* zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=40352
ВЫВОД ДОКУМЕНТА
Если местонахождением ФЛП согласно ЕГР является территория, отнесенная по Перечню № 309* ко временно оккупированной, то:
— сделка с таким ФЛП является ничтожной;
— с выплаты в пользу такого ФЛП следует удержать НДФЛ и ВС
* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.
Тема непростая. Мы ее касались уже многократно (см., в частности, статью «ФЛП из оккупированной территории: проблемы с контрагентами» // «Налоги & бухучет», 2023, № 40). И, собственно, и предполагали, что налоговики выберут именно такую логику.
То есть не будут вообще принимать во внимание тонкости Закона № 1207* и п.п. 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в отношении «сортировки» временно оккупированных территорий (ВОТ) на оккупированные до начала военного положения и после начала военного положения, правовые требования к которым разные. А все ВОТ сбросят «в один котел» с применением к ней максимально неблагоприятных налоговых последствий.
Собственно это мы и видим. Интересной только является «подача материала» налоговиками. Смотрите.
Больше всего, конечно, налоговиков интересует удержание НДФЛ и ВС с выплаты в пользу ФЛП из ВОТ. При этом норма о необходимости удержания НДФЛ и ВС с выплат в пользу ФЛП из ВОТ содержится в п.п. 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Но почему-то налоговики о ней в своем ответе вообще не упоминают. Почему? Очевидно потому, что в НКУ есть четкое определение, какие именно территории считаются ВОТ для целей всего п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Это территория отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, которая была временно оккупирована еще до начала (!) военного положения.
И налоговикам это определение, судя по всему, не по нраву.
Поэтому они приводят другую логическую цепочку. Дескать, НДФЛ и ВС с выплат в пользу ФЛП из ВОТ следует удерживать потому, что сделка с таким ФЛП является ничтожной согласно ч. 2 ст. 13 Закона № 1207 (ср. ).
Но это тоже крайне сомнительная логика. Даже если не вдаваться в детали, что здесь тоже речь не обо всех ВОТ.
Потому что какими являются последствия признания сделки ничтожной*?
* Ничтожная сделка рассматривается с точки зрения права как такая, которая юридически не имела места, не создала никаких правовых последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью. Ничтожный договор является недействительным вместе со всеми его условиями и не создает для сторон обязательств, которые в нем закреплены.
Это:
— необходимость возврата полученного сторонами по ничтожному договору. То есть каждая из сторон сделки обязана вернуть то, что она получила в процессе ее выполнения;
— возможность налоговиков при определенных условиях (!) через обращение в суд взыскать в пользу государства полученное сторонами по такому договору (больше деталей об этом найдете, в частности, в статье «Сделка недействительна: последствия» // «Налоги & бухучет», 2020, № 55).
А вот удержание НДФЛ и ВС собственно из-за ничтожества договора как раз таки под очень большим сомнением.
Впрочем реальные последствия ничтожества налоговиков очевидно интересуют меньше всего. Потому что успех налоговиков в том же суде очень сомнителен. В том числе с точки зрения довоенной судебной практики.
Каково следствие этого всего?
Контрагенты «шарахаются» от ФЛП, местонахождением которых согласно ЕГР является территория, отнесенная по Перечню № 309 к ВОТ
Не имеет значения, ВОТ это, оккупированные до начала военного положения, или ВОТ, оккупированные после этого.
В свою очередь
ФЛП, чтобы не иметь проблем с контрагентами и налоговиками, остается лишь перерегистрировать свое местонахождение на другую территорию Украины
Кстати, изменять прописку для этого необязательно.
Больше деталей об этом, в том числе аргументы для тех, кто захочет «открыть глаза» на настоящее положение вещей налоговикам и контрагентам, найдете в статье «ФЛП из оккупированной территории: проблемы с контрагентами» // «Налоги & бухучет», 2023, № 40.