24.04.2023
* Также это могут быть смарт-карты, скретч-карты и другие инструменты, которые предоставляют право их держателю на заправку определенных объемов горючего.
Топливный талон — это документ, приобретенный по отпускной цене оговоренного номинала, который подтверждает право его владельца (покупателя горючего) получить на АЗС/АГЗС фиксированное количество горючего определенного наименования и марки, которые указаны на нем. То есть, по сути, это документ, подтверждающий право покупателя на получение уже оплаченного горючего, которое хранится на АЗС/АГЗС.
Все тонкости отношений между АЗС/АГЗС и покупателем талонов оговаривают в договоре. В частности, в нем фиксируют момент перехода права собственности на горючее. На практике,
обычно, используют две схемы работы с топливными талонами — в зависимости от момента, когда право собственности на горючее переходит к покупателю
(подробно см. в статье «Заправляем авто работников по талонам юрлица» // «Налоги & бухучет», 2022, № 42):
1) как только предприятие осуществит предоплату продавцу горючего и получит талоны (Дт 2031 «Горючее на складе» — Кт 631, Дт 2032 «Талоны на горючее» — Кт 2031 «Горючее на складе»);
2) в момент фактического отпуска горючего — то есть во время заправки горючего на АЗС/АГЗС непосредственно в бак автомобиля (Дт 331 «Денежные документы в национальной валюте» — Кт 371, Дт 2033 «Горючее в баках автомобилей» — Кт 331).
Выбранный подход непосредственно будет влиять на учет и налогообложение операций с топливными талонами. А в условиях дальнейшей продажи талонов именно второй подход, на наш взгляд, является наиболее безопасным. Ведь тогда продажа талонов на горючее будет отражена непосредственно с субсчета 331 (субсчет 2032 «Талоны на горючее» задействован не будет). Следовательно, это не позволит налоговикам обязывать предприятие регистрироваться плательщиком горючего акциза (см. об этом дальше).
Единоналожникам следует помнить о запрете продавать подакцизные товары (которым, собственно, определенно горючее), установленном п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ — для всех упрощенцев и п.п. 1 п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ — для спецЕНщиков.
Поэтому в договоре купли-продажи с покупателем обязательно надо зафиксировать «талонный» способ приобретения им права на получение на АЗС/АГЗС горючего. То есть чтобы было четко видно, что будет реализовываться не горюче, а лишь право на его физическое получение. Также стоит указать, в частности, реквизиты талонов, предельный срок получения горючего, перечень доступных для заправки АЗС/АГЗС и т. п.
Перепродажу топливных талонов другим лицам оформляйте актом приема-передачи или расходной накладной, составленными по общим правилам.
Отдельно отметим! Чтобы не попасть в передрягу и не иметь проблем с горючим акцизом и регистрацией НН/РК в ЕРНН,
оформляйте перепродажу топливных талонов таким образом, чтобы по всем документам (и особенно по НН) проходили именно талоны, а не горючее
Операции по реализации талонов на горючее подлежат обложению НДС в общем порядке. Поэтому на дату поставки топливных талонов (по правилу «первого события») нужно начислить налоговые обязательства (НО) по НДС.
Какой код УКТ ВЭД проставлять в графе 3.1 НН на топливные талоны? Ведь всем известно, что налоговики отлавливают акцизные операции именно через коды УКТ ВЭД в НН. А одним из критериев рисковости операций (а именно критерий 3), которые применяются для целей блокировки регистрации НН/РК в ЕРНН, является отсутствие на дату составления НН/РК сведений в Реестре плательщиков горючего акциза о хозсубъекте, который регистрирует НН на товар (горючее) с кодами УКТ ВЭД согласно п.п. 215.3.4 НКУ (ср. ).
Теперь ясности в отношении того, какой код УКТ ВЭД указыать в НН на топливные талоны, нет. На практике часто берут условный код на сайте ГНСУ для прочих товаров — «00120». Для скретч- и смарт-карт, например, используют коды УКТ ВЭД «8523 30 00 00» (карты с магнитной лентой без записи) или «8524 60 00 00» (карты с магнитной лентой с записью). А вот указывать в НН код УКТ ВЭД горючего, право на получение которого удостоверяют талоны, мы не советуем.
Фискалы настаивают — если по данным первичных документов хозсубъект осуществляет операции по получению от поставщиков и реализацию покупателям горючего с помощью талонов и/или смарт-карт, которые получаются и/или предоставляются как дополнение к расходным накладным на горючее, то хозсубъект является плательщиком горючего акциза (см. письмо ГНСУ от 08.11.2019 № 1242/6/99-00-04-02-05-15/ІПК, БЗ 114.01).
Подробнее о разных нюансах, связанных с такими операциями, а также наши советы, как оградить себя от претензий фискалов в отношении них, читайте в статье «Реализация топливных талонов, смарт/скретч-карт: проблемы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 75. Здесь лишь отметим, что для горюче-акцизных целей:
1) собственно операции по продаже/перепродаже топливных талонов не могут считаться реализацией горючего. Поскольку по таким операциям происходит физическая передача не горючего, а именно талонов, которые предоставляют лишь право покупателю на получение горючего в будущем;
2) не имеет большого значения тот факт, что стороны указывают в первичных документах и/или в налоговых накладных: горючее, которое должно быть получено по приобретенным талонам, или собственно талоны, которые предоставляют право на такое получение. При перепродаже талонов никакой акцизной реализации горючего не происходит;
3) если в договоре продажи талонов указано о переходе к покупателю права собственности на соответствующий объем горючего, которое находится на ответственном хранение у другого хозсубъекта, для продавца талонов такие операции все равно не будут считаться реализацией горючего. Ведь акцизная реализация не зависит от перехода права собственности на горючее. Она привязана именно к фактической передаче (отпуску, отгрузке) горючего.
Итак, считаем
у налоговиков нет никаких законных оснований при любом оформлении документов требовать от продавца талонов регистрироваться плательщиком горючего акциза
Конечно, кроме тех случаев, когда он сам и будет заливать горючее по этим талонам.
Однако с учетом продавливания налоговиками фискального подхода, чтобы не подвергнуться при проверке на штраф по п. 117.3 НКУ — 100 % стоимости реализованного горючего, уместно при продаже, чтобы по документам проходили именно талоны.
Необходимо ли перепродавцу топливных талонов получать лицензии на торговлю горючим и/или на его хранение? Особенно актуальным этот вопрос становится, когда по документам талоны проходят как горючее с указанием соответствующих кодов УКТ ВЭД.
Что касается лицензии на хранение, то она перепродавцу талонов обычно не нужна. Ведь согласно ст. 1 и ст. 15 Закона № 481* она должна быть у того, кто фактически хранит это горючее на АЗС/АГЗС.
А вот что касается лицензии на оптовую торговлю горючим, то здесь налоговики уверенно гнут свою фискальную линию и требуют от перепродавцов талонов получить лицензию на оптовую торговлю горючим без места торговли. Причем здесь контролерам уже все равно, что будет указываться в документах — топливные талоны или именно горючее. Получения (наличия) горючей оптовой лицензии они требуют в любом случае (см. письма ГНСУ от 04.02.2021 № 398/ІПК/99-00-09-03-02-06, от 26.02.2021 № 717/ІПК/99-00-09-03-02-06, от 26.05.2021 № 2006/ІПК/99-00-09-03-02-06 и от 14.06.2021 № 2400/ІПК/99-00-09-03-02-06).
Заметьте! Спорить с налоговиками здесь может быть очень сложно. Поэтому имеет смысл получить индивидуальную налоговую консультацию (ИНК), что оптовая горючая лицензия для таких операций именно вам не нужна, или все же ее приобрести.