Темы статей
Выбрать темы

Горючее для генераторов: новые лицензионные и акцизные интересности

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Ожидаемые нормы, которые освободят многих хозсубъектов от лицензионных и/или акцизных проблем, связанных с горючим для электрогенераторных установок (далее привычно — генераторов), наконец появились. Их депутаты быстренько впихнули в Закон № 2836, который уже вступил в силу 3 января этого года. Итак, дорогие читатели, давайте вместе тщательно посмотрим, что же эти нормы нам несут.

Лицензионное

Внесенные Законом № 2836 изменения в ст. 18 Закона № 481* на период военного положения плюс 30 следующих дней позволяют хозсубъектам хранить горючее для заправки генератора:

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

— в объеме до 2000 литров на каждом объекте, который обеспечен генератором, без получения разрешительных документов (документов разрешительного характера, лицензии на право хранения горючего, результатов предоставления других административных услуг);

— в объеме свыше 2000 литров на каждом объекте, который обеспечен генератором, на основании бесплатной подачи в ГНС декларации об осуществлении хозяйственной деятельности по хранению горючего (далее — декларация).

Для второго случая («свыше 2000 л»): определены сведения отдельно для юрлица и ФЛП, которые должны указываться в декларации (перечень этих сведений см. в самой норме). Кроме «субъектно-идентификационных» сведений, в декларации необходимо указать также общую вместимость резервуаров и емкостей для хранения горючего и их фактическое местонахождение. На всякий случай указывайте вместимость побольше...

Эта декларация может быть подана в произвольной форме по выбору хозсубъекта нарочно, по почте или в электронном виде по ст. 42 НКУ.

Право хранить горючее для генератора в объеме свыше 2000 литров на каждом объекте приобретается только с момента подачи в ГНС декларации! Иначе, в случае хранения горючего без декларации или лицензии в объеме свыше 2000 л на объекте, есть шанс получить 0,5-миллионный штраф по ст. 17 Закона № 481. Об этом законодатели напоминают в самой этой новой норме ст. 18.

Главную проблему в реализации этой нормы видим в неопределении того, что понимать под «объектом»? Скажем, все здания или сооружения хозсубъекта, расположенные на конкретной территории, или каждую отдельно?

Например, разных определений термина «объект строительства» законодательство насчитывает где-то с полтора десятка. Определение этого термина в Положении о финансировании и государственном кредитовании капитального строительства, которое осуществляется на территории Украины (утвержденном приказом Минэкономики, Госкомградостроения, Минфина от 23.09.96 № 127/201/173) достаточно узкое. Это — здание или сооружение. А вот П(С)БУ № 18 «Строительные контракты» (утверждено приказом Минфина от 28.04.2001 № 205) под этим термином понимает уже: «совокупность зданий и сооружений или отдельные здания и сооружения...». Поэтому здесь есть пространство фискалам для манипулирования и третирования хозсубъектов на фактических «лицензионных» проверках. К этому их будет побуждать и определение термина «акцизный склад», где «в прицепе» к предельным 2000 л упоминается «помещение или территория» (см. ниже)...

То есть если вы храните горючее в объеме свыше 2000 литров для нескольких объектов, которые фискалы могут определить как один, лучше подайте декларацию в ГНС.

Ведь, как говорит русская народная мудрость: «За спрос не бьют в нос»...

Важно! Речь в новой норме ст. 18 Закона № 481 идет не о предельном объеме емкостей, а о предельном объеме горючего (!), который в них хранится. Поэтому если вы в пятикубовой емкости храните горючее для генераторов, объем которого не превышает два куба (2000 л), то декларация/лицензия вам не нужна.

Акцизное

Новый п. 47 подразд. 5 разд. ХХ НКУ — достаточно интересная, но и неловкая норма, добавленная Законом № 2836.

Им временно (!), на период действия военного положения плюс еще месяц, внесены изменения в термин «акцизный склад»п.п. 14.1.6 НКУ. В течение этого периода в добавление к критериям, определенным п.п. 14.1.6 НКУ, не будет считаться акцизным складом:

— помещение или территория, в том числе плательщика акцизного налога с реализации горючего (!), в каждом (на каждой) из которых общая вместимость расположенных емкостей для хранения горючего, используемого исключительно для заправки генераторов, не превышает 2000 литров;

— помещение или территория, в том числе плательщика акцизного налога с реализации горючего, в каждом (на каждой) из которых выполняются условия, указанные в предыдущем абзаце, и одновременно хранится или реализуется горючее в потребительской таре емкостью до 5 литров включительно, полученное от производителя или лица, которое осуществило его разлив в такую тару*.

* Эту норму прописали для тех, кто имеет дело с горючим в до 5-литровой таре (кроме производителей и «разливающих»). Ведь есть отдельный п.п. «г» в п.п. 14.1.6 НКУ, где написано, что не является акцизным складом место, где хранится горючее исключительно (!) в 5-литровой таре. А здесь еще появится и «тара» для генератора...

Важно! В этой норме наоборот: речь уже идет именно об объеме емкостей, а не горючего, которое в них хранится.

О неплательщиках. Напоминаем, что для неплательщиков горючего акциза согласно одному из двух общих критериев, определенных п.п. 14.1.6 НКУ, объем емкостей для хранения горючего не должен превысить в отдельном помещении/территории 200 м3! И даже если емкости неплательщика для хранения горючего для генераторов превысят эти 2 м3 (то есть 2000 л), но общий объем всех емкостей в таком отдельном помещении/территории не превысит 200 м3, то акцизного склада у неплательщика все равно не возникнет, конечно, не возникнет и нужды регистрироваться плательщиком горючего акциза. Ведь, как указано в новом п. 47 подразд. 5 разд. ХХ НКУ, эти новые временные критерии введены в дополнение (!) к критериям, определенным п.п. 14.1.6 НКУ. То есть они дополняют, а не подменяют два основных критерия (200 м3 и/или 1 млн л в год) для признания акцизного склада у тех субъектов, кто использует горючее исключительно для собственных нужд.

Поэтому не совсем понятно, почему первый новый «дополнительный» критерий законодатели не сфокусировали исключительно на плательщиках горючего акциза? Потому что этим «в том числе» они только запутывают.

О плательщиках. Итак, все указывает на то, что

упомянутые изменения предназначены в первую очередь именно для зарегистрированных плательщиков горючего акциза

Ведь если емкости для хранения горючего будут стоять у плательщика горючего акциза не на акцизном складе, то ему согласно нормам ст. 230 НКУ:

во-первых, необходимо будет помещение/территорию, где стоят емкости для генераторного горючего, зарегистрировать как новый акцизный склад;

во-вторых, оборудовать такие емкости счетчиками и зарегистрировать эти счетчики в Едином реестре.

Поэтому эти новые временные критерии избавляют плательщиков горючего акциза от таких формальностей. Ведь помещение/территория с емкостями, предназначенными исключительно (!) для генераторного горючего не более 2000 л, акцизным складом считаться не будет.

Но если объем таких емкостей будет больше 2000 л, то для плательщиков акциза уже будет считаться! (А неплательщиков в таком случае защитит критерий «200 м3».)

Еще два важных нюанса именно для плательщиков горючего акциза!

1. Кроме непревышения в одном помещении / на территории емкостями пороговых 2000 л, следите, чтобы горючее из упомянутых емкостей для генераторов расходовалось только на заправку генераторов, исключая любые другие цели! Ведь это слово «исключительно» может дать повод фискалам попить вам кровь на фактических проверках, если вы из этих емкостей заправите косилку, авто и т. п.

2. Если емкость, предназначенная для заправки генераторов, будет стоять в помещении зарегистрированного акцизного склада, то ее необходимо будет оборудовать соответствующим счетчиком! Вывод: в таких случаях заправляйте генераторы из действующих емкостей акцизного склада, уже оборудованных счетчиками, или располагайте необорудованные счетчикам емкости, предназначенные для заправки генераторов, за пределами своих акцизных складов.

Итак, мы поприветствуем такие либерально-актуальные изменения, но будьте внимательны и осторожны, потому что санкции слишком высоки...

Выводы

  • С 3 января 2023 года разрешено хранить горючее для генератора в объеме до 2000 л на объекте без лицензии и других разрешений. Хранение на объекте горючего для генератора в большем объеме требует подачи в ГНС декларации. Проблемы здесь на практике могут быть по причине неопределения термина «объект».
  • С 03.01.2023 и до окончания действия военного положения (плюс еще месяц) не считается акцизным складом помещение или территория, в том числе плательщика горючего акциза (!), где общая вместимость емкостей исключительно для генераторного горючего не превышает 2000 литров.
  • Эта норма по большей части предназначена именно для плательщиков: чтобы не было нужды регистрировать дополнительные акцизные склады и оборудовать емкости для генераторного горючего счетчиками.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше