Темы статей
Выбрать темы

Оптовая продажа алкоголя за наличные — без реквизитов акцизной марки в чеке РРО

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
По материалам категории БЗ 109.10*

* zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=40894

Вывод документа

При оптовой продаже алкогольных напитков за наличные реквизиты марок акцизного налога в расчетных документах не указываются

Комментируемая сегодня консультация является ответом на вопрос, каким образом СХ осуществляет оптовую продажу за наличные через РРО и/или ПРРО алкогольных напитков с отражением штрихового кода марки акцизного налога? Обратите внимание, как по-иезуитски он сформулирован! Сразу приходит в голову эпизод одной чудесной итальянской комедии, где герой спрашивает у собеседницы: «Так каким будет твой положительный ☺ ответ?»

Так же и здесь: фискалы не могли не знать, что только при розничной (!) торговле алкогольными напитками п. 11 ст. 3 Закона об РРО требует также указывать в чеке РРО/ПРРО цифровое значение штрихового кода марки акцизного налога (серию и номер). И все равно сформулировали вопрос так, чтобы было проще дать на него положительный ☺ ответ наподобие: «СХ осуществляет оптовую продажу за наличные через РРО и/или ПРРО алкогольных напитков с отражением штрихового кода марки акцизного налога». Так, точнее, приблизительно так, они и отвечали до недавнего времени.

Невзирая на четкую формулировку нормы Закона об РРО о ее распространения исключительно на розничную торговлю, в категории БЗ 109.10 до 27.10.2023 содержалось именно такое разъяснение. А появилось оно там еще 20.08.2021, то есть задолго до внедрения такого обязательного реквизита фискального чека, как серия и номер акцизной марки. И просуществовало в такой редакции немного больше двух лет.

При этом фискалов совсем не тревожило, сколько времен отнимет сканирование акцизной марки на каждой бутылке, если плательщик надумает продать оптом за наличные фуру водки, и какой при этом длины получится у него фискальный чек.

Более того! Такой ответ фискалов разрушал саму идею внесения реквизитов акцизной марки в фискальный чек. Ведь законодатель намеревался таким образом обнаруживать алкогольный фальсификат именно в розничной торговле. Если же прислушиваться к совету фискалов и занести в чек РРО/ПРРО реквизиты акцизной марки не при розничной, а при оптовой продаже алкоголя, то впоследствии, когда эту же бутылку пробьют еще раз через кассовый аппарат при продаже ее в розницу, окажется, будто бы она фальсифицирована...

Ради справедливости должны сказать о появлении в последнее время отдельных разъяснений от ГНСУ и противоположного смысла. В частности, в письме ГНСУ от 02.05.2023 № 1078/ІПК/99-00-07-04-02-06, которое имеет статус индивидуальной налоговой консультации (ИНК), встречаем абсолютно правильный вывод:

при осуществлении оптовой торговли алкогольными напитками предприниматель освобождается от обязанности отражения в кассовом чеке цифрового значения штрихового кода акцизной марки независимо от формы расчетов (в наличной и/или в безналичной форме)

Однако, чтобы этим выводом воспользоваться, следовало получить такую же ИНК в свой адрес.

А здесь, без каких-либо изменений в действующем законодательстве, ГНСУ выдала консультацию для всех с такой же либеральной позицией. Поэтому теперь, надеемся, проблема с отражением оптовиками реквизитов акцизной марки в кассовом чеке при продаже алкоголя за наличные окончательно решена.

Дополнительно авторы консультации напоминают, что при оптовой продаже алкогольных напитков за наличные продавец, кроме расчетного документа установленной формы и содержания, должен выдать соответствующий пакет документов (налоговую накладную, сертификат соответствия и т. п.) для учета товара субъектом хозяйствования, который приобрел такой товар.

Следовательно, невзирая на наличную форму расчета, такая продажа все равно будет оптовой, поскольку, по определению, оптовая торговля — это деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для последующей их реализации субъектам хозяйствования розничной торговли, другим субъектам хозяйствования.

А можно ли вообще продавать алкоголь оптом за наличные?

Как видите, налоговики в комментируемой консультации такую возможность не отрицают. Вместе с тем иногда приходится слышать противоположные мнения. Мол, продажа алкоголя за наличные всегда должна рассматриваться как розничная торговля алкоголем. Сторонники такой позиции обосновывают свой подход тем, что только в розничных алколицензиях указываются сведения о РРО/ПРРО, через которые должна происходить продажа алкогольных напитков. В свою очередь, в оптовую лицензию ведомости о кассовых аппаратах не вносят, а это якобы свидетельствует о том, что оптовая торговля не предусматривает расчетных операций вообще.

Очевидно, такие страшилки не отвечают действительности, ведь прямого запрета на наличную форму расчетов при продаже алкоголя оптом действующее законодательство не содержит.

Кстати,

беспокоиться о необходимости обложения розничным акцизом алкогольных товаров, которые были проданы за наличные через РРО другим СПД для дальнейшей перепродажи, тоже не стоит

Ведь согласно п.п. 213.1.9 НКУ объектом обложения розничным акцизом являются операции по реализации субъектами хозяйствования розничной торговли алкогольных напитков. А оптовик, который провел операцию по оптовой продаже алкоголя другому субъекту хозяйствования через РРО, сам от этого розничником не стал. И признавать эту операцию подпадающей под обложение розничным акцизом оснований нет. С этим соглашаются и налоговики в комментируемой консультации. Поэтому в кассовом чеке, который оптовик выдаст своему контрагенту, не должно быть не только реквизитов акцизной марки, а еще и такого реквизита, как «Акцизний податок».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше