Темы статей
Выбрать темы

ФЛП из оккупированной территории: свежее мнение ГНСУ

Томашпольский Сергей, налоговый эксперт
По материалам категории 103.02 Базы знаний*

* zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=40352

ВЫВОД ДОКУМЕНТА

Если местонахождением ФЛП согласно ЕГР является территория, отнесенная по Перечню № 309* ко временно оккупированной, то:

— сделка с таким ФЛП является ничтожной;

— с выплаты в пользу такого ФЛП следует удержать НДФЛ и ВС

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Тема непростая. Мы ее касались уже многократно (см., в частности, статью «ФЛП из оккупированной территории: проблемы с контрагентами» // «Налоги & бухучет», 2023, № 40). И, собственно, и предполагали, что налоговики выберут именно такую логику.

То есть не будут вообще принимать во внимание тонкости Закона № 1207* и п.п. 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в отношении «сортировки» временно оккупированных территорий (ВОТ) на оккупированные до начала военного положения и после начала военного положения, правовые требования к которым разные. А все ВОТ сбросят «в один котел» с применением к ней максимально неблагоприятных налоговых последствий.

* Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» от 15.04.2014 № 1207-VII.

Собственно это мы и видим. Интересной только является «подача материала» налоговиками. Смотрите.

Больше всего, конечно, налоговиков интересует удержание НДФЛ и ВС с выплаты в пользу ФЛП из ВОТ. При этом норма о необходимости удержания НДФЛ и ВС с выплат в пользу ФЛП из ВОТ содержится в п.п. 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Но почему-то налоговики о ней в своем ответе вообще не упоминают. Почему? Очевидно потому, что в НКУ есть четкое определение, какие именно территории считаются ВОТ для целей всего п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Это территория отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей, которая была временно оккупирована еще до начала (!) военного положения.

И налоговикам это определение, судя по всему, не по нраву.

Поэтому они приводят другую логическую цепочку. Дескать, НДФЛ и ВС с выплат в пользу ФЛП из ВОТ следует удерживать потому, что сделка с таким ФЛП является ничтожной согласно ч. 2 ст. 13 Закона № 1207 (ср. ).

Но это тоже крайне сомнительная логика. Даже если не вдаваться в детали, что здесь тоже речь не обо всех ВОТ.

Потому что какими являются последствия признания сделки ничтожной*?

* Ничтожная сделка рассматривается с точки зрения права как такая, которая юридически не имела места, не создала никаких правовых последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью. Ничтожный договор является недействительным вместе со всеми его условиями и не создает для сторон обязательств, которые в нем закреплены.

Это:

— необходимость возврата полученного сторонами по ничтожному договору. То есть каждая из сторон сделки обязана вернуть то, что она получила в процессе ее выполнения;

— возможность налоговиков при определенных условиях (!) через обращение в суд взыскать в пользу государства полученное сторонами по такому договору (больше деталей об этом найдете, в частности, в статье «Сделка недействительна: последствия» // «Налоги & бухучет», 2020, № 55).

А вот удержание НДФЛ и ВС собственно из-за ничтожества договора как раз таки под очень большим сомнением.

Впрочем реальные последствия ничтожества налоговиков очевидно интересуют меньше всего. Потому что успех налоговиков в том же суде очень сомнителен. В том числе с точки зрения довоенной судебной практики.

Каково следствие этого всего?

Контрагенты «шарахаются» от ФЛП, местонахождением которых согласно ЕГР является территория, отнесенная по Перечню № 309 к ВОТ

Не имеет значения, ВОТ это, оккупированные до начала военного положения, или ВОТ, оккупированные после этого.

В свою очередь

ФЛП, чтобы не иметь проблем с контрагентами и налоговиками, остается лишь перерегистрировать свое местонахождение на другую территорию Украины

Кстати, изменять прописку для этого необязательно.

Больше деталей об этом, в том числе аргументы для тех, кто захочет «открыть глаза» на настоящее положение вещей налоговикам и контрагентам, найдете в статье «ФЛП из оккупированной территории: проблемы с контрагентами» // «Налоги & бухучет», 2023, № 40.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше