Темы статей
Выбрать темы

Следует ли бояться ответственности за незакрытую рабочую смену или несозданный Z-отчет

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Случайно в конце рабочего дня кассир не закрыл рабочую смену и, соответственно, не создал Z-отчет. Ошибку выявили в начале следующего дня, когда кассир пришел на работу. Какая ответственность предусмотрена за незакрытие смены под конец дня на РРО/ПРРО и несоздание Z-отчета?

Закрытие смены на РРО

Чтобы понять, будет ли вообще ошибка, если в конце рабочего дня не сделать закрытия смены, следует вспомнить правила работы на РРО/ПРРО.

Начнем с правил работы на РРО. Для классических РРО такого понятия, как открытие и закрытие смены, не существует. А потому волноваться об ответственности за незакрытие смены в конце рабочего дня РРО не стоит.

Обращаем внимание! Некоторые производители РРО внесли в программное обеспечение своих РРО возможность осуществления таких операций, как открытие и закрытие смены. Но по своей сути эти операции являются лишь техническими. Они только дают возможность руководству субъекта хозяйствования определить общее время работы определенного кассира на конкретном РРО. И никоим образом не влияют на выполнение РРО своих функций.

Вообще-то, исходя и требований Закона об РРО* и Порядка № 547**, чтобы классический РРО начал осуществлять свою работу, нужно, чтобы произошла расчетная операция в понимании Закона об РРО. Как только состоялась такая операция на РРО, можно говорить, что кассовый аппарат начал свою работу, а следовательно, на него распространяются все требования, предусмотренные Законом об РРО.

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

** Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

А именно если была проведена расчетная операция через РРО, то кассир будет обязан в конце рабочего дня (смены) создавать в бумажной и/или электронной форме (кроме автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные отчетные чеки, то есть Z-отчет (п. 9 ст. 3 Закона об РРО и п. 4 подразд. ІІІ разд. ІІ Порядка № 547).

К сведению! Операции «служебное внесение» и «служебная выдача» не являются расчетным в понимании Закона об РРО (БЗ 109.09). А потому если в течение дня были осуществлены только такие операции, то кассир, который включил РРО, Z-отчет может не делать. Ему будет достаточно просто выключить такой РРО из сети. Конечно, если программное обеспечение РРО предусматривает осуществление технических операций открытия и закрытия смены, то можно сделать такие операции без формирования Z-отчета.

Итак, из вышеописанного следует, что

для классического РРО открытие и закрытие смены значения не имеют. Внимание следует уделять именно формированию в конце смены, в течение которой были осуществлены расчетные операции, Z-отчета

При этом стоит учитывать, что согласно п. 2 Требований № 199* «смена» — это период работы РРО от регистрации первой расчетной операции после выполнения Z-отчета до выполнения следующего Z-отчета. При этом максимальная продолжительность смены РРО не должна превышать 24 часа.

* Требования в отношении реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных сфер применения, утвержденные постановлением Кабмина от 18.02.2002 № 199.

Учитывая это, фискалы (БЗ 109.10) отмечают, что при ежедневной работе с РРО Z-отчет необходимо выполнять ежедневно, но не позже 24-го часа этого дня (то есть Z-отчет следует бить ежедневно не позже полуночи). С этим, конечно, можно спорить и доказывать, что 24 часа следует считать от того, когда была осуществлена первая расчетная операция на РРО, а не опираться на конец суток. Это иногда отмечают и сами фискалы в своих индивидуальных разъяснениях (письма ГНСУ от 05.06.2020 № 2344/6/99-00-05-04-01-06/ІПК и от 11.04.2019 № 1560/6/99-99-14-05-01-15/ІПК и т. п.).

Закрытие смены на ПРРО

С ПРРО в части открытия и закрытия смены все несколько сложнее. Ведь в соответствии с Порядком № 317*:

во-первых, для перевода в фискальный режим работы ПРРО кассир должен открыть рабочую смену. Для этого он должен в ПРРО выбрать соответствующую команду. А сам ПРРО в ответ на эти действия автоматически создаст служебный документ, который ПРРО регистрирует на сервере налоговой (п. 3 разд. IV Порядка № 317);

во-вторых, в конце рабочего дня (смены) кассир обязан закрыть рабочую смену. Для этого кассир должен сформировать фискальный отчетный чек / фискальный отчет за такую смену (Z-отчет) и направить его на регистрацию к фискальному серверу (п. 3 разд. IV Порядка № 317).

* Порядок регистрации, ведения реестра и применения программных регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 23.06.2020 № 317.

Следовательно,

в отличие от работы на РРО, на ПРРО следует не только обязательно открывать и закрывать смену, но и формировать Z-отчет для ее закрытия

Причем формировать Z-отчет на ПРРО в конце смены следует независимо от того, была ли осуществлена расчетная операция. Вынуждает это делать сам факт открытия смены. Без закрытия смены открыть новую смену не удастся.

Итак, из этого следует, что требование п. 9 ст. 3 Закона об РРО о создании в конце рабочего дня (смены) Z-отчета касается и ПРРО.

Ответственность

Из вышеприведенного следует, что субъект хозяйствования нарушит требование п. 9 ст. 3 Закона об РРО, если:

— работая на РРО, не создаст Z-отчет в конце рабочего дня (смены), в течение которого была расчетная операция;

— работая на ПРРО, не создаст Z-отчет в конце рабочего дня (смены), в течение которого была открыта смена на ПРРО.

Лет восемь тому назад за несоздание или несвоевременное создание Z-отчета субъекта хозяйствования могли наказать. А именно ему могли выписать штраф в размере 340 грн за каждый невыполненный Z-отчет. Такая ответственность в те времена значилась в п. 4 ст. 17 Закона об РРО.

С 23.07.2015 эта норма из Закона об РРО была исключена. И, что самое главное, другой ответственности за такое нарушение в Законе об РРО не появилось.

Также уже давно нет драконовских штрафов за неоприходование наличности, которые связываются с несвоевременным выполнением Z-отчета.

Так что же тогда грозит за несоздание Z-отчета?

По мнению фискалов (БЗ 109.18), остался только админштраф «за нарушение установленного законом порядка проведения расчетов» по ст. 1551 КУоАП. Его, кстати, могли применять и в течение действия военного положения к субъектам хозяйствования, которые попадали под мораторий на штрафы (БЗ 109.18) РРО.

Этот штраф налагается на лица, которые осуществляют расчетные операции, в размере от 34 до 85 грн, а на должностные лица субъектов хозяйствования — от 85 до 170 грн. За повторное в течение года нарушение размер штрафа составляет соответственно от 85 до 170 грн и от 170 до 340 грн.

При этом налоговики только составляют протокол об админправонарушении (ст. 255 КУоАП), а рассматривают дела суды на основании этих протоколов (ст. 221 КУоАП). Таким образом, сроки давности для админштрафов за несвоевременное выполнение Z-отчета — 3 месяца со дня совершения правонарушения. Ведь такое нарушение является разовым.

До окончания указанного срока орган ГНСУ должен составить и передать в суд протокол об административном правонарушении, а суд — рассмотреть дело и вынести постановление о наложении штрафа (ст. 38 КУоАП).

Следовательно, как видим, за несоздание или несвоевременное создание Z-отчета ответственность мизерная. Поэтому вряд ли субъекту хозяйствования следует слишком волноваться из-за несвоевременного создания Z-отчета.

В то же время те субъекты, которые не смогли своевременно создать Z-отчет из-за форс-мажорных обстоятельств (воздушной тревоги, отсутствия света и т. п.), могут избежать и этой мизерной ответственности, если:

1) на РРО и/или ПРРО создадут Z-отчет не позже следующего рабочего дня, до начала проведения расчетных операций на таком РРО и/или ПРРО (БЗ 109.02);

2) будут иметь какие-то доказательства отсутствия вины. Ведь именно вина является обязательным элементом админответственности! А отсутствие вины лица должно означать и отсутствие админштрафа (ст. 9 КУоАП). Например, при отключении света доказательством отсутствия вины будет информация, размещенная на веб-порталах энергоснабженческих компаний, об отключении электроэнергии в соответствующей местности или невозможности ее поставки из-за повреждения энергетических сетей и т. п. (БЗ 109.18).

Выводы

  • Если субъект использует классический РРО, то для него своевременность закрытия смены роли не играет. А вот Z-отчет он должен ск
  • оставлять в конце каждой смены, в течение которой была осуществлена расчетная операция.
  • Для тех, кто использует ПРРО, обязательность закрытия смены приравнивается к обязательности создания Z-отчета на классическом РРО. Ведь чтобы закрыть смену на ПРРО, следует создать Z-отчет.
  • За несвоевременное создание Z-отчет на РРО и ПРРО угрожает только админштраф согласно ст. 1551 КУоАП. И тот применить сложно.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше