Вывод документа
Нормы Закона вступают в силу в три этапа. Некоторые внесенные в НКУ и Закон № 481* терминологические и «штрафные» изменения уже работают с 26.07.2023 (см. в комментарии). Еще некоторая часть изменений — в отношении новых: реестра «табачного» оборудования и алко-векселей — будет внесена с 23.01.2024. Но основная часть по электронным акцизным маркам должна заработать лишь с 01.01.2026
Итак, Закон от 29.06.2023 № 3173-IX (далее — Закон), как вы уже поняли, норматив «долгоиграющий» и трехэтапный. Он является «шедевром» законодательного творчества, ведь запутаться в его изменениях можно, как «два пальца об... асфальт».
В нормах п. 1 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона указано, что он вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования (то есть с 27.06.2023)** и вводится в действие с 1 января 2026 года. Но в этой же норме записано, что часть норм Закона «вступают в силу и вводятся в действие со дня опубликования данного Закона». То есть с 26.07.2023 — со дня, который предшествует дню вступления Закона в силу! Не уверены, что такое отвечает юридическим законодательным правилам, как и не понимаем важность этого одного дня...
** Опубликован в газете «Голос Украины» за 26.07.2023 № 148.
А чего стоят те двухсотые-трехсотые абзацы, которые должны вступать в силу еще до 2026 года и которые даже элементарно посчитать сложно?! Надеемся, что авторы в этих счетах не ошиблись, ведь там много и штрафных изменений***... Следовательно, имеем то, что имеем... ☹
*** Даже в замечаниях Главного юридического управления ВРУ к проекту данного Закона было указано: «такой подход, как ссылка на абзацы, которые вычисляются сотнями, может привести к злоупотреблениям при применении штрафных санкций, что не учитывает требований статьи 8 Конституции Украины о действии в Украине принципа верховенства права, поскольку существенно нарушает принцип юридической определенности закона». Но законодатели на это наплевали...
Дальше в комментарии даты внесения соответствующих изменений указываем именно так, как это определено в Законе.
Давайте теперь рассмотрим более подробно то, что уже было изменено, а о том, что изменится через полгода и с 2026 года, — совсем сжато.
Со дня опубликования (26.07.2023). 1. Внесены изменения в термин «табачные изделия», который наконец сделали одинаковым, как в ст. 1 Закона № 481, так и в п.п. 14.1.252 НКУ.
Этот термин теперь звучит более конкретизировано:
«сигареты с фильтром или без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюхания, сосания, жевания или вдыхания без горения путем нагревания»
И теперь он четко охватывает максимально широкое количество изделий из табака или его заменителей, включая предназначенные для вдыхания без горения путем нагревания (ТИЭН и т. п.). Раньше в Законе № 481 этот термин последние виды изделий четко не охватывал.
Но в «табачные изделия» все так же не входят жидкости, которые используются в электронных сигаретах (ЖЭС).
2. В перечень подакцизных товаров (в п. 215.1 НКУ) отдельно добавлены табачное сырье и табачные отходы. Необходимость такого добавления не совсем понятна. Возможно, она вызвана обновлением термина «табачные изделия»?.. Ведь эти виды товаров фактически и раньше были подакцизными. И на них уже давно установлены ставки акцизного налога (см. п.п. 215.3.2 НКУ).
3. Обратите внимание, что в термине «место хранения» из ст. 1 Закона № 481 в перечень упомянутых там товаров, которые должны храниться только в местах, зарегистрированных в Едином государственном реестре мест хранения, добавлены еще такие товары, как табачное сырье и ЖЭС. Поэтому с 26 июля места хранения этих двух видов товаров также должны вноситься в Единый госреестр мест хранения!
Будет ли караться невнесение таких мест в Единый реестр соответствующим штрафом, который определен в абз. 16 ч. 2 ст. 17 Закона № 481 (100 % стоимости товара, но не менее 17 тыс. грн)?
Думаем, пока что для этого нет оснований. Ведь в упомянутой «штрафной» норме речь идет о хранении только спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. А табачное сырье и ЖЭС там пока что не упомянуты...
4. Изменениями в ст. 111 Закона № 481 теперь предусмотрено, что установленная производителем или импортером максимальная розничная цена (МРЦ), которая наносится на пачку, коробку или сувенирную коробку табачных изделий вместе с датой их изготовления, должна теперь наноситься и на пачку/коробку табака и промышленных заменителей табака!
5. Важно! Внесены изменения в формулировку четырех видов штрафов, предусмотренных в ст. 17 Закона № 481:
— в абз. 19 ч. 2 ст. 17 Закона № 481 штраф за продажу товаров по ценам, выше чем МРЦ, кроме табачных изделий, с 26.07.2023 фигурируют также табак, промышленные заменители табака* и ЖЭС!
* Хотя трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, другие изделия из табака и его заменителей новый термин «табачные изделия» (см. выше) и так охватывает...
Поэтому слишком дорогая (превышающая МРЦ плюс розничный акциз) продажа этих видов товаров теперь тоже штрафуется! Напомним,
размер штрафа за это составляет 100 % стоимости имеющихся у продавца таких товаров, но не менее 10 тыс. грн
Здесь также стоит напомнить, что согласно ст. 18 Закона № 481 до 31 декабря 2023 года включительно МРЦ может не наноситься на пачки, коробки, сувенирные коробки табачных изделий, табака, промышленных заменителей табака и емкости (упаковки) с ЖЭС, на которые до 31 декабря 2021 года включительно не устанавливалась МРЦ. В этих случаях для определения превышения МРЦ при розничной торговле такими товарами, которое является основанием для применения этой штрафной санкции, используется размер МРЦ, установленной производителем или импортером в Декларации об МРЦ, и дата изготовления такой продукции, нанесенная на пачку, коробку, сувенирную коробку;
— в абз. 20 ч. 2 ст. 17 Закона № 481 уточнена формулировка правонарушения, за которое применяется штраф.
Теперь это: производство и/или хранение, и/или транспортировка, и/или реализация фальсифицированных алко-напитков или табачных изделий и ЖЭС, а также — реализация таких товаров без марок акцизного налога установленного образца или с подделанными бумажными акцизными марками. Поэтому к формулировке добавили союзы «и/или», что уже предусматривает получение штрафа при выявлении проверкой любой из перечисленных операций с фальсификатом (его производство, хранение, транспортировку или реализацию). Также в этой норме
в перечень фальсифицированных/«безмарочных» товаров добавлены и ЖЭС. Поэтому с 26 июля все упомянутые операции с такими ЖЭС тоже штрафуются
Размер этого штрафа составляет 200 % стоимости товара (продукции*), но не менее 17 тыс. грн;
* Слово «продукции» тоже было добавлено в эту штрафную норму Законом с 26 июля.
— в абз. 22 и 25 ч. 2 ст. 17 Закона № 481 были исправлены технические ошибки: путем проведения уточнения формулировок правонарушений. Ведь в этих нормах были ссылки не на те части ст. 15 Закона № 481, которыми установлены соответствующие требования (в отношении реализации ферментированного сырья и в отношении приобретения бумаги папиросной и фильтров для производства сигарет — соответственно).
Через 180 дней со дня опубликования (с 23.01.2024). Ряд тех норм, которые согласно п. 1 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона вступят в силу в конце января следующего года, в частности предусматривают:
— введение вексельного механизма для отсрочки до 90 дней уплаты акциза при ввозе в Украину производителем алкогольных напитков в емкостях, которые не являются потребительской тарой, для их разлива в потребительскую тару;
— введение единого реестра оборудования для производства табачных изделий и ряд серьезных штрафов, связанных с этим нововведением;
— изменения, связанные с местами хранения алко-напитков, табачных изделий и ЖЭС (в частности, в Едином реестре будут только те места хранения, которые расположены по другому адресу, чем место осуществления торговли этими товарами).
Более подробно обсудим эти будущие изменения ближе к дате их введения.
С 01.01.2026. С этой даты планируются основные, предусмотренные Законом изменения — введение электронных акцизных марок и создание цифровой системы (еАкциз) для прослеживания маршрута движения алко- и табачных изделий вплоть до полок магазинов. Тогда государство будет иметь четкий контроль и потребители смогут контролировать, что покупают не контрафакт. Но учитывая условия войны, в которых существует страна, а также то, что эти нормы еще до их введения в действие неоднократно поменяют, мы на них сегодня вообще не сосредоточиваемся.
Но очень бы хотелось, чтобы эти изменения произошли и мы еще пожили «в эту пору прекрасную...».**
** К сожалению, у нас еще и до сих пор живо «тяжелое наследство царского режима».