Чем опасен рисковый статус?
Включение плательщика в рисковые влечет неприятные последствия, так как при рисковом статусе большинство НН/РК, отправляемых на регистрацию (за исключением НН/РК, имеющих «иммунитет» от блокировки и подлежащих безусловной регистрации), блокируются.
Причем если плательщик — рисковый, то от блокировки НН/РК теперь его уже не спасет и Таблица данных (см. п.п. 4 п. 3 Порядка № 1165*, подкорректированный постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574)**. Поскольку при рисковости плательщика (по критериям 1 — 5) Таблицу могут отменить (п. 19 Порядка № 1165). А при рисковости (по критериям 6 — 8), если есть учтенная Таблица данных, ее действие на время пребывания плательщика в рисковых будет приостановлено. Поэтому рассчитывать в таком случае на помощь от Таблицы получится только после выхода из рисковых (когда действие Таблицы будет возобновлено). Подробнее об этом см. статью «Таблица данных: правила с 08.07.2023» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53.
* Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.
** Хотя на практике налоговики и раньше не учитывали Таблицу, если плательщик оказался в рисковых. И даже отменяли Таблицу, если рисковым становился кто-то из его контрагентов.
Еще расстраивает то, что из-за рисковости плательщика его контрагенты по цепочке также могут оказаться в рисковых (поскольку им могут присвоить этот статус). Поэтому рисковый статус может испортить отношения с контрагентами, а также стать преградой для регистрации НН/РК (что для продавца может обернуться штрафами за несвоевременную регистрацию, а для покупателя невозможностью отражения налогового кредита).
Поэтому лучше остерегаться рискового статуса, а при его получении — побыстрее от него избавиться. Правда, после выхода из рисковых (благодаря изменениям, внесенным постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574 в Порядок № 1165) предусмотрена возможность автоматической разблокировки некоторых заблокированных НН/РК (при выполнении определенных условий). Подробнее об этом см. статью «Автоматическая разблокировка НН после снятия «рискового» статуса» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53.
По каким критериям плательщик может быть отнесен к рисковым?
Критерии рисковости
Критерии рисковости плательщика приведены в приложении 1 к Порядку № 1165 (всего их 8).
Плательщика могут зачислить в рисковые, если он соответствует хотя бы одному из таких восьми критериев (п. 6 Порядка № 1165)
Напомним, что:
— критерии 1 — 4 (подозрительная регистрация плательщика) не поменялись;
— в критерии 5 (отсутствие банковских счетов) теперь (после изменений, внесенных постановлением КМУ от 16.06.2023 № 603) уточнено, что в рисковые может угодить плательщик, у которого отсутствуют счета, открытые как в банках, так и у небанковского предоставителя платежных услуг, кроме счетов в Казначействе (не касается бюджетных учреждений);
— в критериях 6 и 7 (не подали НДС-отчетность/финотчетность) еще после прошлых изменений (внесенных постановлением КМУ от 23.12.2022 № 1428 и заработавших с 11.01.2023, см. «Блокировка НН: очередные изменения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 99) учтены особенности военного положения (ВП). И предусмотрено, что их применяют с поправкой на военные условия, т. е. с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ и отведенных этим подпунктом сроков на подачу отчетности в связи с ВП (т. е. с учетом продления сроков/возможности-невозможности выполнения плательщиком налоговых обязанностей). Поэтому отложенная подача отчетности из-за ВП в пределах сроков, установленных п.п. 69.1, должна избавить от зачисления в рисковые. Подробнее об этом см. «Новации в рисковости плательщика» // «Налоги & бухучет», 2023, № 15.
Критерий 8. Однако самым популярным остается критерий 8 — «у контролирующего органа имеется налоговая информация, которая определяет рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в поданных для регистрации НН/РК». Причем
при зачислении плательщика в рисковые по критерию 8 налоговики должны в деталях пояснить, какая именно налоговая информация послужила основанием для отнесения плательщика к рисковым
Для этого в решении о соответствии плательщика критериям рисковости (по форме приложения 4 к Порядку № 1165) налоговики должны:
— во-первых, указать код налоговой информации, которая послужила причиной включения плательщика в рисковые. В связи с этим приказом ГНСУ от 11.01.2023 № 17 утвержден специальный Справочник кодов налоговой информации, который содержит аж 18 кодов налоговой информации (т. е. возможных причин зачисления в рисковые), а
— во-вторых, в специальной таблице этого решения указать операцию/операции, из-за которых плательщик отнесен к рисковым, и расшифровать:
1) тип операции (приобретение/поставка);
2) период осуществления хозяйственной операции;
3) код согласно УКТ ВЭД / ГКПУ / условный код товара;
4) налоговый номер плательщика налога (контрагента), задействованного в рисковой операции, а также
5) дату включения плательщика налога (контрагента), задействованного в рисковой операции, в перечень рисковых плательщиков (в решении в таблице после изменений, внесенных постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574, добавлена новая графа) — очевидно, чтобы соотносить период осуществления самой операции и дату включения контрагента в рисковые.
Справочник кодов (включения в рисковые). Коды из Справочника кодов налоговой информации призваны подробнее пояснить причины зачисления плательщика в рисковые. Наиболее распространенные (из 18 кодов) условно можно сгруппировать по следующим направлениям:
— сомнения относительно «прозрачности» осуществления плательщиком операции с товаром, когда осуществляется:
«01» — поставка товара, происхождение которого не прослеживается по цепочке поставки;
«02» — приобретение товара, происхождение которого не прослеживается по цепочке поставки;
«05» — поставки товаров плательщикам, осуществляющим поставки товаров, отличных от приобретенных;
— недостаточность ресурсов и соответствующей материально-технической базы для ведения деятельности, когда имеет место:
«03» — отсутствие сведений об объектах налогообложения или их аренде;
«04» — поставка товаров, отличных от приобретенных (при отсутствии условий/материальных ресурсов для их производства);
«07» — недостаточность трудовых ресурсов;
«11» — накопление остатков нереализованных товаров при отсутствии (недостаточности) мест для их хранения;
— осуществления операций с рисковым контрагентом, в частности:
«12» — поставка товаров (услуг) рисковому контрагенту;
«13» — покупка товаров (услуг) у рискового контрагента;
— организационные:
«09» — отсутствие-аннулирование лицензий на производство/торговлю подакцизными товарами;
«18» — руководитель и/или лицо, имеющее право подписи, занимает аналогичную должность более чем у пяти (включительно) налогоплательщиков.
Поэтому в решении о рисковости налоговики укажут соответствующий код, характеризующий рисковость плательщика. Подробнее о таких кодах см. «НДС-блокировка: встречайте коды для включения в рисковые плательщики» // «Налоги & бухучет», 2023, № 6.
Срок давности налоговой информации — не старше 180 дней. Из позитивного (привнесенного в Порядок № 1165 постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574) — период, который могут мониторить налоговики для получения налоговой информации по критерию 8, теперь ограничили сроком в 180 дней *. Поэтому судить о рисковости плательщика фискалы могут только по полугодовому прошлому — на основании НН/РК, зарегистрированных не старше 180 дней до даты принятия решения о рисковости (обратите внимание: срок 180 дней отсчитывается не от даты НН/РК, а от даты регистрации). А вот
более давние НН/РК, с момента регистрации которых уже прошло 180 дней и больше, налоговики не вправе использовать как «налоговую информацию» для рисковости плательщика
* Очевидно, подразумеваются 180 календарных дней (так как согласно правовой позиции, изложенной в решении Конституционного Суда от 19.05.2004 по делу № 11-рп/2004, термин «дни», если он употребляется в правовых актах без оговорок, означает календарные дни. А если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, то днем его окончания является следующий рабочий день). См. также постановление ВС от 11.03.2020 по делу № 176/2087/19 (2-а/176/43/19).
Тем самым частично решена проблема зачисления в рисковые «задним числом» (из-за включения в рисковые контрагентов), когда плательщику могли присвоить рисковый статус на основании прошлых операций (скажем, из-за покупки, совершенной год назад) у контрагента, который на тот момент рискового статуса не имел, однако которого потом включили в рисковые. Теперь такая операция годичной давности уже не сможет повлиять на присвоение плательщику (из-за контрагента) рискового статуса. Поскольку контролеры, принимая решение о рисковости по критерию 8, должны отталкиваться от свежих данных о налоговой информации — за полугодие.
Впрочем, налоговики смогут игнорировать «правило 180 дней» и принимать в расчет и более давнюю налоговую информацию (т. е. учитывать и более давние зарегистрированные НН/РК), если плательщик, получив решение о рисковости, для выхода из рисковых подаст пакет «антирисковых» документов, однако не убедит налоговиков в своей «нерисковости» и по результатам рассмотрения поданных документов получит повторное решение о присвоении рискового статуса (п. 6 Порядка № 1165). То есть в таком случае решение о соответствии рисковым критериям плательщика по результатам рассмотрения поданных плательщиком документов может быть принято, невзирая на правило 180 дней.
Включение в рисковые
Если в ходе такого мониторинга будет установлено, что плательщик отвечает критериям рисковости (хотя бы одному из 8 критериев), его зачислят в рисковые. Решение о рисковости плательщика принимает региональная комиссия. Оно вступает в силу в день заседания комиссии и принятия такого решения (п. 6 Порядка № 1165).
В день принятия решения региональной комиссией плательщику придет решение о зачислении в рисковые (по форме приложения 4 к Порядку № 1165) через Электронный кабинет,
с указанием конкретного критерия рисковости, т. е. по какому из 8 критериев плательщика включили в рисковые (а при рисковости по критерию 8 еще и с указанием кода налоговой информации из Справочника кодов и пояснениями в табличной части решения). Напомним, что конкретизировать и пояснять основание для включения в рисковые ГНСУ призывала налоговиков и раньше (письмо ГНСУ от 24.10.2022 № 23876/7/99-00-18-02-02-07, подробнее см. «Включение в рисковые плательщики: налоговики должны четко указывать основания» // «Налоги & бухучет», 2022, № 83). А с 11.01.2023 (после изменений, внесенных постановлением КМУ от 23.12.2022 № 1428) для этого окончательно приспособили форму решения.
Также проверить свой рисковый статус можно в Электронном кабинете в разделе «Моніторинг ПН/РК». Причем проверку лучше осуществлять до регистрации НН/РК. Ведь если плательщику присвоен рисковый статус, то большинство НН/РК, отправляемых им на регистрацию (кроме подлежащих безусловной регистрации), будут блокироваться (п. 6 Порядка № 1165). Кстати, также в Электронном кабинете можно узнать о рисковом статусе контрагента (см. «Электронный кабинет: больше информации о контрагенте» // «Налоги & бухучет», 2023, № 22).
Если попали в рисковые, то прежде всего нужно избавиться от рискового статуса. Хотя из-за штрафов за несвоевременную регистрацию НН/РК, возможно, придется все же направлять НН/РК на регистрацию. Ведь пока НН/РК заблокированы, штрафы не применяются. А после выхода из рисковых некоторые НН/РК при соблюдении определенных условий могут разблокировать автоматически (подробнее см. статью «Попали в рисковые плательщики: выходить из рисковых или отправлять налоговые накладные на регистрацию?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53).
Снятие рискового статуса
Для выхода из рисковых действуют по правилам п. 6 Порядка № 1165.
Подача «антирискового» пакета документов. Для снятия рискового статуса плательщик может подать комиссии регионального уровня «антирисковый» пакет документов, включающий в себя:
— информацию (пояснения) и
— копии соответствующих документов, свидетельствующих о несоответствии плательщика критериям рисковости (см. таблицу).
Пакет документов для отмены рискового статуса
Что подаем | Примечания |
Информация (код J/F1314901) | В информации (пояснениях) о деятельности плательщика фискалы желают видеть информацию о: — плательщике в целом — его местонахождении, осуществляемых видах деятельности, учредителях предприятия и должностных лицах; — имеющихся собственных (с указанием документов собственности) или арендованных (с указанием соглашений) помещениях, производственных мощностях и другие данные в отношении основных средств; — собственных/арендованных складских помещениях или описание соглашений о хранении; — наличии транспортных средств в разрезе (или описание соглашений с субъектами хозяйствования, которые предоставляют транспортные услуги); — земельных участках (собственных/арендованных с указанием соглашений) в га; — наемном персонале (основном, по совместительству) с указанием должностей/профессий; — размере дохода от осуществления деятельности за предыдущий период; — остатках готовой продукции, сырья (наименования); — сертификатах качества, лицензиях, разрешительных документах (при наличии). Также можно подать и другие дополнительные документы |
Копии документов (код J/F1360102) | Документы согласно Порядку № 1165. Такими документами (согласно п. 6 Порядка № 1165) могут быть: — договоры, в частности ВЭД-контракты, с приложениями к ним; — договоры, доверенности, акты руководящего органа плательщика налога, которыми оформлены полномочия лиц, получающих продукцию в интересах плательщика налога для осуществления операции; — первичные документы о поставке/приобретении товаров/услуг, хранении и транспортировке, погрузке, выгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом имеющихся типовых форм и отраслевой специфики, накладные; — расчетные документы и/или банковские выписки с лицевых счетов; — документы на подтверждение соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством; — другие документы, которые подтверждают несоответствие плательщика налога критериям рисковости плательщика налога. Дополнительные документы. Дополнительно к документам из п. 6 Порядка № 1165 налоговики также хотят видеть подтверждение наличия: — помещений (собственных, арендованных); — производственных мощностей (собственных, арендованных); — земельных участков (собственных, арендованных); — наемного персонала (основного, по совместительству); — дохода от осуществления деятельности за предыдущий период; — остатков готовой продукции и сырья (наименования) |
Какого-то срока для подачи «антирисковых» документов не установлено. Поэтому их можно подать в любой момент: чем раньше, тем лучше.
Срок рассмотрения документов. Согласно п. 6 Порядка № 1165 поданные плательщиком документы региональная комиссия должна рассмотреть в течение 7 рабочих дней, следующих за получением документов от плательщика и на их основе принять решение о рисковости/нерисковости плательщика. Хотя из-за приостановки сроков на военном положении (п. 102.9, п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) сейчас налоговики такой 7-дневный срок могут игнорировать и принимать решение и позже, но обещают не затягивать (БЗ 101.18).
К тому же так как сроки продлеваются, то правило молчаливого согласия во время ВП не работает. Поэтому если налоговики в 7-дневный срок не рассмотрели документы и не направили ответ, плательщика автоматом не исключат из рисковых. А нужно подождать решения комиссии.
Впрочем, учтите, что по законопроекту № 8401 военную приостановку сроков могут отменить (ориентировочно, с 1 августа). И если это произойдет, то все вернется к довоенным правилам и налоговики должны будут рассматривать «антирисковые» документы в 7-дневный срок. А в случае непринятия в такой 7-дневный срок соответствующего решения будет работать правило молчаливого согласия и плательщик будет исключаться из рисковых автоматически.
По результатам рассмотрения поданных плательщиком «антирисковых» документов региональная комиссия принимает решение о соответствии/несоответствии плательщика критериям рисковости (т. е. о сохранении или снятии рискового статуса).
Причем если принято решение о сохранении рискового статуса, то налоговики в решении должны пояснить причины и указать, какие документы не были предоставлены плательщиком для снятия рискового статуса (т. е. каких документов фискалам не хватило).
В таком случае плательщик может снова подать «антирисковый» пакет документов, поскольку это не запрещено. Либо отказное решение можно обжаловать в административном или судебном порядке.
Обжалование. Обратите внимание, что благодаря изменениям, внесенным постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574:
— обжалование рискового статуса отныне узаконили в Порядке обжалования № 1165*,
— появилась специальная форма жалобы на решение о соответствии плательщика критериям рисковости (приложение 3 к Порядку обжалования № 1165), при этом
— вместе с жалобой плательщик может подать информацию и копии документов, свидетельствующих о несоответствии плательщика критериям рисковости (п. 11 Порядка обжалования № 1165).
При удовлетворении жалобы плательщика не позже следующего рабочего дня должны исключить из рисковых (п. 20 Порядка обжалования № 1165).
Автоматическая разблокировка некоторых НН/РК после выхода из рисковых. Еще одна новация. После выхода из рисковых (благодаря изменениям, внесенным постановлением КМУ от 02.06.2023 № 574 в Порядок № 1165) предусмотрена возможность автоматической разблокировки некоторых заблокированных НН/РК (при выполнении определенных условий). Подробнее об этом см. статью «Автоматическая разблокировка НН после снятия «рискового» статуса» // «Налоги & бухучет», 2023, № 53 (ср. ).
Автоматический вывод из рисковых и контрагентов. И помните о следующей особенности: если плательщику удалось избавиться от рискового статуса, то автоматически выведут из рисковых и его контрагентов, если (п. 6 Порядка № 1165):
— они были включены в число рисковых исключительно из-за осуществления операции с таким плательщиком и
— отсутствуют другие основания и информация о соответствии контрагента критериям рисковости.
Выводы
- Если плательщик — рисковый, то большинство НН/РК, отправляемых им на регистрацию, блокируются (причем в таком случае не защитит от блокировки и Таблица данных). К тому же у его контрагентов также появляется угроза оказаться в рисковых.
- В решении о рисковости должно поясняться, по какому критерию плательщик зачислен в рисковые (а при критерии 8 — также указываться код налоговой информации из Справочника кодов и расшифровываться операции, из-за которых плательщик стал рисковым).
- Мониторить рисковость плательщика фискалы могут только на основании НН/РК, зарегистрированных не старше 180 дней до даты принятия решения о рисковости (а более давние НН/РК — только если плательщик после подачи «антирисковых» документов не выйдет с рисковых).
- Для отмены рискового статуса плательщику нужно подать региональной комиссии пакет «антирисковых» документов. Решение о присвоении рискового статуса можно обжаловать.