Обновленный учет основных средств
Прежде всего Минфин уточнил определение термина «основные средства», которое приведено в п. 4 НП(С)БУ 7 «Основные средства» и в описании счета 10 «Основные средства» Инструкции № 291*. Там к этому понятию прибавлено «выполнение работ».
Поэтому теперь основные средства (ОС) — это материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, выполнения работ и предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых больше одного года (или операционного цикла, если он длиннее года).
* Инструкция о применении Плана счетов бухучета активов, капитала, обязательств и хозопераций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 № 291.
В действительности это уточняющая норма, которая вообще никак не изменяет порядок учета ОС. Просто в определение термина дописали, что ОС используются не только в производстве, поставке товаров и услуг, но и в процессе выполнения работ. Еще раз отметим: на практике в отношении бухучета ОС ничего не изменяется.
Из п. 17 НП(С)БУ 7 Минфин исключил спецнорму касательно переоценки объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью. Переоцененную остаточную стоимость таких ОС, напомним, мы определяли до этого путем добавления справедливой стоимости нулевого объекта к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа. Кроме этого, для таких объектов, которые продолжают использоваться, обязательно определялась ликвидационная стоимость. Это требование тоже кануло в Лету. Следовательно,
переоценивать ОС с нулевой остаточной стоимостью следует в общем порядке, предусмотренном абзацем первым п. 17 НП(С)БУ 7
То есть нужно будет увеличивать как первоначальную (переоцененную) стоимость, так и сумму начисленного износа объекта ОС. Что касается ликвидационной стоимости, то ее все равно придется определять.
Еще одна новация синхронизирует изложенный в новой редакции п. 25 НП(С)БУ 7 с § 51 МСБУ 16 «Основные средства». А именно срок полезного использования (эксплуатации) и ликвидационную стоимость объекта ОС надо пересматривать на конец каждого отчетного года в случае изменения ожидаемых экономических выгод от его использования. Иначе говоря, не реже одного раза в году на конец отчетного периода НП(С)БУшники, как и МСФОшники обязаны пересматривать срок полезного использования (эксплуатации) и ликвидационную стоимость своих ОС.
Раньше мы обязаны были пересматривать срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС при любом изменении ожиданий и в любой момент. А нормы пересматривать / изменять ликвидационную стоимость вообще не существовало. Хотя не было установлено и запрета это делать. Теперь же это следует делать только на конец отчетного года. То есть в этой части жизнь бухгалтеру облегчили. Впрочем, по желанию, никто не запрещает пересматривать/изменять срок полезного использования и ликвидационную стоимость, когда изменились обстоятельства, на которых базировалась эта оценка (право на это прямо дано в п. 6 НП(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»).
Соответственно амортизировать объект ОС исходя из нового срока полезного использования и ликвидационной стоимости необходимо, начиная с месяца, следующего за месяцем изменения срока полезного использования и/или ликвидационной стоимости.
Также по аналогии с § 61 МСБУ 16 в случае изменения ожидаемого способа получения экономических выгод от использования объекта ОС пересматривать метод его амортизации нужно будет на конец отчетного года (п. 28 НП(С)БУ 7).
И наконец чисто техническую правку Минфин внес в п. 30 НП(С)БУ 7. Теперь он звучит так — сумму начисленной амортизации все предприятия отражают увеличением суммы износа ОС и расходов предприятия, кроме случаев, когда сумма начисленной амортизации включается в себестоимость другого актива и балансовой стоимости такого актива.
Бухучет финуслуг и е-денег
Благодаря комментируемому приказу № 148 новое название получил счет 67 — «Расчеты с участниками и средства клиентов».
Но изменилось не только название счета 67. Отныне он предназначен для обобщения информация о:
1) расчетах с участниками и учредителями предприятия, которые связаны с распределением собственного капитала (дивиденды, возврат долей и тому подобное);
2) средствах клиентов предоставителей финансовых услуг (кроме банков);
3) обязательствах по выпущенным электронным деньгам.
Соответственно счет 67 теперь прирос на три субсчета (см. таблицу).
Субсчета счета 67 «Расчеты с участниками и средства клиентов»
Номер и название субсчета | Назначение субсчета |
671 «Расчеты по начисленным дивидендам» | Учитывают дивиденды, начисленные собственникам простых и привилегированных акций (долей в уставном капитале) за счет прибыли или прочих, предусмотренных учредительными документами, источников |
672 «Расчеты по прочим выплатам» | Ведут учет прочих выплат, начисленных учредителям и участникам за пользование имуществом, в частности земельным и имущественным паем, а также выплат в связи с получением надлежащей выбывшему участнику (учредителю) части активов предприятия |
673 «Средства клиентов — юридических лиц предоставителей финансовых услуг» | Ведут учет средств клиентов — юридических лиц и клиентов — физических лиц предоставителей финансовых услуг (кроме банков) |
674 «Средства клиентов —физических лиц предоставителей финансовых услуг» | |
675 «Обязательства предоставителей финансовых услуг по выпущенным электронным деньгам» | Учитывают обязательства по выпущенным электронным деньгам предоставителем финансовых услуг (кроме банков)* |
* Поскольку выпуск электронных денег имеют право осуществлять только банки, то, наверное, этот новый субсчет 675 Минфин предлагает использовать агентам (см. Положение об электронных деньгах в Украине, утвержденное постановлением Правление НБУ от 04.11.2010 № 481). |
По кредиту счета 67 отражаем увеличение задолженности предприятия перед учредителями и участниками общества и клиентами предоставителей финансовых услуг (кроме банков). А по дебету показываем ее уменьшение (погашение), в том числе реинвестирование доходов и тому подобное.
Аналитический учет ведем по каждому:
— учредителю и участнику и по видам выплат;
— клиенту — юридическому лицу и клиенту — физическому лицу предоставителя финансовых услуг (кроме банков);
— пользователю электронных денег.
Гудбай счет 85 «Прочие затраты»!
Еще с середины 2019 года из раздела І Инструкции № 291 убрали норму, которая разрешала малым предприятиям и другим организациям, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, вести бухгалтерский учет расходов с использованием только счетов класса 8 «Затраты по элементам». Именно эти предприятия использовали счет 85 для учета расходов на инвестиционную и финансовую деятельность предприятия, прочих расходов деятельности и налога на прибыль.
С тех пор все без исключения предприятия должны были обязательно вести счета класса 9 «Затраты деятельности» с открытием по собственному решению счетов класса 8. То есть
учитывать расходы только на счетах класса 8 уже давно запрещено
Поэтому если наравне со счетами класса 9 решили использовать счета класса 8, то на них группируем исключительно расходы операционной деятельности по экономическим элементам (п. 21 НП(С)БУ 16 «Расходы»). Соответственно задействуются лишь счета 80 — 84. А вот счет 85 здесь не у дел.
Однако в тексте Инструкции № 291 при описании счета 79 «Финансовые результаты» счетов класса 8 осталась информация о возможности ведения учета расходов только на счетах класса 8. А это шло вразрез с требованиями раздела І Инструкции № 291.
И вот, наконец, бухрегулятор это противоречие исправил. По всему тексту Инструкции № 291 он убрал упоминание о счете 85. Вычеркнули этот счет также и из общего Плана счетов (утвержденного приказом Минфина от 30.11.99 № 291).
Кстати микропредприятиям, малым предприятиям, непредпринимательским обществам, единоналожникам группы 3 по ставке 3 % / 5 %, а также представительствам иностранных субъектов хозяйственной деятельности разрешено применять упрощенный План счетов бухучета активов, капитала, обязательств и хозопераций предприятий, утвержденный приказом Минфина от 19.04.2001 № 186. А там вообще нет счетов класса 8.
Инвентаризация уничтоженного войной имущества
В унисон с Порядком № 419* (см. статью «Подача финотчетности и инвентаризация во время войны: Кабмин созрел» // «Налоги & бухучет», 2022, № 43) Минфин внес коррективы в п. 8 разд. I Положения № 879** в относшении проведения инвентаризации на территории боевых действий и временной оккупации.
* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.
В соответствии с изменениями норму о проведении инвентаризации лишь в случае возможности безопасного и беспрепятственного доступа распространили также на проведение инвентаризации имущества предприятиями, которые имели (имеют) местонахождение в районах проведения военных (боевых) действий в период действия военного положения или структурные подразделения (отделенное имущество) которых расположены на (в) таких территориях (районах). Районы проведения военных (боевых) действий в период действия военного положения определяются в соответствии с законодательством.
В общем случае указанные пострадавшие предприятия обязаны:
— провести инвентаризацию по состоянию на 01 число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета;
— отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.
Вместе с тем
руководители пострадавших от войны предприятий могут принять решение о проведении инвентаризации отдельно определенного имущества в случае установления фактов его хищения (разворовывания), недостачи, уничтожения (порчи) на день установления таких фактов
Следовательно, не надо ожидать 01 числа месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к активам. Это теперь прямо записано в п. 8 разд. I Положения № 879. Хотя по-прежнему можно провести инвентаризацию только после возобновления безопасного и беспрепятственного доступа к активам.