Темы статей
Выбрать темы

Вовремя отчитайтесь о транспорте в ТЦК

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Не за горами 20 декабря. До этой даты в 2023 году необходимо во второй раз отчитаться в территориальные центры комплектования и социальной поддержки (далее — ТЦК) о наличии на предприятиях транспортных средств и техники. Расскажем о главных моментах подачи этой отчетности. А также — о последствиях неподачи.

Транспортная обязанность и Ведомость

Согласно ст. 6 Закона № 3543* для органов власти, а также предприятий, учреждений, организаций (далее — предприятия) и гражданвладельцев транспортных средств действует военно-транспортная обязанность. Порядок выполнения таких обязанностей определен в Положении о военно-транспортной обязанности, утвержденном постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921 (далее Положение).

* Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII.

В частности, в п. 15 Положения для предприятий (юрлиц) установлена обязательность подачи соответствующей отчетности. А именно: Ведомости о наличии транспортных средств и техники, их техническом состоянии, а также о гражданах, которые работают на предприятиях, в учреждениях и организациях на таких транспортных средствах и технике (далее — Ведомость)!

Подача и заполнение Ведомости

Кто, куда, сроки. Согласно п. 15 Положения Ведомость подается в бывшие военкоматы — соответствующие районные или городские ТЦК руководителями предприятий дважды в году: до 20 июня и 20 декабря текущего года. Форма Ведомости приведена в приложении 1 к Положению.

Следовательно, эта обязанность установлено только для предприятий, а

ФЛП и обычные физические лица не обязаны подавать Ведомость

Предельный срок установлен: «до 20». На сегодня мнение судов и Минюста таково, что «до» надо понимать как «включительно»**. Но, чтобы не возникало споров, лучше подать Ведомость не позже 19-го.

** Подробно мы об этом писали здесь: «До» или «по»: какая предельная дата (число)?» // «Налоги & бухучет», 2020, № 70.

В Положении также указано, что информация о водных транспортных средствах должна подаваться по форме и в порядке, установленным Минобороны вместе с Мининфраструктуры. Но их до сих пор так и не утвердили (а в согласовании проекта таких документов образца 2019 года Госрегуляторная служба отказала решением от 20.12.2019 № 545). Поэтому если вы имеете водные объекты, по вопросам подачи отчетности по ним обращайтесь в ТЦК.

Подача. Ведомость подается предприятиями любой формы собственности. Но если у вас на балансе вообще отсутствуют транспорт и/или техника (их не было или они полностью «выбыли»), пустую Ведомость подавать не надо. Ведь в п. 3 письма Минобороны от 24.05.2016 № 322/2/2836 указано, что Ведомость подается при наличии на учете (!) у предприятий транспортных средств и техники.

В то же время если они на учете есть, но после подачи последней Ведомости (сроком до 20.06.2023) у вас не было никаких изменений в учетных данных транспортных средств и техники, а также граждан, которые на них работают, Ведомость все равно необходимо подавать (письмо Минобороны от 22.07.2015 № 322/2/659).

Заполнение. Балансовая стоимость транспорта/техники указывается в таблице п. 5 Ведомости. Думаем, эта стоимость должна браться на последнюю дату баланса, которая предшествовала подаче Ведомости. Но при этом стоит учитывать и те изменения с такими объектами (в отношении их наличия и состояния), которые состоялись от даты баланса до даты подачи Ведомости. Потому что приведенные в Сведения учетные и т. п. данные должны быть корректными на дату ее подачи.

Заметим, что исключений для каких-то видов транспорта/техники не предусмотрено. То есть в Ведомости должны указываться в том числе и легковые автомобили.

Кроме того, отметим, что исключений нет и для того транспорта/техники, которые находятся не на ходу, но учитываются на балансе. Здесь прибавим, что в таблице п. 5 Ведомости имеется отдельная графа: «Технічний стан».

Кроме транспорта/техники и «закрепленных за ними» граждан, в Ведомости также приводятся данные об имеющихся металлической таре и заправочном инвентаре (п. 6), о ремонтных возможностях предприятия (п. 7), а также количестве имеющихся водителей (операторов, машинистов), которые работают на предприятии, в т. ч. военнообязанных.

Сообщение о «промежуточных» изменениях

Это уже не касается именно подачи Ведомости. Здесь речь — о тех изменениях, которые происходят в промежутке между двумя сроками подачи Ведомости.

В таких случаях, как: изменение наименования или формы собственности, отправка транспорта/техники в другие регионы, передача в долгосрочную аренду и в иных случаях, когда делается невозможной передача транспорта/техники воинским формированиям, предприятия обязаны в 7-дневный срок сообщить об этом ТЦК, на воинском учете которых находятся эти транспорт и техника (подробнее см. в п. 16 Положения).

ТЦК-проверки

В соответствии с п. 18 Положения

представители ТЦК имеют право раз в году проверять на предприятиях мобилизационную готовность транспорта и техники, предназначенных для удовлетворения военных нужд

Учет в МВД, а также изменения-2023 (МВД — для ТЦК)

Справка для МВД. Напоминаем, что согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 3543 и п. 11 Положения предприятия в случае регистрации (перерегистрации), переоборудования или снятия с учета транспортных средств, которые могут быть предназначены для военных нужд, должны подавать в территориальные органы по предоставлению сервисных услуг МВД (ТОСУ МВД) справку, форма которой определяется Минобороны*, с отметкой руководителя ТЦК о постановке транспортного средства на воинский учет или снятии с учета. Без этого МВД не осуществит соответствующую регистрацию в отношении любого (!) транспортного средства. Но это не касается транспортных средств, владельцами которых являются граждане!

* Не определена и выдается ТЦК по свободной форме. На сайте сервисного центра МВД среди соответствующих перечней документов значится: «справка (или другой аналогичный документ)» с отметкой руководителя ТЦК.

Если предприятие Ведомость не подавало, то обращение в ТЦК за справкой может «стоить» админштрафа (см. ниже).

О проблемах с такой справкой читайте также: «Юрлицо покупает авто не по местонахождению: регистрация и воинский учет» // «Налоги & бухучет», 2023, № 90 (ср. ).

Изменения-2023. В этом году с 27.04.2023 постановлением КМУ от 21.04.2023 № 373 в Положение были внесены следующие изменения*. Из п. 13 Положения было убрано требование к ТОСУ МВД предоставлять в ТЦК ежегодно не позже 20 июня и 20 декабря информацию о регистрации (перерегистрации) и т. п. транспортных средств и техники на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Теперь это требование конкретизировано и изменено: эти органы МВД должны подавать в ТЦК информацию о регистрации (перерегистрации) и снятии с учета транспортных средств, которые находятся в собственности предприятий (!) и могут быть предназначены для удовлетворения нужд военных, ежеквартально и в течение пяти рабочих дней с даты поступления соответствующих запросов от ТЦК. Поэтому контроль усилился!

* Эти изменения были вызваны внесением (Законом от 15.08.2022 № 2513-IX) соответствующих изменений в ст. 6 Закона № 3543.

Штраф

Админнарушение и наказание. Согласно п. 5 Положения должностные лица несут ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение военно-транспортных обязанностей в соответствии с законом. Военно-транспортная обязанность является составляющей мобилизационной подготовки и мобилизации в государстве. А ст. 2101 КУоАП говорит:

нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, совершенное в особый период, влечет за собой наложение штрафа на должностные лица в размере 300 — 500 ннмдг (5100 — 8500 грн)

Поэтому когда руководитель предприятия не исполнил эту обязанность — не подал (при наличии собственных транспортных средств и/или техники) Ведомость или подал ее с опозданием, или неподобающе его выполнил — исказил или не указал информацию в Ведомости, то ему «светит» этот админштраф по ст. 2101 КУоАП. Такие же последствия возможны за несообщение (некорректное сообщение) в 7-дневный срок ТЦК о «промежуточных» изменениях (потому что это предусмотрено п. 16 Положения — см. выше), а также за нарушение других требований и норм Положения.

Здесь отметим, что для привлечения к ответственности решающее значение имеет наличие вины руководителя (ст. 9 КУоАП). Но сейчас в стране война и могут быть разные уважительные (в том числе форс-мажорные) причины, которые помешали руководителю вовремя исполнить такие обязанности. Считаем, при наличии подтверждения таких причин штраф не должен применяться.

Протоколы, решения, давность. В соответствии с ч. 2 ст. 255 КУоАП протоколы на такие нарушения имеют право составлять работники ТЦК.

Согласно ст. 235 КУоАП админдела по этим нарушениям должны рассматривать и решения по ним принимать именно ТЦК

Срок давности по этому нарушению составляет 2 месяца со дня совершения** (ст. 38 КУоАП), поскольку нарушение не является длящимся.

** Таким днем здесь должен считаться следующий день за последним днем предельного срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности.

Практика. Во время войны случаев штрафования по ст. 2101 КУоАП стало значительно больше. Об этом свидетельствует и судебная практика в отношении таких штрафов. Судьи в таких делах и до войны, и сейчас обычно поддерживают военкоматы/ТЦК: см., например, постановление Пятого апелляционного админсуда от 16.05.2019 по делу № 766/15387/18, а также решение Павлоградского горрайонного суда от 03.10.2023 по делу № 185/10056/23.

Никакие специальные нормы от этого штрафа не спасают. В частности, «амнистионные» нормы Закона от 03.03.2022 № 2115-ІХ на нарушения, связанные с подачей Ведомости, не распространяются. В то же время если со дня совершения нарушения истек упомянутый 2-месячный срок давности, то наложение этого штрафа будет незаконным (см. например, в решении Березнегуватского райсуда Николаевской области от 08.06.2023 по делу № 470/63/23).

Однако мы бы не советовали в это сложное для страны время (без слишком уважительных причин) уклоняться от таких обязанностей, надеясь, что вас не оштрафуют. Такая позиция нашу Победу точно не ускорит.

Нормы Положения также регулируют вопросы привлечения и изъятия транспортных средств для военных нужд, — читайте о них в статье «Мобилизация транспорта — процедура и учет» // «Налоги & бухучет», 2022, № 22.

Выводы

  • До 20 июня и 20 декабря текущего года руководители предприятий (организаций, учреждений) любой формы собственности должны подавать в бывшие военкоматы — ТЦК Ведомость (о наличии и техсостоянии их транспортных средств, техники и водителей).
  • Ведомость подается, когда у вас на балансе есть транспорт. Но она подается даже и тогда, когда за время от прошлой подачи отчетности у вас не произошло никаких изменений.
  • Физические лица (в т. ч. ФЛП) эту Ведомость не подают.
  • Без справки от ТЦК и СП о воинском учете транспортного средства МВД не осуществит в отношении него соответствующие регистрационные действия (постановку/снятие с учета и другие).
  • За неподачу, несвоевременную подачу Ведомости, искажение приведенной в ней информации (и за другие нарушения правил военно-транспортной обязанности) руководитель может получить админштраф 5100 — 8500 грн.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше