Кто должен отчитываться?
По требованиям ст. 2 Закона о бухучете* и п. 1 Порядка № 419** финансовую отчетность за 2022 год обязаны подать:
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
** Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.
— все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины (независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности);
— представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность предприятия (кроме субъектов госсектора) составляют по (абзац второй п. 2 Порядка № 419):
— национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета (НП(С)БУ) или
— международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Все зависит от того, какие из этих стандартов применяет предприятие. В общем
принять решение о применении МСФО может любое предприятие, которое считает это целесообразным
(ч. 3 ст. 121 Закона о бухучете). Впрочем право выбора есть не у всех. Отдельные субъекты хозяйствования обязательно должны применять МСФО для составления финотчетности.
Теперь МСФО-обязанными являются (ч. 2 ст. 121 Закона о бухучете и п. 2 Порядка № 419):
1) предприятия, которые представляют общественный интерес, а именно:
— эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торгам на регулируемом рынке капитала или в отношении ценных бумаг которых осуществлено публичное предложение;
— банки;
— страховщики;
— негосударственные пенсионные фонды*;
— другие финансовые учреждения*;
* Кроме тех, которые относятся к микро- и малым предприятиям.
— крупные предприятия;
2) публичные акционерные общества (ПАО);
3) субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях. Точнее — которые осуществляют виды деятельности, указанные в разделах 05 — 08 секции В «Добывающая промышленность и разработка карьеров» КВЭД-2010 (см. письмо Минфина и Госстата от 14.03.2018 № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/ 22-18; статью «Вододобытчики: обнародовать ли финотчетность?» // «Налоги & бухучет», 2021, № 101);
4) материнские предприятия групп, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес*;
5) материнские предприятия крупной группы, которые не относятся к категории крупных предприятий*;
6) предприятия, которые осуществляют хозяйственную деятельность по следующим видам:
— предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (раздел 64 КВЭД-2010);
— негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД-2010);
— вспомогательная деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (раздел 66 КВЭД-2010), кроме вспомогательной деятельности в сфере страхования и пенсионного обеспечения (группа 66.2 КВЭД-2010).
* Датой перехода на МСФО для таких специфических холдингов является 01.01.2023. Впрочем они могут выбрать и более раннюю дату — 01.01.2022 (см. письмо Минфина от 22.09.2022 № 41010-06-5/21480).
Если не нашли себя в списке МСФО-обязанных и добровольно применять МСФО не желаете, тогда при составлении финансовой отчетности ориентируетесь на НП(С)БУ.
Как определить категорию предприятия?
Для целей составления финотчетности крайне важно, к какой категории (крупных, средних, малых или микро-) относится предприятие. Критерии, по которым именно разграничивают масштабность предприятий (кроме бюджетных учреждений), устанавливает ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. Поэтому классификация предприятий выглядит так (см. таблицу).
Классификация предприятий в соответствии с Законом о бухучете
Категория предприятия | Критерии оценки за год, предшествующий отчетному* | ||
Балансовая стоимость активов, евро** | Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), евро** | Среднее количество работников***, человек | |
Микро- | До 350 тыс. включительно | До 700 тыс. включительно | До 10 включительно |
Малые | До 4 млн включительно | До 8 млн включительно | До 50 включительно |
Средние | До 20 млн включительно | До 40 млн включительно | До 250 включительно |
Крупные | Свыше 20 млн | Свыше 40 млн | Свыше 250 |
* Вновь созданные предприятия для определения своей группы применяют показатели на дату составления первой годовой финотчетности. ** По среднему за период курсу НБУ (см. bank.gov.ua/ua/markets/exchangerate-chart). *** Для его расчета используют Инструкцию № 286 (см. статью «Расчет численности работников предприятия» // «Налоги & бухучет», 2020, № 77). |
Для отнесения предприятия к определенной категории показатели финотчетности за предыдущий год должны отвечать одновременно по меньшей мере двум критериям.
А как действовать, если по трем критериям предприятие попало в три разных категории? Выбирайте золотую середину. Например, юрлицо по количеству наемных работников является микропредприятием, по стоимости активов — малым, а по размеру дохода — средним (или крупным). Тогда предприятие признается малым (см. статью «Градация предприятий по версии Минфина» // «Налоги & бухучет», 2018, № 103).
Заметьте! Если предприятие, которое попало в определенную категорию, в течение двух лет подряд не будет отвечать установленным для нее критериям, следует изменить эту категорию. Подробно об этом см. статью «Упрощенная финотчетность: кто может подать за 2022 год?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 11.
Выводы
- Финансовую отчетность за 2022 год обязаны подать все без исключения предприятия независимо от категории, к которой они относятся (крупных, средних, малых или микро-).
- Критерии, по которым разграничивают масштабность предприятий (кроме бюджетных учреждений), устанавливает ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете.
- Категорию изменяют, если предприятие, которое попало в определенную группу, в течение двух лет подряд не будет отвечать установленным для нее критериям.