Темы статей
Выбрать темы

Проверки по п.п. 78.1.5 НКУ — возражения к акту проверки / жалоба на НУР

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Если плательщик подал возражение к акту проверки или жалобу на налоговое уведомление-решение (НУР), то при определенных условиях возможна внеплановая документальная проверка на основании п.п. 78.1.5 НКУ. Что это за условия? Давайте выясним.

возражения к акту

Налоговики провели проверку, выявили нарушения и составили акт (п. 86.1 НКУ). В случае несогласия с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, плательщик имеет право подать к нему свои возражения и дополнительные документы и объяснения. Такие возражения к акту следует подать фискалам, которые проводили проверку, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (п. 86.7 НКУ).

Полученные возражения рассматривает соответствующая комиссия в течение 10 рабочих дней, следующих за (п.п. 86.7.1 НКУ):

днем получения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и объяснений;

днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в возражениях, дополнительных документах и объяснениях.

По результатам такого рассмотрения могут быть пересмотрены выводы, сделанные в акте.

Если плательщик желает участвовать в рассмотрении возражений, он должен указать об этом в возражении. Фискалы обязаны послать плательщику сообщение о месте и времени рассмотрения материалов проверки в течение 2 рабочих дней со дня получения возражений, но не позже чем за 4 рабочих дня до дня их рассмотрения (п.п. 86.7.2 НКУ).

Налоговое уведомление-решение

Если по результатам проверки предприятие получило акт, то ему посылается (вручается) также еще один документ — НУР.

НУР принимается руководителем контролирующего органа (его заместителем или уполномоченным лицом) в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки (п. 86.8 НКУ)

Если плательщик подавал возражения, то НУР принимается в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия заключения комиссией по вопросам рассмотрения возражений и предоставления (послания) письменного ответа плательщику (п.п. 86.7.5 НКУ).

НУР посылается (вручается) по каждому отдельному налогу, сбору и/или вместе со штрафными санкциями, предусмотренными НКУ, а также по каждой штрафной санкции за нарушение норм другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на фискалов, и/или пеней за нарушение сроков расчетов в сфере ВЭД (п. 58.2 НКУ). К НУР прилагается расчет налогового обязательства (при наличии) и штрафных санкций (п. 58.1 НКУ).

В случае уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения суммы НДС или отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль налогоплательщику посылаются (вручаются) отдельные НУР.

Если плательщик не соглашается с решением, принятым фискалами на основании акта проверки, он имеет полное право обжаловать такое решение. При этом обжаловать следует не акт проверки, а именно решение фискалов — то есть полученное НУР (ст. 56 НКУ).

Но поданное возражение к акту проверки и/или жалоба на НУР могут стать основанием для внеплановой документальной проверки по п.п. 78.1.5 НКУ.

Условия для внеплановой проверки

Поэтому если плательщик подал возражение к акту проверки или жалобу на НУР, в которых требует полного или частичного пересмотра результатов проверки или отмены принятой по ее итогам НУР, то налоговики могут назначить внеплановую документальную проверку на основании п.п. 78.1.5 НКУ.

Документальная внеплановая проверка проводится на основании приказа руководителя контролирующего органа (его заместителя или уполномоченного лица) и при наличии оснований для ее проведения.

В свою очередь, по заключениям суда,

проведение документальной внеплановой проверки на основании п.п. 78.1.5 НКУ является законным только при соблюдении совокупности условий

(см. постановление ВС от 16.04.2020 по делу № 822/1145/16). А именно:

1) подача возражений к акту проверки или жалобы на принятое НУР;

2) наличие требований плательщика о полном или частичном пересмотре результатов проверки или отмене обжалованного НУР;

3) указание плательщиком налогов на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки;

4) невозможность объективного рассмотрения таких обстоятельств без проведения проверки.

Только при наличии совокупности всех этих требований проведение проверки на основании п.п. 78.1.5 НКУ является правомерным.

В то же время законодатель предусматривает еще один способ защиты от злоупотреблений должностными лицами налогового органа — ограничивает объем такой проверки исключительно вопросами, которые стали предметом обжалования (см. постановление ВС от 27.05.2019 по делу № 812/442/17).

Приказ о внеплановой проверке

О проведении документальной внеплановой проверки по основаниям, указанным в п.п. 78.1.5 НКУ, издается приказ:

— в случае рассмотрения возражения к акту проверки — контролирующим органом, который проводил проверку;

— во время проведения процедуры административного обжалования — вышестоящим контролирующим органом, который рассматривает жалобу налогоплательщика.

На основании указанного приказа контролирующий орган, которому поручено осуществить проверку, дополнительно издает приказ в порядке, предусмотренном п. 81.1 НКУ.

О наличии или отсутствии оснований для принятия приказа о назначении проверки по п.п. 78.1.5 НКУ свидетельствуют следующие обстоятельства (см. постановление ВС от 28.11.2018 по делу № 822/1140/16):

— требовал ли плательщик в возражении полного или частичного пересмотра результатов соответствующей проверки;

— указывал ли обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки;

— возможно ли объективное рассмотрение обстоятельств без проведения проверки;

— какие вопросы стали предметом обжалования.

Поэтому законодательно установлен четкий логично-последовательный алгоритм действий, соблюдение которого дает право на назначение и проведение проверки. Заключительным этапом таких действий является установление объема проверки. Поскольку возможность ее проведения предусмотрена исключительно по обжалуемым вопросам. Следовательно,

если у налоговиков оснований для проверки нет, то приказ о ее проведении суд может отменить, даже если его форма и содержание отвечают НКУ

Итак, документальная внеплановая проверка по п.п. 78.1.5 НКУ имеет два важных признака:

1) она проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом возражения или обжалования;

2) в пределах такой проверки фискалы могут повторно исследовать ранее проверенный период. Ведь такая внеплановая проверка в соответствии с п.п. 78.1.5 НКУ не содержится среди запрещенных перепроверок, перечисленных в абзаце втором п. 78.2 НКУ.

Выводы

  • Документальная внеплановая проверка на основании п.п. 78.1.5 НКУ может быть проведена исключительно при соблюдении совокупности следующих условий:
    — подача возражений к акту проверки или жалобы на принятое НУР;
    — наличие требований плательщика о полном или частичном пересмотре результатов проверки или отмене обжалованного НУР;
    — указание плательщиком налогов на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки;
    — невозможность объективного рассмотрения таких обстоятельств без проведения проверки.
  • Возможность проведения внеплановой проверки по п.п. 78.1.5 НКУ предусмотрена исключительно по обжалуемым вопросам.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше