нулевой остаточной стоимостью следует в общем порядке, предусмотренном абзацем первым п. 17 НП(С)БУ 7

То есть нужно будет увеличивать как первоначальную (переоцененную) стоимость, так и сумму начисленного износа объекта ОС. Что касается ликвидационной стоимости, то ее все равно придется определять.

Еще одна новация синхронизирует изложенный в новой редакции п. 25 НП(С)БУ 7 с § 51 МСБУ 16 «Основные средства». А именно срок полезного использования (эксплуатации) и ликвидационную стоимость объекта ОС надо пересматривать на конец каждого отчетного года в случае изменения ожидаемых экономических выгод от его использования. Иначе говоря, не реже одного раза в году на конец отчетного периода НП(С)БУшники, как и МСФОшники обязаны пересматривать срок полезного использования (эксплуатации) и ликвидационную стоимость своих ОС.

Раньше мы обязаны были пересматривать срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС при любом изменении ожиданий и в любой момент. А нормы пересматривать / изменять ликвидационную стоимость вообще не существовало. Хотя не было установлено и запрета это делать. Теперь же это следует делать только на конец отчетного года. То есть в этой части жизнь бухгалтеру облегчили. Впрочем, по желанию, никто не запрещает пересматривать/изменять срок полезного использования и ликвидационную стоимость, когда изменились обстоятельства, на которых базировалась эта оценка (право на это прямо дано в п. 6 НП(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»).

Соответственно амортизировать объект ОС исходя из нового срока полезного использования и ликвидационной стоимости необходимо, начиная с месяца, следующего за месяцем изменения срока полезного использования и/или ликвидационной стоимости.

Также по аналогии с § 61 МСБУ 16 в случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от использования объекта ОС пересматривать метод его амортизации нужно будет на конец отчетного года (п. 28 НП(С)БУ 7).

И наконец чисто техническую правку Минфин внес в п. 30 НП(С)БУ 7. Теперь он звучит так — сумму начисленной амортизации все предприятия отражают увеличением суммы износа ОС и расходов предприятия, кроме случаев, когда сумма начисленной амортизации включается в себестоимость другого актива и балансовой стоимости такого актива.

Бухучет финуслуг и е-денег

Благодаря комментируемому приказу № 148 новое название получил счет 67 — «Расчеты с участниками и средства клиентов».

Но изменилось не только название счета 67. Отныне он предназначен для обобщения информация о:

1) расчетах с участниками и учредителями предприятия, которые связаны с распределением собственного капитала (дивиденды, возврат долей и тому подобное);

2) средствах клиентов предоставителей финансовых услуг (кроме банков);

3) обязательствах по выпущенным электронным деньгам.

Соответственно счет 67 теперь прирос на три субсчета (см. таблицу).

Субсчета счета 67 «Расчеты с участниками и средства клиентов»

Номер и название субсчета

Назначение субсчета

671 «Расчеты по начисленным дивидендам»

Учитывают дивиденды, начисленные собственникам простых и привилегированных акций (долей в уставном капитале) за счет прибыли или прочих, предусмотренных учредительными документами, источников

672 «Расчеты по прочим выплатам»

Ведут учет прочих выплат, начисленных учредителям и участникам за пользование имуществом, в частности земельным и имущественным паем, а также выплат в связи с получением надлежащей выбывшему участнику (учредителю) части активов предприятия

673 «Средства клиентов — юридических лиц предоставителей финансовых услуг»

Ведут учет средств клиентов — юридических лиц и клиентов — физических лиц предоставителей финансовых услуг (кроме банков)

674 «Средства клиентов —физических лиц предоставителей финансовых услуг»

675 «Обязательства предоставителей финансовых услуг по выпущенным электронным деньгам»

Учитывают обязательства по выпущенным электронным деньгам предоставителем финансовых услуг (кроме банков)*

* Поскольку выпуск электронных денег имеют право осуществлять только банки, то, наверное, этот новый субсчет 675 Минфин предлагает использовать агентам (см. Положение об электронных деньгах в Украине, утвержденное постановлением Правление НБУ от 04.11.2010 № 481).

По кредиту счета 67 отражаем увеличение задолженности предприятия перед учредителями и участниками общества и клиентами предоставителей финансовых услуг (кроме банков). А по дебету показываем ее уменьшение (погашение), в том числе реинвестирование доходов и тому подобное.

Аналитический учет ведем по каждому:

— учредителю и участнику и по видам выплат;

— клиенту — юридическому лицу и клиенту — физическому лицу предоставителя финансовых услуг (кроме банков);

— пользователю электронных денег.

Гудбай счет 85 «Прочие затраты»!

Еще с середины 2019 года из раздела І Инструкции № 291 убрали норму, которая разрешала малым предприятиям и другим организациям, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, вести бухгалтерский учет расходов с использованием только счетов класса 8 «Затраты по элементам». Именно эти предприятия использовали счет 85 для учета расходов на инвестиционную и финансовую деятельность предприятия, прочих расходов деятельности и налога на прибыль.

С тех пор все без исключения предприятия должны были обязательно вести счета класса 9 «Затраты деятельности» с открытием по собственному решению счетов класса 8. То есть

учитывать расходы только на счетах класса 8 уже давно запрещено

Поэтому если наравне со счетами класса 9 решили использовать счета класса 8, то на них группируем исключительно расходы операционной деятельности по экономическим элементам (п. 21 НП(С)БУ 16 «Расходы»). Соответственно задействуются лишь счета 80 — 84. А вот счет 85 здесь не у дел.

Однако в тексте Инструкции № 291 при описании счета 79 «Финансовые результаты» счетов класса 8 осталась информация о возможности ведения учета расходов только на счетах класса 8. А это шло вразрез с требованиями раздела І Инструкции № 291.

И вот, наконец, бухрегулятор это противоречие исправил. По всему тексту Инструкции № 291 он убрал упоминание о счете 85. Вычеркнули этот счет также и из общего Плана счетов (утвержденного приказом Минфина от 30.11.99 № 291).

Кстати микропредприятиям, малым предприятиям, непредпринимательским обществам, единоналожникам группы 3 по ставке 3 % / 5 %, а также представительствам иностранных субъектов хозяйственной деятельности разрешено применять упрощенный План счетов бухучета активов, капитала, обязательств и хозопераций предприятий, утвержденный приказом Минфина от 19.04.2001 № 186. А там вообще нет счетов класса 8.

Инвентаризация уничтоженного войной имущества

В унисон с Порядком № 419* (см. статью «Подача финотчетности и инвентаризация во время войны: Кабмин созрел» // «Налоги & бухучет», 2022, № 43) Минфин внес коррективы в п. 8 разд. I Положения № 879** в относшении проведения инвентаризации на территории боевых действий и временной оккупации.

* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.

** Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

В соответствии с изменениями норму о проведении инвентаризации лишь в случае возможности безопасного и беспрепятственного доступа распространили также на проведение инвентаризации имущества предприятиями, которые имели (имеют) местонахождение в районах проведения военных (боевых) действий в период действия военного положения или структурные подразделения (отделенное имущество) которых расположены на (в) таких территориях (районах). Районы проведения военных (боевых) действий в период действия военного положения определяются в соответствии с законодательством.

В общем случае указанные пострадавшие предприятия обязаны:

— провести инвентаризацию по состоянию на 01 число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета;

— отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Вместе с тем

руководители пострадавших от войны предприятий могут принять решение о проведении инвентаризации отдельно определенного имущества в случае установления фактов его хищения (разворовывания), недостачи, уничтожения (порчи) на день установления таких фактов

Следовательно, не надо ожидать 01 числа месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к активам. Это теперь прямо записано в п. 8 разд. I Положения № 879. Хотя по-прежнему можно провести инвентаризацию только после возобновления безопасного и беспрепятственного доступа к активам.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше