На сколько еще задержится спецЕН?
Здесь достаточно странная история. Потому что сначала нас заверяли, что отмена спецЕН с 01.07.2023 является неминуемой. Дескать, пообещал уже МВФ. Ничего не поделаешь.
Впрочем,
сейчас уже говорят об отмене спецЕН с 01.08.2023. Да и то как-то неуверенно
Формальная причина затягивания — депутаты подали очень много правок (больше чем 1700) в соответствующий законопроект № 8401. Поэтому Раде нужно дополнительное время. А один месяц для МВФ погоды не сделает.
Поэтому должны констатировать, что спецЕН останется после 01.07.2023. А вот сколько он еще продержится, спрогнозировать сложно. Обещают месяц. То есть отмена — с 01.08.2023. Но и это не точно.
«Аннулирование» ЕН-заявления: возможно ли?
С чего началось. На фоне приближения «конца» спецЕН налоговики пошли навстречу:
— вновь созданным плательщикам, которые на спецЕН оказались с даты их госрегистрации;
— плательщикам, которые на спецЕН перешли с общей системы.
Эти «уязвимые» категории после отмены спецЕН не могли «сохраниться» на упрощенной системе. Так уже выписан п.п. 9.9 п. 9 подразд. 8 разд. XX НКУ, что им одна дорога — на общую систему.
Но налоговики нашли, как обосновать возможность невозможного (это они умеют). И предоставили разъяснение, как таким плательщикам перейти на «классический» ЕН с 01.07.2023 (больше деталей об этом в статье «Как остаться на едином налоге после спецЕН: «говорит» ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2023, № 48).
Поэтому некоторые плательщики соответствующие заявления подали.
«Не будет отменен с 01.07.2023». Но теперь неуверенность вокруг (не)отмены спецЕН с 01.07.2023 исчезла. И кое-кто из вышеназванных плательщиков думает: «что мы наделали, можно же было и дальше «сидеть» себе на спецЕН».
Впрочем не все так просто. Потому что, по действующему законодательству, такое «сидение» может у вышеназванных плательщиков привести к тому, что когда спецЕН таки отменят, придется долго «сидеть» уже на общей системе налогообложения (без возможности попасть на «классический» ЕН).
«Вечерний совет» от 15.06.2023. Ну а уже дальше выяснилось, что не только в импульсивном, а даже и в осмысленном переходе на классический ЕН с 01.07.2023 у вышеназванных плательщиков якобы не было смысла, поскольку законодатель «пофиксит» проблемы перехода со спецЕН на «классический» ЕН в финальной версии законопроекта № 8401.
Время, в которое «вышел в люди» с соответствующим сообщением председатель Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, — это отдельная тема. Поскольку вечером 15.06.2023 именно и закончилось время на подачу налоговикам соответствующих заявлений. То есть все, кто их хотел подать, уже должны были это сделать.
«Аннулирование» ЕН-заявления таки является возможным?! Логичный вопрос дальше: можно ли как-то отозвать уже поданное заявление о переходе на «классический» ЕН?
Традиционно налоговики говорят, что этого делать нельзя. Так, в категории 107.01.01 БЗ на вопрос «имеют ли право ФЛП — плательщики ЕН первой — третьей групп отзывать поданные заявления о применении упрощенной системы налогообложения?» налоговики отвечают, что
нормы НКУ не предусматривают возможность отзыва физическими лицами — предпринимателями поданных ими заявлений о применении упрощенной системы налогообложения
Тот же подход действует и для юридических лиц.
Но, как выяснилось, председатель Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики считает иначе. В комментариях к своему сообщению он пишет, что
плательщик может подать «письмо-заявление о нерассмотрении поданного заявления», соответственно остаться на спецЕН
Кстати, подача такого «письма-заявления» действующим законодательством не предусмотрена. Впрочем, если покопаться в истории, то когда-то давно налоговики соглашались, что плательщик может обращаться в контролирующий орган с просьбой не признавать поданную отчетность налоговой. Обращение (заявление) составляется в произвольной форме в письменном виде. В нем необходимо обосновать обстоятельства ошибочной подачи отчетности.
То есть что-то похожее налоговики когда-то действительно практиковали.
Но: 1) мы теперь имеем дело не с отчетностью; 2) налоговика таких разъяснений уже давно не дают; 3) а в отношении заявления о применении упрощенной системы налогообложения, напротив, прямо говорят, что отзывать его нельзя.
Поэтому
если вы решили свое заявление отозвать, то попробовать можно!
Отреагируют ли на него налоговики — здесь уже никаких гарантий (потому что таких правил в законодательстве нет).
«Аннулирование» ЕН-заявления: нужно ли?
Если довериться словам председателя Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, что в финальной версии законопроекта № 8401 будут решены проблемы перехода со спецЕН на «классический» ЕН, то в отзыве заявления как будто есть смысл.
В таком случае плательщик продолжит «сидеть» на спецЕН, а когда его отменят, уже перейдет туда, куда будет считать нужным.
Впрочем мы делаем ставку на другой подход. Собственно, на нем мы и строили свои советы в статье «Как остаться на едином налоге после спецЕН: «говорит» ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2023, № 48 (ср. ).
Мы были за осмысленный переход (вновь созданными и экс-общесистемщиками) с 01.07.2023 на «классический» ЕН по следующей причине.
Если такой плательщик с 01.07.2023 оказывается на «классическом» ЕН, а ситуация с отменой спецЕН изменяется, то ему ничего не мешает дальше опять перейти на спецЕН
И: 1) «сидеть» на спецЕН до его отмены; 2) после отмены спецЕН автоматом вернуться уже на «классический» ЕН, а не на общую систему (поскольку последний переход на спецЕН будет сделан именно с «классического» ЕН). То есть даже не нужно полагаться на то, что в будущем законодатель решит проблему. Мы ее сами решаем.
При этом инициировать переход с «классического» ЕН на спецЕН (подать соответствующее заявление) можно уже 03.07.2023. А на спецЕН соответственно оказаться 04.07.2023. То есть на «классическом» ЕН мы побудем только 3 дня июля.
Собственно, от этого и отталкиваемся сейчас:
1) если верим в то, что законодатели в будущем поменяют НКУ таким образом, что вновь созданные плательщики спецЕН и экс-общесистемщики после отмены спецЕН будут иметь возможность сразу перейти на «классический» ЕН, то пробуем отозвать поданное заявление (если оно было подано). Этот вариант привлекателен тем, что не придется сразу в июле делать «манипуляции» для возвращения на спецЕН (см. дальше). Впрочем не факт, что налоговики согласятся на отзыв поданных заявлений, потому что это не предусмотрено законом;
2) если не рассчитываем на будущие изменения, то поданное заявление не отзываем. Напротив, здесь убеждаемся, что налоговики нас перевели с 01.07.2023 на «классический» ЕН, а 03.07.2023 подаем заявление о переходе на спецЕН (об изменении ставки ЕН на 2 %). С 04.07.2023 налоговики должны нас опять перевести на спецЕН. На нем продолжаем работать до его отмены. После этого автоматом окажемся на «классическом» ЕН.
Выводы
- Новая прогнозируемая дата отмены спецЕН — 01.08.2023.
- Вновь созданным плательщикам, которые на спецЕН оказались с даты их госрегистрации, и плательщикам, которые на спецЕН перешли с общей системы, обещают доработать законопроект № 8401 таким образом, что после отмены спецЕН они смогут перейти не на общую систему, а на «классический» ЕН.
- То есть им и не нужно было сейчас подавать заявлений о переходе с 01.07.2023 на «классический» ЕН.
- Уже поданные заявления можно попробовать отозвать. Но не факт, что налоговики на это согласятся.
- Если плательщик не рассчитывает на будущие изменения, то поданное заявление не отзывает. А после перевода его с 01.07.2023 на «классический» ЕН подает (например, уже 03.07.2023) заявление о переходе на спецЕН (об изменении ставки ЕН на 2 %). Налоговики должны опять перевести его на спецЕН. На котором он продолжит работать до его отмены. После этого автоматом окажется на «классическом» ЕН.