Темы статей
Выбрать темы

Рисковость плательщика

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Причина блокировки отправляемых на регистрацию НН/РК может заключаться в том, что плательщик — рисковый. О том, какие критерии рисковости установлены и при каких условиях плательщик может быть зачислен в рисковые, чем опасна рисковость и как выйти из такого статуса, сейчас поговорим.

Чем опасен рисковый статус?

Включение плательщика в рисковые влечет неприятные последствия, так как при рисковом статусе большинство НН/РК, отправляемых на регистрацию (за исключением НН/РК, имеющих «иммунитет» от блокировки и подлежащих безусловной регистрации), блокируются.

Причем если плательщик — рисковый, то от блокировки НН/РК теперь его уже не спасет и Таблица данных (см. п.п. 4 п. 3 Порядка № 1165*, подкорректированный постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574)**. Поскольку при рисковости плательщика (по критериям 1 — 5) Таблицу могут отменить (п. 19 Порядка № 1165). А при рисковости (по критериям 6 — 8), если есть учтенная Таблица данных, ее действие на время пребывания плательщика в рисковых будет приостановлено. Поэтому рассчитывать в таком случае на помощь от Таблицы получится только после выхода из рисковых (когда действие Таблицы будет возобновлено). Подробнее об этом см. статью «Таблица данных: правила с 08.07.2023» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53.

* Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

** Хотя на практике налоговики и раньше не учитывали Таблицу, если плательщик оказался в рисковых. И даже отменяли Таблицу, если рисковым становился кто-то из его контрагентов.

Еще расстраивает то, что из-за рисковости плательщика его контрагенты по цепочке также могут оказаться в рисковых (поскольку им могут присвоить этот статус). Поэтому рисковый статус может испортить отношения с контрагентами, а также стать преградой для регистрации НН/РК (что для продавца может обернуться штрафами за несвоевременную регистрацию, а для покупателя невозможностью отражения налогового кредита).

Поэтому лучше остерегаться рискового статуса, а при его получении — побыстрее от него избавиться. Правда, после выхода из рисковых (благодаря изменениям, внесенным постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574 в Порядок № 1165) предусмотрена возможность автоматической разблокировки некоторых заблокированных НН/РК (при выполнении определенных условий). Подробнее об этом см. статью «Автоматическая разблокировка НН после снятия «рискового» статуса» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53.

По каким критериям плательщик может быть отнесен к рисковым?

Критерии рисковости

Критерии рисковости плательщика приведены в приложении 1 к Порядку № 1165 (всего их 8).

Плательщика могут зачислить в рисковые, если он соответствует хотя бы одному из таких восьми критериев (п. 6 Порядка № 1165)

Напомним, что:

критерии 1 — 4 (подозрительная регистрация плательщика) не поменялись;

— в критерии 5 (отсутствие банковских счетов) теперь (после изменений, внесенных постановлением КМУ от 16.06.2023 № 603) уточнено, что в рисковые может угодить плательщик, у которого отсутствуют счета, открытые как в банках, так и у небанковского предоставителя платежных услуг, кроме счетов в Казначействе (не касается бюджетных учреждений);

— в критериях 6 и 7 (не подали НДС-отчетность/финотчетность) еще после прошлых изменений (внесенных постановлением КМУ от 23.12.2022 № 1428 и заработавших с 11.01.2023, см. «Блокировка НН: очередные изменения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 99) учтены особенности военного положения (ВП). И предусмотрено, что их применяют с поправкой на военные условия, т. е. с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ и отведенных этим подпунктом сроков на подачу отчетности в связи с ВП (т. е. с учетом продления сроков/возможности-невозможности выполнения плательщиком налоговых обязанностей). Поэтому отложенная подача отчетности из-за ВП в пределах сроков, установленных п.п. 69.1, должна избавить от зачисления в рисковые. Подробнее об этом см. «Новации в рисковости плательщика» // «Налоги & бухучет», 2023, № 15.

Критерий 8. Однако самым популярным остается критерий 8 — «у контролирующего органа имеется налоговая информация, которая определяет рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в поданных для регистрации НН/РК». Причем

при зачислении плательщика в рисковые по критерию 8 налоговики должны в деталях пояснить, какая именно налоговая информация послужила основанием для отнесения плательщика к рисковым

Для этого в решении о соответствии плательщика критериям рисковости (по форме приложения 4 к Порядку № 1165) налоговики должны:

— во-первых, указать код налоговой информации, которая послужила причиной включения плательщика в рисковые. В связи с этим приказом ГНСУ от 11.01.2023 № 17 утвержден специальный Справочник кодов налоговой информации, который содержит аж 18 кодов налоговой информации (т. е. возможных причин зачисления в рисковые), а

— во-вторых, в специальной таблице этого решения указать операцию/операции, из-за которых плательщик отнесен к рисковым, и расшифровать:

1) тип операции (приобретение/поставка);

2) период осуществления хозяйственной операции;

3) код согласно УКТ ВЭД / ГКПУ / условный код товара;

4) налоговый номер плательщика налога (контрагента), задействованного в рисковой операции, а также

5) дату включения плательщика налога (контрагента), задействованного в рисковой операции, в перечень рисковых плательщиков (в решении в таблице после изменений, внесенных постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574, добавлена новая графа) — очевидно, чтобы соотносить период осуществления самой операции и дату включения контрагента в рисковые.

Справочник кодов (включения в рисковые). Коды из Справочника кодов налоговой информации призваны подробнее пояснить причины зачисления плательщика в рисковые. Наиболее распространенные (из 18 кодов) условно можно сгруппировать по следующим направлениям:

сомнения относительно «прозрачности» осуществления плательщиком операции с товаром, когда осуществляется:

«01» — поставка товара, происхождение которого не прослеживается по цепочке поставки;

«02» — приобретение товара, происхождение которого не прослеживается по цепочке поставки;

«05» — поставки товаров плательщикам, осуществляющим поставки товаров, отличных от приобретенных;

недостаточность ресурсов и соответствующей материально-технической базы для ведения деятельности, когда имеет место:

«03» — отсутствие сведений об объектах налогообложения или их аренде;

«04» — поставка товаров, отличных от приобретенных (при отсутствии условий/материальных ресурсов для их производства);

«07» — недостаточность трудовых ресурсов;

«11» — накопление остатков нереализованных товаров при отсутствии (недостаточности) мест для их хранения;

— осуществления операций с рисковым контрагентом, в частности:

«12» — поставка товаров (услуг) рисковому контрагенту;

«13» — покупка товаров (услуг) у рискового контрагента;

— организационные:

«09» — отсутствие-аннулирование лицензий на производство/торговлю подакцизными товарами;

«18» — руководитель и/или лицо, имеющее право подписи, занимает аналогичную должность более чем у пяти (включительно) налогоплательщиков.

Поэтому в решении о рисковости налоговики укажут соответствующий код, характеризующий рисковость плательщика. Подробнее о таких кодах см. «НДС-блокировка: встречайте коды для включения в рисковые плательщики» // «Налоги & бухучет», 2023, № 6.

Срок давности налоговой информации — не старше 180 дней. Из позитивного (привнесенного в Порядок № 1165 постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574) — период, который могут мониторить налоговики для получения налоговой информации по критерию 8, теперь ограничили сроком в 180 дней *. Поэтому судить о рисковости плательщика фискалы могут только по полугодовому прошлому — на основании НН/РК, зарегистрированных не старше 180 дней до даты принятия решения о рисковости (обратите внимание: срок 180 дней отсчитывается не от даты НН/РК, а от даты регистрации). А вот

более давние НН/РК, с момента регистрации которых уже прошло 180 дней и больше, налоговики не вправе использовать как «налоговую информацию» для рисковости плательщика

* Очевидно, подразумеваются 180 календарных дней (так как согласно правовой позиции, изложенной в решении Конституционного Суда от 19.05.2004 по делу № 11-рп/2004, термин «дни», если он употребляется в правовых актах без оговорок, означает календарные дни. А если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, то днем его окончания является следующий рабочий день). См. также постановление ВС от 11.03.2020 по делу № 176/2087/19 (2-а/176/43/19).

Тем самым частично решена проблема зачисления в рисковые «задним числом» (из-за включения в рисковые контрагентов), когда плательщику могли присвоить рисковый статус на основании прошлых операций (скажем, из-за покупки, совершенной год назад) у контрагента, который на тот момент рискового статуса не имел, однако которого потом включили в рисковые. Теперь такая операция годичной давности уже не сможет повлиять на присвоение плательщику (из-за контрагента) рискового статуса. Поскольку контролеры, принимая решение о рисковости по критерию 8, должны отталкиваться от свежих данных о налоговой информации — за полугодие.

Впрочем, налоговики смогут игнорировать «правило 180 дней» и принимать в расчет и более давнюю налоговую информацию (т. е. учитывать и более давние зарегистрированные НН/РК), если плательщик, получив решение о рисковости, для выхода из рисковых подаст пакет «антирисковых» документов, однако не убедит налоговиков в своей «нерисковости» и по результатам рассмотрения поданных документов получит повторное решение о присвоении рискового статуса (п. 6 Порядка № 1165). То есть в таком случае решение о соответствии рисковым критериям плательщика по результатам рассмотрения поданных плательщиком документов может быть принято, невзирая на правило 180 дней.

Включение в рисковые

Если в ходе такого мониторинга будет установлено, что плательщик отвечает критериям рисковости (хотя бы одному из 8 критериев), его зачислят в рисковые. Решение о рисковости плательщика принимает региональная комиссия. Оно вступает в силу в день заседания комиссии и принятия такого решения (п. 6 Порядка № 1165).

В день принятия решения региональной комиссией плательщику придет решение о зачислении в рисковые (по форме приложения 4 к Порядку № 1165) через Электронный кабинет,

с указанием конкретного критерия рисковости, т. е. по какому из 8 критериев плательщика включили в рисковые (а при рисковости по критерию 8 еще и с указанием кода налоговой информации из Справочника кодов и пояснениями в табличной части решения). Напомним, что конкретизировать и пояснять основание для включения в рисковые ГНСУ призывала налоговиков и раньше (письмо ГНСУ от 24.10.2022 № 23876/7/99-00-18-02-02-07, подробнее см. «Включение в рисковые плательщики: налоговики должны четко указывать основания» // «Налоги & бухучет», 2022, № 83). А с 11.01.2023 (после изменений, внесенных постановлением КМУ от 23.12.2022 № 1428) для этого окончательно приспособили форму решения.

Также проверить свой рисковый статус можно в Электронном кабинете в разделе «Моніторинг ПН/РК». Причем проверку лучше осуществлять до регистрации НН/РК. Ведь если плательщику присвоен рисковый статус, то большинство НН/РК, отправляемых им на регистрацию (кроме подлежащих безусловной регистрации), будут блокироваться (п. 6 Порядка № 1165). Кстати, также в Электронном кабинете можно узнать о рисковом статусе контрагента (см. «Электронный кабинет: больше информации о контрагенте» // «Налоги & бухучет», 2023, № 22).

Если попали в рисковые, то прежде всего нужно избавиться от рискового статуса. Хотя из-за штрафов за несвоевременную регистрацию НН/РК, возможно, придется все же направлять НН/РК на регистрацию. Ведь пока НН/РК заблокированы, штрафы не применяются. А после выхода из рисковых некоторые НН/РК при соблюдении определенных условий могут разблокировать автоматически (подробнее см. статью «Попали в рисковые плательщики: выходить из рисковых или отправлять налоговые накладные на регистрацию?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53).

Снятие рискового статуса

Для выхода из рисковых действуют по правилам п. 6 Порядка № 1165.

Подача «антирискового» пакета документов. Для снятия рискового статуса плательщик может подать комиссии регионального уровня «антирисковый» пакет документов, включающий в себя:

информацию (пояснения) и

копии соответствующих документов, свидетельствующих о несоответствии плательщика критериям рисковости (см. таблицу).

Пакет документов для отмены рискового статуса

Что подаем

Примечания

Информация

(код J/F1314901)

В информации (пояснениях) о деятельности плательщика фискалы желают видеть информацию о:

плательщике в целом — его местонахождении, осуществляемых видах деятельности, учредителях предприятия и должностных лицах;

— имеющихся собственных (с указанием документов собственности) или арендованных (с указанием соглашений) помещениях, производственных мощностях и другие данные в отношении основных средств;

— собственных/арендованных складских помещениях или описание соглашений о хранении;

— наличии транспортных средств в разрезе (или описание соглашений с субъектами хозяйствования, которые предоставляют транспортные услуги);

земельных участках (собственных/арендованных с указанием соглашений) в га;

наемном персонале (основном, по совместительству) с указанием должностей/профессий;

— размере дохода от осуществления деятельности за предыдущий период;

— остатках готовой продукции, сырья (наименования);

— сертификатах качества, лицензиях, разрешительных документах (при наличии).

Также можно подать и другие дополнительные документы

Копии документов

(код J/F1360102)

Документы согласно Порядку № 1165. Такими документами (согласно п. 6 Порядка № 1165) могут быть:

— договоры, в частности ВЭД-контракты, с приложениями к ним;

— договоры, доверенности, акты руководящего органа плательщика налога, которыми оформлены полномочия лиц, получающих продукцию в интересах плательщика налога для осуществления операции;

— первичные документы о поставке/приобретении товаров/услуг, хранении и транспортировке, погрузке, выгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом имеющихся типовых форм и отраслевой специфики, накладные;

— расчетные документы и/или банковские выписки с лицевых счетов;

— документы на подтверждение соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством;

— другие документы, которые подтверждают несоответствие плательщика налога критериям рисковости плательщика налога.

Дополнительные документы. Дополнительно к документам из п. 6 Порядка № 1165 налоговики также хотят видеть подтверждение наличия:

— помещений (собственных, арендованных);

— производственных мощностей (собственных, арендованных);

— земельных участков (собственных, арендованных);

— наемного персонала (основного, по совместительству);

— дохода от осуществления деятельности за предыдущий период;

— остатков готовой продукции и сырья (наименования)

Какого-то срока для подачи «антирисковых» документов не установлено. Поэтому их можно подать в любой момент: чем раньше, тем лучше.

Срок рассмотрения документов. Согласно п. 6 Порядка № 1165 поданные плательщиком документы региональная комиссия должна рассмотреть в течение 7 рабочих дней, следующих за получением документов от плательщика и на их основе принять решение о рисковости/нерисковости плательщика. Хотя из-за приостановки сроков на военном положении (п. 102.9, п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) сейчас налоговики такой 7-дневный срок могут игнорировать и принимать решение и позже, но обещают не затягивать (БЗ 101.18).

К тому же так как сроки продлеваются, то правило молчаливого согласия во время ВП не работает. Поэтому если налоговики в 7-дневный срок не рассмотрели документы и не направили ответ, плательщика автоматом не исключат из рисковых. А нужно подождать решения комиссии.

Впрочем, учтите, что по законопроекту № 8401 военную приостановку сроков могут отменить (ориентировочно, с 1 августа). И если это произойдет, то все вернется к довоенным правилам и налоговики должны будут рассматривать «антирисковые» документы в 7-дневный срок. А в случае непринятия в такой 7-дневный срок соответствующего решения будет работать правило молчаливого согласия и плательщик будет исключаться из рисковых автоматически.

По результатам рассмотрения поданных плательщиком «антирисковых» документов региональная комиссия принимает решение о соответствии/несоответствии плательщика критериям рисковости (т. е. о сохранении или снятии рискового статуса).

Причем если принято решение о сохранении рискового статуса, то налоговики в решении должны пояснить причины и указать, какие документы не были предоставлены плательщиком для снятия рискового статуса (т. е. каких документов фискалам не хватило).

В таком случае плательщик может снова подать «антирисковый» пакет документов, поскольку это не запрещено. Либо отказное решение можно обжаловать в административном или судебном порядке.

Обжалование. Обратите внимание, что благодаря изменениям, внесенным постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574:

— обжалование рискового статуса отныне узаконили в Порядке обжалования № 1165*,

— появилась специальная форма жалобы на решение о соответствии плательщика критериям рисковости (приложение 3 к Порядку обжалования № 1165), при этом

вместе с жалобой плательщик может подать информацию и копии документов, свидетельствующих о несоответствии плательщика критериям рисковости (п. 11 Порядка обжалования № 1165).

При удовлетворении жалобы плательщика не позже следующего рабочего дня должны исключить из рисковых (п. 20 Порядка обжалования № 1165).

* Порядок рассмотрения жалобы на решение об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН, о неучете таблицы данных плательщика НДС, о соответствии плательщика НДС критериям рисковости плательщика налога, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Автоматическая разблокировка некоторых НН/РК после выхода из рисковых. Еще одна новация. После выхода из рисковых (благодаря изменениям, внесенным постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574 в Порядок № 1165) предусмотрена возможность автоматической разблокировки некоторых заблокированных НН/РК (при выполнении определенных условий). Подробнее об этом см. статью «Автоматическая разблокировка НН после снятия «рискового» статуса» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53 (ср. ).

Автоматический вывод из рисковых и контрагентов. И помните о следующей особенности: если плательщику удалось избавиться от рискового статуса, то автоматически выведут из рисковых и его контрагентов, если (п. 6 Порядка № 1165):

— они были включены в число рисковых исключительно из-за осуществления операции с таким плательщиком и

— отсутствуют другие основания и информация о соответствии контрагента критериям рисковости.

Выводы

  • Если плательщик — рисковый, то большинство НН/РК, отправляемых им на регистрацию, блокируются (причем в таком случае не защитит от блокировки и Таблица данных). К тому же у его контрагентов также появляется угроза оказаться в рисковых.
  • В решении о рисковости должно поясняться, по какому критерию плательщик зачислен в рисковые (а при критерии 8 — также указываться код налоговой информации из Справочника кодов и расшифровываться операции, из-за которых плательщик стал рисковым).
  • Мониторить рисковость плательщика фискалы могут только на основании НН/РК, зарегистрированных не старше 180 дней до даты принятия решения о рисковости (а более давние НН/РК — только если плательщик после подачи «антирисковых» документов не выйдет с рисковых).
  • Для отмены рискового статуса плательщику нужно подать региональной комиссии пакет «антирисковых» документов. Решение о присвоении рискового статуса можно обжаловать.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше