Темы статей
Выбрать темы

НН подпадала под автоматическую разблокировку 11.01.2023, но не разблокирована: что дальше?

Казанова Марина, налоговый эксперт
11.01.2023 происходила «разовая акция» по автоматической регистрации заблокированных НН/РК. Но плательщики НДС жалуются на то, что НН/РК отвечали всем критериям для автоматической разблокировки, но почему-то автоматической их регистрации не произошло. В чем может быть причина и можно ли что-то еще сделать, чтобы такие НН/РК разблокировали автоматом?

Условия автоматической регистрации. Сначала напомним, при каких условиях НН/РК подлежали автоматической регистрации 11.01.2023 — чтобы еще раз убедиться, что НН/РК действительно должны были разблокироваться автоматически.

Итак, в соответствии с постановлением № 1428* автоматической регистрации 11.01.2023 подлежали НН/РК, заблокированные исключительно по критерию рисковости 1 операции в период с 14.10.2022 по 10.01.2023 включительно. При этом такие НН/РК подлежали автоматической регистрации при одновременном (!) соблюдении следующих условий:

* Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных» от 23.12.2022 № 1428.

1. В таких заблокированных НН/РК указаны коды товаров/услуг, на которые по состоянию на 11.01.2023 у плательщика была учтенная налоговиками Таблица данных. Обратите внимание! Таблица должна была «действовать» по состоянию на 11.01.2023 (на 00 часов этого дня).

2. В НН/РК не было других кодов, на которые нет учтенной по состоянию на 11.01.2023 Таблицы данных.

3. В отношении заблокированных НН/РК по состоянием на 11.01.2023 не было решения об отказе в их регистрации. Если было решение об отказе в регистрации НН/РК, но оно обжаловалось плательщиком в комиссии центрального уровня, то по состоянию на 11.01.2023 не должно быть вынесено решение по такой жалобе.

4. Имеется на 00 часов 11.01.2023 сумма лимита для регистрации таких НН/РК. Причем подтвердились опасения, что нужен был именно «текущий» реглимит (а не сумма ∑Перевищ). Также,

как показала практика, лимит на 11.01.2023 должен был быть на всю сумму заблокированных НН/РК (по всем заблокированным НН/РК)

Если не хватало лимита хотя бы для регистрации одной НН/РК, то ни одна НН/РК автоматически не разблокировалась.

Но есть плательщики, НН/РК которых отвечали всем этим перечисленным условиям, но 11.01.2023 так автоматически и не разблокировались. Узнать, почему именно так случилось, из устных консультаций налоговиков достаточно трудно. Ведь НН/РК разблокировались в автоматическом режиме из-за соответствующих настроек программного обеспечения налоговиков. Комиссии по разблокировке НН/РК (ни региональная, ни центральная) никакого отношения к автоматической разблокировке не имеют.

Что говорят налоговики? Есть устные консультации налоговиков, в которых они называют еще дополнительные условия, которые должны были выполняться для автоматической разблокировки НН/РК. Например, что автоматической разблокировке подлежали только НН/РК, в которых были коды основной деятельности плательщика. Но такого условия в постановлении № 1428 нет, и на самом ли деле оно применялось, неизвестно.

Также еще есть разъяснение, где налоговики говорят, что необходимым условием для автоматической разблокировки НН/РК было обязательное отражение налоговых обязательств по заблокированным НН/РК в декларации по НДС. Это условие, на первый взгляд, выглядит логично. Но, во-первых, оно не прописано в постановлении № 1428, а во-вторых, под автоматическую регистрацию подпадали в том числе НН/РК декабря и части января, по которым время их отражения в декларации еще и не наступило. Поэтому такое условие выглядит довольно странно. Возможно, проверялись периоды (и то, отражены ли налоговые обязательства по этим НН/РК и показаны ли сами НН/РК в приложении Д1 деклараций), по которым предельные сроки подачи деклараций на 11.01.2023 уже наступили. Но опять отмечаем то, что непосредственно в самом постановлении № 1428 такого условия нет.

Но как же быть, если плательщик считает, что его НН/РК отвечают условиям автоматической регистрации, но не может понять, почему НН/РК автоматически не разблокировались? Можно ли еще надеяться на автоматическую разблокировку или обжаловать неразблокировку НН/РК в автоматическом порядке?

Здесь сразу отметим, что, как указывают налоговики, все, что подлежало автоматической разблокировке, — уже было разблокировано 11.01.2023, и никакого «ручного» вмешательства в этот процесс быть не может. А это значит, что

если НН/РК 11.01.2023 не разблокировались, то и рассчитывать на то, что они еще автоматически разблокируются налоговиками, несбыточная мечта

Письмо/запрос налоговикам. Налоговики на горячей линии советуют плательщикам направить письмо ГНСУ с документами/скриншотами из Электронного кабинета, которые бы подтверждали соответствие НН/РК условиям автоматической регистрации.

Понимаем так, что налоговики здесь предлагают действовать в рамках Закона об обращении граждан* / Порядка № 271**.

* Закон Украины «Об обращении граждан» от 02.10.96 № 393/96-ВР.

** Порядок рассмотрения обращений и организации личного приема граждан в Государственной фискальной службе Украины и ее территориальных органах, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2015 № 271.

Ими предусмотрена подача жалобы, то есть обращение с требованием о возобновлении прав и защите законных интересов, нарушенных действиями (бездеятельностью) государственных органов. Предусмотрена еще и подача заявления (ходатайство), но это уже не совсем наш случай.

Здесь есть некоторые «нестыковки»:

— приоритетность применения положений именно ст. 56 НКУ (об этом смотрите дальше в подразделе «Можно ли обжаловать?»);

— норма ст. 16 Закона об обращении граждан, что жалоба подается в порядке подчиненности вышестоящему органу, а в случае его отсутствия непосредственно в суд. В нашем же случае, поскольку автоматическая разблокировка НН/РК — это ответственность именно ГНСУ (комиссии по разблокировке НН/РК к нему не имеют никакого отношения), то вышестоящего органа фактически нет.

Но если налоговики сами считают возможным это, то можно направить письмо-жалобу в ГНСУ (с соблюдением требований Порядка № 271).

Ответ на него налоговики должны предоставить в сроки, определенные Законом об обращении граждан, то есть в срок не больше одного месяца со дня его поступления.

Но отметим,

надежда, что после такого письма вам налоговики разблокируют НН/РК «автоматом», мизерная. Ведь все равно механизма автоматической разблокировки НН/РК после 11.01.2023 у налоговиков нет

Поэтому с помощью такого письма вы, очевидно, сможете разве что узнать, по каким именно причинам у вас не были автоматически зарегистрированы НН/РК.

Кстати, узнать такую информацию (по каким причинам НН не была автоматически зарегистрирована) можно и другим путем — направив ГНСУ запрос на получение публичной информации. Запрос можно сформулировать приблизительно так: «По какой причине налоговая накладная от__ № __ не была автоматически зарегистрирована 11.01.2023 в соответствии с постановлением КМУ от 23.12.2022 № 1428?». Отправить его можно как по почте (в бумажном виде), так и на электронную почту (в электронном виде). Форма запроса к ГНСУ, а также необходимые контактные данные размещены по ссылке (разделы «Відправити запит» и «Форми подання запиту»).

Можно ли обжаловать? Как мы уже отметили выше, ответственной за автоматическую разблокировку НН/РК является непосредственно сама ГНСУ (комиссии по разблокировке НН к этому процессу не имеют никакого отношения). Фактически, то, что НН/РК, которые подпадали под условия автоматической разблокировке, не разблокировались — является бездеятельностью ГНСУ в отношении нерегистрации таких НН/РК.

Учитывая, что «виновником» бездеятельности является сама ГНСУ — то в административном порядке обжаловать нерегистрацию НН/РК автоматом не получится. Ведь по общему правилу в соответствии со ст. 56 НКУ жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган. А в этом случае сама ГНСУ, которая допустила бездеятельность, является таким вышестоящим органом. Следовательно, обжаловать бездеятельность ГНСУ в отношении нерегистрации НН/РК в автоматическом режиме можно только в админсуде. Иск в админсуд в этом случае подается со следующими требованиями:

1) признать противоправной бездеятельность налогового органа в отношении нерегистрации в автоматическом режиме НН/РК, которые подлежали автоматической регистрации;

2) обязать зарегистрировать НН/РК, которые в соответствии с постановлением КМУ от 23.12.2022 № 1428 подпадали под автоматическую регистрацию датой их подачи (при этом указываем реквизиты каждой НН /каждого РК (№___ от___), которые требуем зарегистрировать).

Срок обращения в суд 6 месяцев с момента, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (ч. 1 ст. 122 КАСУ). Фактически 6-месячный срок начал истекать с 12.01.2023.

Выводы

  • Если НН не зарегистрировали автоматически 11.01.2023, то ее уже автоматом и не зарегистрируют.
  • На горячей линии ГНС плательщикам советуют направить письмо-жалобу ГНС с подтверждением того, что НН подпадали под автоматическую регистрацию. Но стоит отметить, что механизма «ручной» автоматической регистрации НН после 11.01.2023 у налоговиков нет.
  • Бездеятельность ГНС в отношении нерегистрации НН 11.01.2023 в автоматическом режиме можно обжаловать в судебном порядке.
  • Если НН 11.01.2023 не разблокирована автоматически, то ее разблокировка проводится в общем порядке (по «стандартной» процедуре).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше