Выводы документов
По мнению Минэкономики, в течение 2023 года за работником должна сохраняться сумма индексации заработной платы, которая возникла за период до января 2023 года. Минсоцполитики поддерживает позицию Минэкономики, но Минфин, кажется, против...
История вопроса. В конце 2022 года многие бухгалтеры, которые индексировали зарплаты работников или «шаманили» с зарплатами так, чтобы ее избежать, вздохнули с облегчением. Хотя и только на 1 год, а именно на 2023, ч. 3 «Заключительных положений» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2023 год» от 03.11.2022 № 2710-IX было остановлено действие Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 № 1282-XII (далее — Закон об индексации).
То есть в течение 2023 года у работодателя отсутствует обязанность индексировать заработную плату. Причем в разъяснении от 20.02.2023 Управление инспекционной деятельности Северо-Восточного межрегионального управления Государственной службы по вопросам труда вполне правильно отметило, что такая обязанность отсутствует независимо от того, когда у работника возникнет или возникло право на индексацию.
Однако Минэкономики решило добавить ложку дегтя в эту бочку меда.
Минэкономики. В комментируемом письме ведомство отметило, что по состоянию на декабрь 2022 года разные категории работников получали определенные суммы индексации. Поэтому, по мнению Минэкономики, в течение 2023 года за такими работниками должна сохраняться сумма индексации заработной платы, которая возникла за период до января 2023 года (до остановки действия Закона об индексации).
Что же, очень интересный вывод, особенно учитывая то, что индексация «привязана» не к работнику, а к должности, которую он занимает. Именно поэтому в период действия Закона об индексации в случае перевода работника на другую должность индексация не сохранялась. Допускаем, что о таких тонкостях Минэкономики не знает. А вот Минсоцполитики знать должно. Ведь именно это ведомство «рулит» индексацией и наделено правом предоставлять разъяснение по применению Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 № 1078 (далее — Порядок № 1078).
Минсоцполитики. В своем письме Минсоцполитики не дает прямого ответа о необходимости выплачивать работникам индексацию в течение 2023 года, если право на нее возникло раньше. Министерство лишь отмечает, что поддерживает Минэкономики, однако имеет еще какое-то письмо от Минфина, в котором указано, что на 2023 год остановлено действие Закона об индексации.
Что делать? Начнем с того, что из письма Минэкономики можно сделать вывод, что ведомство говорит о сохранении сумм индексации, которые сложились в декабре 2022 года. Это может быть текущая индексация (см. статью «Индексируем зарплату за декабрь 2022 года» // «Налоги & бухучет», 2022, № 93) и/или индексация-разница.
Если в декабре 2022 года у работника права на текущую индексацию не возникло и он не имел индексации-разницы, то можно выдохнуть.
Хорошо, а если индексация была? Например, у работника в декабре 2022 года базовым месяцем был январь 2022 года. Декабрь 2022 года отработан им полностью на условиях полной занятости. Сумма текущей индексации за декабрь — 542,17 грн. Тогда, по мнению Минэкономики, работодатель такого работника должен эту сумму (542,17 грн) выплачивать ему каждый месяц 2023 года. Причем формально эта сохраненная индексация должна выплачиваться в неизменной сумме независимо от того, отработал работник соответствующий месяц 2023 года или нет. Дело в том, что исчисление суммы индексации пропорционально отработанному времени/занятости предусмотрено Порядком № 1078, а он не работает. Определять свои условия расчета сумм индексации для случая ее сохранения в течение 2023 года законодатель работодателя не уполномочивал.
Непонятная ситуация и со случаем, когда работник в течение 2022 года не работал, в связи с чем не получал индексацию, а приступил к работе в 2023 году. Нужно ли по нему определять сумму декабрьской индексации и выплачивать в месяцах 2023 года?
А еще работник мог работать в 2022 году на условиях неполного рабочего времени и получать индексацию пропорционально занятости, а в 2023 перейти на полную занятость. Какую сумму индексации ему сохранять и уплачивать в 2023 году?
Опять-таки, как быть с переводом работника на другую должность и индексацией?
Что делать с работниками-новичками? Ведь индексация «привязана» к должности!
Так, может, лучше поднять сейчас зарплату, чтобы отделаться от сумм индексации, которые, по мнению Минэкономики, должны сохраняться? Поднять-то зарплату можно, но такое поднятие не решит проблему. Почему? Потому что Закон об индексации и Порядок № 1078 не работают, поэтому воспользоваться их нормами, чтобы обнулить индексацию, не получится.
Резюме. Вопросов много, а ответов на них нет. Если уж Минэкономики и Минсоцполитики хотят сохранения индексации, то было бы хорошо, если бы они объяснили на цифрах, как они видят то сохранение.
Мнение редакции. По нашему мнению, работодатель не должен начислять и выплачивать работникам индексацию в течение 2023 года. Проведение такой выплаты не предусмотрено законодательством. Остановлено действие Закона об индексации, «заморозился» и Порядок № 1078, который утвержден с целью реализации указанного Закона. Отсутствует механизм исчисления сохраненных сумм индексации в случае ее выплаты в течение 2023 года.
А как же ч. 1 ст. 58 Конституции Украины, о которой говорит Минэкономики? Да, это основной аргумент ведомства. Причем его министерство использовало одновременно и для того, чтобы обосновать, почему не нужно продолжать сохранять за мобилизованными работниками средний заработок после 19.07.2022, если до этой даты он сохранялся (см. комментарий Минэкономики от 01.08.2022), и для того, чтобы растолковать, почему следует продолжать сохранять и выплачивать в 2023 году индексацию зарплаты, если работник имел на нее право в декабре 2022 года (см. комментируемое письмо).
Правда, похожие ситуации? То почему же разные выводы у Минэкономики?
Смотрим ч. 1 ст. 58 Конституции Украины. В ней указано, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.
То есть действие нормативно-правового акта во времени надо понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с потерей им действия. Другими словами, к событию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место (решение Конституционного Суда Украины от 09.02.99 № 1-рп/99).
Сохранение и выплата в течение 2023 года сумм индексации, которые сложились в декабрь 2022 года, не предусмотрены законодательством. В свою очередь, письма Минэкономики и Минсоцполитики не являются нормативно-правовыми актами.