Темы статей
Выбрать темы

Когда нужен платежный терминал интернет-магазина: разъяснение фискалов

Казанова Марина, налоговый эксперт
БЗ 109.02*

* zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques

ВЫВОД ДОКУМЕНТА

1. Если расчет за товары/услуги покупатель осуществляет дистанционно (в момент оплаты покупатель и продавец не имеют физического контакта) — то платеж для продавца и так будет безналичным. А значит, являются выполненными требования в отношении обеспечения возможности осуществления безналичных расчетов.

2. Если оплата за товар/услугу принимается непосредственно продавцом в месте получения товара/услуг, платежный терминал нужен, при условии, что численность населения в населенном пункте, где осуществляется оплата товаров/услуг, превышает 25 тыс. человек

Очень важное разъяснение!

Налоговики предоставили ответ на вопрос: в каких именно случаях при продажах товаров/услуг через интернет-магазин торговцы должны обеспечивать покупателю возможность рассчитаться в безналичной форме?

Напомним, требование об обеспечении покупателю возможности рассчитаться за товары/услуги в безналичной форме содержится в Законе о платежных услугах (п. 28 ст. 38)*, а также в разработанном под его нормы постановлении № 894**. Невзирая на то, что норма Закона выписана достаточно неоднозначно, однозначным является то, что под «безналичным расчетом» Закон имеет в виду не что иное, как прием от покупателей к оплате электронных платежных инструментов на основании договора эквайринга с банком.

* Закон Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX.

** Постановление КМУ «Об установлении сроков, до наступления которых торговцы должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары (предоставленные услуги)» от 29.07.2022 № 894.

То есть, по сути, Закон говорит о том, что продавец не может ограничиться лишь приемом наличности от покупателей, он должен обеспечить покупателю также возможность рассчитаться электронным платежным инструментом.

По логике, обеспечивать такую возможность продавец должен, если он непосредственно принимает оплату от покупателей (т. е. есть физический контакт между продавцом и покупателем в момент получения оплаты). Ведь в иных случаях оплата продавцу и так поступит в безналичной форме.

Собственно

консультация налоговиков в БЗ это и подтверждает! «Терминальные» требования работают там, где существует непосредственный прием оплаты от покупателей (физический контакт)

Если оплату за товар покупатель осуществляет дистанционно. Именно здесь и есть «изюмина». Достаточно ли того, чтобы расчет просто был безналичным? А способ уже не является важным.

Открыли счет в банке и предоставляем покупателю IBAN-реквизиты этого счета для оплаты. Новые требования в отношении возможности рассчитаться безналично покупателю обеспечены? Или все же нет, потому что в таком случае мы ничего не делали, чтобы обеспечить сам прием к обслуживанию платежных инструментов (не заключили тот же договор интернет-эквайринга и т. п.)?

Мы уже не раз обращались к этому вопросу и говорили, что не все так просто и однозначно, как хотелось бы (см., в частности, статью «Как ФЛП попрощаться с РРО при переходе на безналичку. И стоит ли торопиться?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 12).

Впрочем мы все же имели надежду, что налоговики не будут все усложнять. Как будто так оно и случилось.

Налоговики говорят: «если расчет за проданные товары (предоставленные услуги) осуществляется дистанционно, с возможностью заказа товаров с помощью сайта интернет-магазина, субъект хозяйствования лишен возможности получать наличность и может принимать оплату за товары, работы и услуги по договору с покупателем лишь в безналичной форме, что по своей сути и является выполнением требований постановления № 894 в части обеспечения возможности осуществления безналичных расчетов».

То есть логика фактически такова, что там, где безналичный расчет является единственно возможным, поскольку расчет осуществляется дистанционно, дополнительного «ничего изобретать» не нужно.

Например:

— покупатель уплачивает за товар авансом через платежные приложения / платежные системы (через те же LiqPay, Приват24 и т. п.). Пусть даже мы не посылали ему для этого никаких QR-кодов или онлайн-инвойсов, а просто предоставили IBAN-реквизиты своего счета;

— или оплату за товар от покупателя принимает почтовый перевозчик или сторонняя курьерская служба доставки в момент получения покупателем товара.

В этих случаях продавец непосредственно не принимает оплату от покупателя. Оплата ему поступит в безналичной форме. А это, как подтверждают налоговики, «по своей сути и является выполнением требований постановления № 894 в части обеспечения возможности осуществления безналичных расчетов». То есть дополнительно еще что-то обеспечивать (в плане безналичных расчетов) продавцу не нужно.

Кстати, этот вывод применим и к оптовой торговле, где за товары предусмотрен безналичный расчет.

А отчего это так важно? Потому что тем, кто работает по формуле «мы даем контрагентам IBAN-реквизиты текущего счета для уплаты, а они по ним платят», можно работать без РРО/ПРРО. Другое дело, если появляется тот же интернет-эквайринг. Поэтому важно, чтобы он и не появлялся. И как видим, налоговики не усматривают в этом проблему.

Если продавец непосредственно принимает оплату от покупателя (есть физический контакт продавца и покупателя в момент оплаты). То есть когда:

(1) оплата за товар принимается курьером торговца (а не сторонней курьерской службой) в момент доставки товара покупателю;

(2) или товар доставляется покупателю на условиях «самовывоза» на складе (в торговом зале / пункте выдачи) продавца и оплата осуществляется покупателем во время такого «самовывоза».

В этих случаях торговцу нужно обеспечить прием от покупателя оплаты в безналичной форме (то есть, в частности, иметь платежный терминал). Причем налоговики отмечают, что в 2023 году это нужно «во всех без исключения случаях, при условии, что численность населения в населенном пункте, где осуществляется оплата товаров (услуг), превышает 25 тыс. человек».

Этим налоговики, очевидно, хотят сакцентировать внимание на том, что обязанность обеспечить покупателю возможность рассчитаться безналично не зависит от того, обязан торговец иметь РРО/ПРРО или нет. Потому что говорить «во всех без исключения случаях» на самом деле неправильно. Ведь есть исключения для «военных территорий» и для некоторых категорий торговцев, о чем укажем позже.

Интересно и то, как налоговики толкуют критерий «численность населения» для применения платежных терминалов в этих случаях. Они говорят, что нужно ориентироваться на численность населенного пункта, где принимается оплата за товар/услугу. То есть, например, если товар доставляется курьером продавца домой к покупателю (и оплата покупателем осуществляется в момент получения товара от курьера), то, получается, нужно ориентироваться на численность населения в том населенном пункте, в который доставлен товар. Напомним, что само постановление № 894 говорит о том, что в 2023 году обеспечить возможность покупателю рассчитаться безналично должны торговцы, которые осуществляют хозяйственную деятельность в населенных пунктах свыше 25 тыс. лиц.

Странный факт. Налоговики не упоминают ничего об освобождении от использования платежных терминалов торговцев с «военных территорий». Но оно должно действовать. Даже несмотря на то, что налоговики признали Перечень № 309* неприменимым для налоговых целей (о чем подробнее в статье «Перечень территорий права на военные льготы не дает: вердикт ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2023, № 14). Ведь в «терминальном» постановлении № 894 ссылка идет не на Перечень КМУ (как в НКУ), а именно на Перечень, утвержденный приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Поэтому если «физический» прием оплаты осуществляется на «военных территориях» — должно действовать освобождение от применения платежных терминалов. Подробнее об этом см. статью «Военное» освобождение от POS-терминалов: где работает?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 6 (ср. ).

Также в 2023 году действует предусмотренное постановлением № 894 освобождение для ФЛП на едином налоге группы 1 и торговцев, которые осуществляют торговлю с использованием торговых автоматов, выездную (выносную) торговлю, продажу собственноручно выращенной или откормленной продукции. Больше деталей об этом найдете в статье «Продажа продукции собственного производства: есть ли отсрочка от POS-терминалов?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 10.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше