Восстановление НДС-статуса после отмены спецЕН
Напомним, что по общим правилам после отмены спецЕН:
— ранее действовавших плательщиков «со стажем» (не новичков) автоматически возвращают на ту систему налогообложения, на которой они находились до перехода на спецЕН (если они не подали заявление о переходе на уплату других налогов/сборов) (п.п. 9.9 подразд. 8 разд. ХХ НКУ);
— если на спецЕН переходил плательщик НДС, то его НДС-регистрация автоматически «размораживается» и для него автоматом восстанавливаются все права и обязанности плательщика НДС, установленные разд. V и подразд. 2 разд. ХХ НКУ (п.п. 9.5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ).
Поэтому если на спецЕН переходило лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, то после отмены спецЕН его НДС-статус автоматически будет восстановлен и
выйти с НДС-плательщиков одновременно с отменой спецЕН с 01.08.2023 просто не получится
Тем более, что за лицом, являвшимся плательщиком НДС до перехода на спецЕН, закреплен ряд НДС-обязанностей, которые нужно выполнить после ухода со спецЕН и «разморозки» НДС-статуса. Что это за обязанности?
НДС-обязанности после ухода со спецЕН. После ухода со спецЕН и восстановления НДС-статуса плательщики должны:
НДС-обязанности после ухода со спецЕН
№ з/п | Что нужно сделать после «разморозки» НДС-статуса: |
(1) | зарегистрировать НН/РК по операциям до перехода на спецЕН, которые остались не зарегистрированными — в течение 60 календарных дней после ухода со спецЕН (п.п. 69.1 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Подробнее об этом см. «Отмена спецЕН: реглимит, налоговый кредит, сроки выполнения НДС-обязанностей» // «Налоги & бухучет», 2023, № 59 и «Перешли на спецЕН: каковы сроки регистрации налоговых накладных за последний НДС-период?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 86 |
(2) | начислить компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ — не позднее 31.10.2023 (по товарам, необоротным активам (купленным «с НДС») и использованным (поставленным, реализованным) в период спецЕН). Причем учтите, что (после вступления в силу Закона Украины от 30.06.2023 № 3219-IX, принятого на базе законопроекта № 8401) начислить компенсирующие НО необходимо: — как по товарам, необоротным активам, приобретенным «с НДС» до перехода на спецЕН и использованным (поставленным, реализованным) в период спецЕН (п.п. 91.2 подразд. 8 разд. ХХ НКУ). Подробнее об их начислении см. «Восстановление НДС-регистрации после спецЕН и компенсирующие НО» // «Налоги & бухучет», 2023, № 59, — так и по импортным товарам/необоротным активам, импортированным «с НДС» в период спецЕН и использованным (поставленным, реализованным) в период спецЕН (новый п.п. 91.2.1 подразд. 8 разд. ХХ НКУ). Подробнее об этом см. «Импортный НДС при отмене спецЕН» // «Налоги & бухучет», 2023, № 59 |
(3) | подать декларации по НДС за периоды до перехода на спецЕН (которые не поданы) и уплатить по ним налог — в течение 60 календарных дней после ухода со спецЕН (п.п. 69.1 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, т. е. в течение августа-сентября 2023) |
(4) | а также плательщики НДС вправе сохранить переходящее отрицательное значение и учесть переходящий «минус» — т. е. перенести значение стр. 21 последней НДС-декларации до перехода на спецЕН в стр. 16.1 первой НДС-декларации после ухода со спецЕН (см. разъяснение налоговиков от 03.11.2022) |
К тому же после отмены спецЕН плательщику НДС «размораживается» подсчет лимита для регистрации НН (п.п. 9.5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ). Подробнее об этом см. «Отмена спецЕН: реглимит, налоговый кредит, сроки выполнения НДС-обязанностей» // «Налоги & бухучет», 2023, № 59.
А можно ли с 01.08.2023 перейти на 5 % ЕН (без НДС)? Правда, Законом Украины от 30.06.2023 № 3219-IX (на базе законопроекта № 8401, см. новый п.п. 91.4.4 подразд. 8 разд. XX НКУ) плательщику предоставлена возможность, уходя со спецЕН, выбрать обычный ЕН — оказаться в обычных единоналожниках (по ст. 291 гл. 1 разд. ХIV НКУ). И разрешено (при условии подачи заявления о выборе обычного ЕН в течение месяца после отмены спецЕН — до 01.09.2023) стать плательщиком обычного единого налога с 01.08.2023 — т. е. «задним числом».
Однако субъект хозяйствования, который до перехода на спецЕН являлся НДС-плательщиком, увы, воспользоваться такой возможностью не сможет. Ведь чтобы с 01.08.2023 уже быть безНДСником (на ставке 5 %), НДС-регистрация лица должна быть аннулирована предыдущим месяцем — июлем (а также должны быть выполнены все НДС-обязанности, связанные с аннулированием). А это невозможно, так как в июле лицо еще было спецЕНщиком и его НДС-статус был и вовсе заморожен! Поэтому даже при всем желании аннулировать НДС-регистрацию июлем не получится технически. Подробнее об этой ситуации см. статью «Отмена спецЕН: переходные вопросы «в свете» законопроекта № 8401» // «Налоги & бухучет», 2023, № 56.
Можно ли 01.08.2023 с НДС сняться добровольно? Кстати, по этой же причине (даже если после отмены спецЕН субъект останется на общей системе налогообложения) невозможно на 01.08.2023 (дату перехода) сняться с НДС и добровольно. Так как для этого всю процедуру добровольной НДС-разрегистрации следовало провести июлем. А осуществить ее в июле — во время «заморозки» НДС-статуса (когда лицо еще пребывало в спецЕНщиках) не представлялось вообще возможным.
Да и, учитывая, что после отмены спецЕН плательщика, как отмечалось, ждут определенные НДС-обязанности, то просто так взять и оборвать НДС-регистрацию с 01.08.2023 налоговики не согласятся.
Хотя возможно, сняться с НДС получится со временем, так как период спецЕН повлиял на подсчет регистрационного 1 млн (критерия обязательной НДС-регистрации по п. 181.1 НКУ). Как?
Объемы за период спецЕН — в 1 млн не учитываются
Налоговики уже успели пояснить: поставки, осуществленные в период спецЕН, в подсчете 1-миллионного порога не учитываются (БЗ 101.02; письмо ГНСУ от 21.02.2023 № 400/ІПК/99-00-21-03-02-06 ). Ведь
операции, осуществленные плательщиками спецЕН, считаются такими, которые не являются объектом обложения НДС (п.п. 9.5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ)
А «необъектные» поставки не включают в регистрационный «миллион». Подробнее об этом см. «Поставки спецЕНщика не учитываются в расчете 1 млн грн для регистрации плательщиком НДС» // «Налоги & бухучет», 2023, № 60.
Так что в подсчете 1 млн (с целью НДС-регистрации) участвуют только налогооблагаемые поставки, к которым, как поясняют налоговики, относятся операции:
— облагаемые НДС (по ставкам 20, 0, 7, 14 %) и
— льготные (освобожденные от НДС) (письмо ГНСУ от 04.05.2022 № 465/ІПК/99-00-21-03-02-06).
А потому у плательщика, который побывал на спецЕН, объемы налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев понизятся. И в случае падения объемов ниже «миллиона» появится возможность добровольно сняться с НДС.
Когда можно покинуть НДС?
Вообще-то на выполнение НДС-обязанностей после отмены спецЕН, как отмечалось, отведен определенный срок: начислить компенсирующие НО нужно не позднее 31.10.2023, подать декларации и зарегистрировать прошлые НН/РК — в течение 60 календарных дней после отмены спецЕН и пр. Хотя,
если плательщик захочет аннулироваться, то выполнить такие НДС-обязанности он может и «досрочно» (не дожидаясь предельных сроков)
Скажем, начислить компенсирующие НО можно и более ранней датой — и 31.08.2023, и 30.09.2023. А также пораньше зарегистрировать НН/РК и отчитаться по НДС.
Тогда, если плательщик выполнит свои НДС-обязанности, о которых говорилось выше (начислит компенсирующие НО / зарегистрирует НН / подаст неподанные декларации и пр.), то для отказа от НДС можно:
— либо с IV квартала перейти на ставку единого налога 5 % «без НДС» (при соответствии единоналожным условиям из гл. 1 разд. XIV НКУ). Для этого нужно подать соответствующее заявление о выборе ЕН-ставки 5 % (по форме, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 № 308) не позднее чем за 15 календарных дней до начала IV квартала, т. е. не позднее 15 сентября (п. 293.8 НКУ). Причем учтите: доход, полученный на спецЕН, в подсчете предельного ЕН-дохода, установленного п. 291.4 НКУ, не учитывается (п.п. 91.4.4 подразд. 8 разд. ХХ НКУ). Подробнее об этом см. «Предельный лимит дохода для ЕН — 2023: новые нюансы» // «Налоги & бухучет», 2023, № 56,
— либо добровольно сняться с НДС — ввиду падения объемов ниже «1 млн» за последние 12 календарных месяцев из-за пребывания на спецЕН (п.п. «а» п. 184.1 НКУ, п. 5.2 Положения № 1130*). В таком случае заявление на НДС-разрегистрацию (по форме № 3-ПДВ) можно подать в любой момент (так как какой-то срок его подачи не установлен). Правда, учтите, что в добровольном случае плательщику аннулируют НДС-регистрацию только при условии проведения расчетов с бюджетом по итогам последнего отчетного периода. Иначе, если расчеты с бюджетом за последний период не проведены, налоговики предложат переподать заявление на аннулирование НДС-регистрации еще раз — после их проведения (п. 5.4 Положения № 1130).
Последствия НДС-разрегистрации
Плательщику, решившему сняться с НДС, предстоит пройти процедуру аннулирования НДС-регистрации, при которой:
— в декларации по НДС последнего периода следует признать «условную поставку» при аннулировании НДС-регистрации и начислить (в стр. 4.1, 4.2, 4.3) «условные» налоговые обязательства по НДС по п. 184.7 НКУ (по оставшимся неиспользованным на момент НДС-разрегистрации активам — если по ним был отражен налоговый кредит (НК)). О составлении в таком случае налоговой накладной см. «НН при аннулировании НДС-регистрации» // «Налоги & бухучет», 2022, № 48;
— в последней декларации можно заявить бюджетное возмещение (если на него возникло право, п. 184.9 НКУ, БЗ 101.26). Такое возмещение будет предоставлено в течение сроков, определенных разд. V НКУ, независимо от того, будет лицо плательщиком НДС на дату получения такого бюджетного возмещения или нет. Иначе если «минус» есть, но права на бюджетное возмещение нет, то переходящий «минус» пропадет (сгорит);
— для уплаты обязательств по последней декларации нужно обеспечить наличие средств на электронном НДС-счете. При этом ввиду аннулирования НДС-регистрации электронный НДС-счет плательщику закроют. А остаток средств на электронном НДС-счете после проведения расчетов с бюджетом по итогам последнего периода перечислят в бюджет (откуда их можно будет забрать в порядке, предусмотренном для возврата переплаты ст. 43 НКУ — т. е. подав заявление на возврат средств в произвольной форме) (п. 2001.8 НКУ, пп. 7, 27 Порядка электронного администрирования НДС, утвержденного постановлением КМУ от 16.10.2014 № 569). Подробнее об этом см. «Аннулирование НДС-регистрации по инициативе плательщика во время военного положения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 52 (ср. ).
А также в связи с НДС-разрегистрацией и исключением из плательщиков НДС оборвется реглимит (его сумму, по сути, также аннулируют).
Правда, по тем НН, по которым на дату НДС-аннулирования предельные сроки регистрации не прошли, штрафы за нерегистрацию не применяются (БЗ 101.27). При этом обязательства по таким НН должны быть задекларированы.
С учетом всех этих последствий сперва стоит прикинуть: а выгодна ли НДС-разрегистрация?
Есть ли выгода?
Нужно заметить, что если объемы из-за спецЕН упали ниже «миллиона» и дальше так и будут оставаться небольшими (скорее, больше не выскочат за «миллион»), то появляется реальная возможность навсегда распрощаться с НДС, которой смело надо пользоваться.
Однако если снижение объемов — только дело времени (связано с пребыванием на спецЕН), и через некоторое время (после отмены спецЕН) за 12 месяцев вновь будет превышен «миллион», то замаячит необходимость повторной обязательной НДС-регистрации. И тут уже новоиспеченному НДС-плательщику придется все начать с чистого листа. Так как к лицу, повторно зарегистрированному плательщиком НДС, от предыдущей НДС-регистрации ничего не переходит, т. е.:
— сумма реглимита, оставшаяся на момент прошлой НДС-разрегистрации, сгорает — поэтому лимит придется формировать «с нуля»;
— переходящий «минус» (если он был в последней декларации) в связи повторной НДС-регистрацией не переносится (пропадает);
— электронный НДС-счет вновь зарегистрированному плательщику НДС откроют новый (поскольку прежний электронный НДС-счет уже закрыт, а остаток его средств при аннулировании НДС-регистрации был перечислен в бюджет).
К тому же омрачает ситуацию и то, что при НДС-разрегистрации уже пришлось «потратиться» на условную поставку и по остаткам начислить НДС (по п. 184.7 НКУ). И если такие остатки вновь зарегистрированный плательщик НДС, скажем, будет продавать, придется снова начислить НДС (причем без возможности отражения по ним налогового кредита).
А потому, учитывая, что после НДС-разрегистрации вновь зарегистрированный плательщик НДС остается без всего накопленного в прошлом «НДС-багажа», то прежде чем сниматься с НДС, необходимо взвесить «за» и «против». И, возможно, что НДС-передышка окажется не такой уж выгодной.
Выводы
- Если на спецЕН переходил плательщик НДС, то после отмены спецЕН его НДС- регистрация «размораживается».
- При отмене спецЕН с 01.08.2023 сняться заодно и с НДС-регистрации не получится, поскольку у плательщика есть ряд НДС-обязанностей, которые он должен выполнить после отмены спецЕН.
- После выполнения НДС-обязанностей плательщик может выйти из НДС-плательщиков добровольно, если объемы за последние 12 месяцев упали ниже «миллиона». Ведь объемы за период спецЕН при подсчете регистрационного «миллиона» не учитываются.
- Если падение объемов из-за спецЕН оказалось временным, то вскоре может возникнуть необходимость повторной НДС-регистрации. Поэтому, возможно, НДС-передышка не так и выгодна.