Темы статей
Выбрать темы

Учет расходов на создание бесперспективного ІТ-продукта

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
Продуктовая ІТ-компания занималась созданием своего собственного программного обеспечения. Но впоследствии оказалось, что создание именно такого ІТ-продукта является бесперспективным, то есть реализовать его или права на него не удастся. Как быть с расходами, понесенными на разработку такого ІТ-продукта?

Удачный ІТ-продукт. Обычно продуктовая ІТ-компания самостоятельно занимается изготовлением какого-то продукта, а именно: мобильных приложений, соцсетей, среды для программирования, антивирусов, игр, CRM и т. п.

Если им удается сделать актив, который будет иметь спрос на рынке, то они в учете признают созданный ими объект как нематериальный актив (НМА). Но, чтобы это сделать, такой ІТ-продукт должен отвечать критериям, которые преобразуют объект в НМА. Перечень этих критериев приведен в п. 7 НП(С)БУ 8 «Нематериальные активы». В нем прямо сказано, что объект (в том числе ІТ-продукт) может быть признан НМА, если выполнены три условия:

— предприятие, которое создало такой объект, имеет намерение, техническую возможность и ресурсы для доведения его до состояния, в котором он пригоден для реализации или использования;

— от реализации или использования созданного объекта предприятие сможет извлечь в будущем экономические выгоды;

— предприятие имеет достоверную информацию о размере расходов, связанных с разработкой такого объекта.

При этом чтобы созданный объект был НМА, должны выполняться все три требования одновременно. Если какое-то из них не выполняется, то такой объект признать НМА нельзя.

То есть даже созданный рабочий ІТ-продукт (написанную программу или игру) признать НМА продуктовая ІТ-компания может только тогда, когда она понимает, что

созданный ІТ-продукт не только рабочий, но и от использования объекта ІТ-компания извлечет в будущем экономические выгоды

Бесперспективный ІТ-продукт. Если же от использования ІТ-продукта в будущем экономических выгод извлечь не удастся, то есть его нельзя будет продать или использовать иным образом для получения экономических выгод (именно об этом случае речь идет в вопросе читателя), то признать созданный ІТ-продукт НМА нельзя.

Учитывая это, возникает закономерный вопрос: что делать с расходами на создание ІТ-продукта, если он не может приносить экономические выгоды от его использования?

На наш взгляд, их следует списать на расходы периода. Дело в том, что ІТ-продукт, который на этапе создания признан бесперспективным, вообще не отвечает критериям признания его активом. Он не сможет принести экономические выгоды от использования. Поэтому в периоде, в котором разрабатываемый ІТ-продукт признан бесперспективным, все расходы, которые предприятие аккумулировало в течение создания ІТ-продукта до тех пор, пока оно понятно, что создание продукта не является целесообразным, и отражало на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов», следует отнести на расходы периода.

Другой вопрос:

к каким именно расходам периода относить расходы, понесенные на разработку неперспективного ІТ-продукта?

На наш взгляд, поскольку на этапе создания ІТ-продукта было установлено, что он является бесперспективным, то связать такие расходы с конкретным видом расходов предприятия сложно. Поэтому считаем, что все расходы на создание такого ІТ-продукта следует признать прочими расходы, то есть отнести все расходы на субсчет 976 «Списание необоротных активов».

Налоговый учет. Что касается налоговоприбыльных последствий такой операции, то здесь все будет по правилам бухучета, как у высокодоходников, так и у малодоходников-добровольцев. Дело в том, что для такой операции налоговых разниц не будет.

Также такая операция не повлияет на НДС-учет ІТ-компании, поскольку в этом случае, во-первых, не будет происходить поставка товаров или услуг, а во-вторых, отнесения стоимости приобретенных товаров/услуг с НДС, которые использованы при разработке неудачного ІТ-продукта, будут считаться использованными в хозяйственной деятельности ІТ-компании (ведь расходы на разработку были понесены с целью получения дохода), а тот факт, что разработка оказалась неудачной, такие расходы в нехозяйственные не превращает.

Кроме того, мы говорим об ІТ-компаниях, у которых на сегодня большая часть ІТ-продуктов попадает под ІТ-льготу или будет участвовать в необъектной операции (когда речь идет о получении роялти). Поэтому если речь идет о разработке льготного или необъектного ІТ-продукта, то полученный на входе налоговый кредит, который касается его создания, уже давно был компенсирован. А следовательно, если ІТ-продукт и будет признан неудачным, то говорить о повторной компенсации входящего кредита, связанного с ним, не следует.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше