Коктейль как алкогольный напиток
К алкогольным напиткам относятся продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 0,5 % объемных единиц, указанные в товарных позициях 2203, 2204, 2205, 2206 (кроме кваса «живого» брожения) и 2208 согласно УКТ ВЭД, а также с содержанием спирта этилового 8,5 % объемных единиц и больше, которые указаны в товарных позициях 2103 90 30 00, 2109 90 согласно УКТ ВЭД (ст. 1 Закона № 481*).
Код УКТ ВЭД. Согласно Объяснениям к УКТ ВЭД, утвержденным приказом ГТС от 14.12.2022 № 543,
коктейли, то есть спиртные напитки, смешанные друг с другом, или спиртные напитки, смешанные с фруктовыми или овощными соками, относятся к товарной категории 2208 90 69
Такого же вывода придерживаются и налоговики (письмо ГНСУ от 17.04.2023 № 952/ІПК/99-00-07-04-02-06; БЗ 109.02). При этом они не различают, какие именно алкогольные напитки (вино, сидр или «тяжелый» алкоголь) вошли в состав коктейля. Хотя раньше, при предыдущей версии УКТ ВЭД, такие попытки были (см., например, письмо ГНСУ от 20.06.2022 № 808/ІПК/99-00-09-04-03-06).
Содержание спирта. Возвращаясь к вышеприведенному определению алкогольных напитков, приходим к заключению: поскольку коктейль относится к товарной позиции 2208 согласно УКТ ВЭД, то он
считается алкогольным напитком, если концентрация алкоголя в нем превышает 0,5 % объемных единиц
В таком случае во время его продажи нужно соблюдать все правила, свойственные продаже алкогольных напитков (лицензирование, требования к местам хранения и реализации, уплата розничного акциза, программирование РРО/ПРРО и т. п.). Именно об этом и будем говорить дальше.
Алколицензия: производственная или розничная
Продажа алкогольных напитков требует наличия соответствующей лицензии : это прописная истина. Но какая именно лицензия нужна в случае продажи алкококтейлей: на производство или на розничную торговлю?
Налоговики упоминают только о розничной лицензии (см. БЗ 113.03; письмо ГНСУ от 31.08.2021 № 3173/ІПК/99-00-09-03-02-06). Но это, скорее всего, для отвода глаз. Потому что при проверках достаточно часто требуют наличия производственной лицензии.
Мы же, в свою очередь, исходя из терминов Закона № 481, считаем, что
изготовление алкококтейлей путем смешивания напитков для продажи и потребления на месте не является производством, а является разновидностью торговли на разлив и подпадает под термин «розничная торговля»
Изготовление коктейлей не считают производством и суды (см. постановление ВС от 04.08.2022 по делу № 2040/7199/18). Основное отличие приготовления коктейлей от производства алкогольных напитков заключается в том, что при приготовлении коктейлей отсутствует полный технологический цикл; используются готовые, произведенные алкогольные напитки уже лицензированных производителей; приготовление осуществляется непосредственно в ресторане (решение Харьковского окружного админсуда от 12.03.2021 по делу № 520/19389/2020).
Таким образом,
для продажи алкогольных напитков следует иметь лицензию на розничную торговлю
Предпосылки для получения такой лицензии традиционны: надо, чтобы торговое место отвечало требованиям ст. 1 Закона № 481 (имело площадь не менее 20 кв. м, было расположено в помещении (здании) и оборудовано РРО/ПРРО). Подробности см. в статье «Лицензии на торговлю алкоголем/табаком: до и после 01.08.2023» // «Налоги & бухучет», 2023, № 67.
Обратите внимание! В вышеупомянутой БЗ 113.03 фискалы требуют наличия розничной алколицензии на торговлю коктейлями (глинтвейнами, «горячими винами» и т. п.), изготовленными с использованием исключительно столовых вин. Хотя для розничной торговли исключительно столовыми винами лицензия не нужна (ст. 15 Закона № 481).
Согласование с СЭС / утверждения рецепта
Для изготовления коктейлей желательно иметь технологические и калькуляционные карты.
В свое время существовало требование в отношении согласования технологических, калькуляционных карт на коктейли с санитарно-эпидемиологической службой (СЭС). Оно содержалось в п. 23 Правил розничной торговли алкогольными напитками, утвержденных постановлением КМУ от 30.07.96 № 854, которые на сегодня утратили силу.
Сейчас для приготовления коктейлей достаточно утвердить технологические и калькуляционные карты руководителем, другими ответственными лицами хозсубъекта (технологом, бухгалтером).
Место хранения
В случае розничной продажи коктейлей продавцу надо внести в Единый реестр места хранения алкоголя. Правда,
если весь алкоголь хранится по тому же адресу, где расположен пункт торговли, такое место хранения в Единый реестр можно не вносить
Эта норма прописана в ст. 15 Закона № 481. На это обращают внимание и налоговики (см. БЗ 113.03).
Розничный акциз
Продажи алкогольных напитков конечным потребителям для личного некоммерческого использования являются операциями по реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров (см. п.п. 14.1.212 НКУ). Такие операции являются объектом налогообложения так называемым розничным акцизом по ставке 5 % (п.п. 213.1.9 НКУ). Остальные детали об этом налоге найдете в статье «Розничный акциз с алкоголя» // «Налоги & бухучет», 2023, № 67.
Выше мы установили, что коктейли, изготовленные с использованием алкогольных напитков, если содержание спирта этилового в таких коктейлях превышает 0,5 % объемных единиц, подпадают под определение алкогольных напитков.
Например, по рецептуре в 200 мл готового коктейля входит 190 мл безалкогольных напитков и 10 мл водки с содержанием спирта 40 %. Следовательно, содержание спирта в коктейле будет составлять:
10 мл х 40 % : 200 мл = 2 %> 0,5 %.
Такой коктейль — подакцизный товар, с которого надо платить розничный акциз. При этом
базой налогообложения является вся стоимость коктейля (с НДС и без учета акцизного налога), а не только его алкогольная составляющая
Об этом речь идет в консультации из БЗ 114.03.
Важно! Субъект хозяйствования ресторанного хозяйства не должен уплачивать розничный акциз при продаже фирменных блюд, кулинарных, кондитерских и мучных изделий, кофе, чая или шоколада, в которые добавлены алкогольные напитки, поскольку конечная продукция не является подакцизной.
Такой вывод фигурировал в консультации из БЗ 114.02, которая действовала до 30.04.2022. И хотя причина ее отмены сугубо формальна, налоговики почти за полтора года так и не издали новую. Поэтому для полной уверенности лучше обратиться за индивидуальной налоговой консультацией.
РРО/ПРРО
О требованиях РРОшного законодательства к операциям по продаже алкогольных напитков мы рассказали в отдельной статье этого номера «Применение РРО/ПРРО при торговле алкоголем и табаком» // «Налоги & бухучет», 2023, № 67. При продаже коктейлей следует соблюдать их все, в том числе в отношении программирования в чеках кода УКТ ВЭД, наименования товаров, цен товаров и учета их количества.
Коктейльная специфика заключается лишь в том,
как правильно указать в фискальном чеке реквизиты акцизной марки при продаже коктейлей?
Этого требует п. 11 ст. 3 Закона об РРО при розничной торговле маркированными алкогольными напитками. Собственно коктейли, как вы понимаете, не маркируются, однако в их состав обычно входят один или несколько алкогольных напитков, которые подлежат маркировке.
Так вот, по рекомендациям налоговиков, при продаже коктейлей следует обеспечить введение данных / сканирование акцизной марки для отражения ее реквизитов в кассовом чеке при откупоривании бутылки алкогольного напитка, который входит в состав коктейля, в пределах получения первой порции (БЗ 109.10).
То есть предусмотрено одноразовое отражение реквизитов марки акцизного налога, в пределах реализации алкогольного напитка частями, который разлит производителем в тару, маркированную такой маркой.
Если же коктейль имеет несколько алкосоставляющих, следует сканировать акцизную марку каждого алкогольного напитка, но опять же один раз при первом откупоривании той или иной бутылки.
Пример (его приводят налоговики в письме ГНСУ от 17.04.2023 № 952/ІПК/99-00-07-04-02-06). Клиент покупает коктейль «Пиранья» в составе которого водка «Аbsolut» 0,04 л, маркированная маркой акцизного налога AAYY0001, и шоколадный ликер «Baileys» 0,04 л, маркированный маркой акцизного налога AAYY0002.
Отражение реквизитов марок акцизного налога (серия и номер) в фискальном чеке происходит только при первом откупоривании бутылок алкогольных напитков и имеет вид:
Налоговики указывают: повторно отражать в чеке цифровое значение штрих-кода акцизной марки при дальнейшем приготовлении алкогольных коктейлей не нужно.
И еще одно. Конечно, об отражении упрощенного названия товара в чеках (см. абзац второй п. 2 ст. 3 Закона об РРО) при продаже коктейлей нечего и мечтать, поскольку алкогольные коктейли — подакцизные товары. Вместе с тем, по мнению налоговиков (см. письмо ГНСУ от 29.06.2021 № 2543/ІПК/99-00-07-05-01-06), общее название — коктейль можно и не приводить. Хватит указание кода УКТ ВЭД и имени собственного напитка («Мохито», «Кровавая Мэри», «Маргарита», «Мартини-драй» и т. п.). Это даст возможность идентифицировать товар.
Подача алкоотчетности
На сегодня подавать соответствующую отчетность об объемах производства и/или обращения (в том числе импорта и экспорта) алкогольных напитков обязаны только субъекты хозяйствования, которые получили лицензии на производство и/или оптовую торговлю алкогольными напитками и осуществляют такую деятельность и/или экспорт, импорт отмеченной продукции (ст. 16 Закона № 481).
Таким образом, заведения ресторанного хозяйства, которые продают алкогольные коктейли на основании розничной лицензии, никакой алкоотчетности не составляют и не подают.
Выводы
- Если коктейль алкогольный (концентрация алкоголя в нем превышает 0,5 % объемных единиц), то его реализация регулируется общими алкогольными правилами.
- Изготовление и продажа коктейлей не может считаться производством, следовательно, заведению ресторанного хозяйства нужно приобретать только розничную алколицензию.
- Для целей расчета розничного акциза берут полную стоимость алкогольного коктейля. Выделять из нее стоимость безалкогольных ингредиентов, которые входят в его состав (сока, газированной воды и т. п.), не следует.
- В чеке РРО/ПРРО пробивают название коктейля, цену, количество, код УКТ ВЭД, по которому кодируются именно коктейли, а информацию об акцизных марках приводят столькими строками, сколько пришлось откупорить полных бутылок алконапитков для приготовления этого коктейля.