Военное РРО-освобождение. Как только началось полномасштабное вторжение в Украину, законодатели решили предоставить торговцам послабление в сфере применения РРО. Такое послабление появилось в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО*.
В соответствии с ним
на период действия ВП санкции за нарушение РРО-законодательства не применяются, кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров
Следовательно, в течение ВП (то есть начиная с 24.02.2022) положения п. 12 разд. ІІ Закона об РРО должно было спасать от штрафов за нарушение РРО-законодательства всех субъектов хозяйствования (как ФЛП, так и юрлиц) независимо от того, где они осуществляют свою деятельность (то есть как на территориях, где ведутся/велись боевые действия или которые находились/находятся в оккупации, так и на других территориях Украины).
Спасти от РРО-штрафов на время действия ВП п. 12 разд. ІІ Закона об РРО не мог только тех торговцев, которые торговали подакцизными товарами. Их, к сожалению, и во время ВП могли наказать по всей строгости закона.
Требования фискалов. Налоговикам такое всеобъемлющее освобождение от РРО-ответственности в военное время не нравилось. Поэтому они начали фантазировать и говорить, что все равно смогут штрафовать, если придут на проверку после снятия РРО-моратория и выявят РРО-нарушение военного времени.
Об этом они заявляли неоднократно (см. письма ГНСУ от 11.04.2023 № 878/ІПК/99-00-07-04-01-06, от 16.01.2023 № 99/ІПК/99-00-07-04-01-06; ГУ ГНС в Винницкой области от 22.02.2023 № 404/ІПК/02-32-07-05-14, а также БЗ 109.18).
Объясняли свою позицию фискалы формулировками, которые использовал законодатель, когда предоставил освобождение от РРО-штрафов. Так, они считали, что синтаксическая конструкция «временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины», использованная в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО, устанавливает временный (в определенный промежуток времени) запрет на применение РРО-штрафов, а не освобождает от ответственности в целом.
Исключением, на их взгляд, могли быть только нарушения, допущенные из-за форс-мажора: воздушных тревог, отключения электроэнергии и т. п. (см. письма ГНСУ от 19.08.2022 № 1303/ІПК/99-00-07-04-01-06, от 09.12.2022 № 2181/ІПК/99-00-07-04-01-06, а также БЗ 109.18). Чтобы получить такое освобождение, торговцы должны подтвердить факт наступления форс-мажора надлежащими доказательствами.
Хотя, честно говоря, Закон об РРО не освобождает торговцев от штрафов в случае наступления форс-мажора. Поэтому даже если во время ВП нарушения произошли из-за форс-мажора, больших надежд на освобождение от штрафов после отмены ВП не было.
Наша позиция. С вышеприведенными фантазиями фискалов мы, конечно, не соглашались.
Ведь если п. 12 разд. ІІ Закона об РРО дает только отсрочку от штрафов, то тогда вообще нивелируется вся суть этого освобождения. Потому что тогда даже те торговцы, которые не смогли соблюдать РРО-правила из-за военных действий, также попадали под РРО-штрафы после окончания действия РРО-моратория. А этого быть не должно. Вовсе не логично вводить такое освобождение, если наказание все равно будет.
Торговцы неподакцизными товарами, которые не соглашались с нападками фискалов, уже начали готовиться к судам.
Как решилась проблема. Казалось, что как только снимут РРО-мораторий на штрафы, так сразу налоговики лавиной пойдут в люди и будут штрафовать всех за РРО-нарушения. Но такую лавину остановили законодатели.
Дело в том, что с 01.08.2023 вступил в силу Закон Украины от 30.06.2023 № 3219-IX, который подкорректировал РРО-освобождение из п. 12 разд. ІІ Закона об РРО. В соответствии с этими нововведениями:
1) в п. 12 разд. ІІ Закона об РРО четко очерчены временные границы действия РРО-освобождения. А именно в нем определено, что это РРО-освобождение касается нарушений, совершенных:
— начиная с 01.01.2022. В первой редакции п. 12 разд. ІІ Закона об РРО это РРО-освобождение начиналось с начала ВП, то есть с 24.02.2022. Передвижение начала освобождения на начало 2022 года дало право вздохнуть с облегчением всем торговцам, которые допускали РРО-нарушения также в период с 01.01.2022 по 24.02.2022;
— заканчивая 01.10.2023. В первой редакции п. 12 разд. ІІ Закона об РРО это РРО-освобождение должно было продолжаться до конца ВП. Как видим, эта дата сдвинулась с эфемерной в реальную.
Исключение касается только торговцев, которые не торгуют подакцизкой, из территорий боевых действий (как возможных, так и активных) и временной оккупации. Для них РРО-освобождение будет продолжаться после 01.10.2023 и вплоть до окончания боевых действий /оккупации. Но предусмотрено оно уже п. 14 разд. ІІ Закона об РРО;
2) из-под РРО-освобождения в период с 01.01.2022 по 01.10.2023 выпали не только субъекты, которые осуществляют торговлю подакцизными товарами, но и те, которые осуществляют деятельность по купле/продажи иностранной валюты, а также деятельность в сфере организации и проведения азартных игр. Следовательно, перечень торговцев, на которых не распространяется РРО-освобождение, был несколько расширен;
3) из положений п. 12 разд. ІІ Закона об РРО стало четко понятно, что
фискалы уже не смогут привлечь торговцев к РРО-ответственности за нарушения, допущенные в период с 01.01.2022 и по 01.10.2023, если придут на проверку после 1 октября
Дело в том, что из п. 12 разд. ІІ Закона об РРО исчезли формулировки, которые давали право фискалам говорить, что освобождение из п. 12 разд. ІІ Закона об РРО является временным, а не постоянным. В связи с этим из БЗ исчезли разъяснения фискалов, в которых они говорили, что после окончания РРО-моратория могут прийти к торговцам неподакцизными товарами и наказать их за нарушения, допущенные в период с начала ВП и по окончание действия военного моратория.
Обращаем внимание! Законодатели подобным образом прописали освобождение от РРО-штрафов в п. 14 разд. ІІ Закона об РРО, которое будет продолжать действовать после 01.10.2023 и касаться освобождения торговцев (кроме торговцев подакцизкой) за нарушения, совершенные на территории боевых действий / оккупации.
Следовательно, если торговец допустил нарушение РРО-законодательства в период с 01.01.2022 по 01.10.2023, то об этих нарушениях он может забыть. Ведь даже если к нему после 01.10.2023 фискалы придут с проверкой и выявят нарушение, допущенное в этот период, то наказать его за это они не смогут.