Темы статей
Выбрать темы

Старые акцизные накладные — зарегистрировать до 3 октября

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Закон Украины от 09.08.2023 № 3303-IX

Выводы документа

До 3 октября (включительно) этого года плательщики топливного (и спиртового) акциза, имеющие такую возможность, должны:

— зарегистрировать в ЕРАН АН и РК, предельный срок регистрации которых приходится на период с 24.02.2022 по 30.09.2023;

— отослать электронные документы, содержащие данные о фактических остатках и объеме обращения топлива или спирта этилового за период с 24.02.2022 по 30.09.2023.

Закон № 3303 установил особый порядок регистрации/отсылки упомянутых документов

Закон Украины от 09.08.2023 № 3303-IX (далее Закон № 3303) имеет название:

«О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины о развитии производства винодельческой продукции и упрощения хозяйственной деятельности малых производств винодельческой продукции».

Но несмотря на такое название, в него впихнули и обновленную норму одиозного «военного» п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ ПКУ (далее — п.п. 69.1). В измененном п.п. 69.1 для «способных» плательщиков топливного (и спиртового) акциза фактически «реинкарнирована» обязательность регистрации АН и РК в ЕРАН и предоставление электронных документов о фактических остатках и объеме обращения топлива или спирта этилового (далее — Справка), а также — и штрафные санкции за несвоевременные регистрацию/предоставление упомянутых документов!.. ☹

Поэтому мы решили сделать два разных комментария к Закону № 3303. Этот посвящаем лишь изменениям в сфере электронного администрирования реализации топлива и спирта этилового (комментарий к «винодельческим» изменениям не такой горячий, поэтому сделаем его отдельно).

Вступление в силу и применение. Акцентируем ваше внимание, что Закон № 3303 вступил в силу с 03.09.2023. Но!

Нормы обновленного п.п. 69.1, как указано в этой его последней редакции, «применяются с 1 августа 2023 года»

Для чего законодатели выдумали это «заднее» число, скажем в конце.

А теперь попробуем как-то систематизировать то, что снова столь неудачно впихнули наши законодатели в новую редакцию п.п. 69.1.

Регистрация «старых» АН и РК. Для тех плательщиков, «которые имеют возможность своевременно исполнять налоговые обязанности», новая норма п.п. 69.1 содержит требование зарегистрировать в ЕРАН не позже 3 октября этого года (!)*АН и РК, предельный срок регистрации которых приходится на период с 24.02.2022 до 30.09.2023 (последний день месяца, в котором вступил в силу Закон № 3303). Отметим, что в норме содержится и альтернативный вариант — «или сводных» АН/РК «на общий объем топлива или спирта этилового, реализованных за этот период» (по каждому коду УКТ ВЭД и условному коду и каждому акцизному складу/акцизному складу передвижному и их распорядителям)!

* Ведь эта новая норма нуждается в регистрации «в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу» Закона № 3303, а такое, как мы отметили, состоялось 3 сентября этого года.

И только в таком случае штрафов за несвоевременную регистрацию АН и РК, предусмотренных в ст. 1202 ПКУ, не будет!

Белые пятна новой редакции п.п. 69.1 попробовали «закрасить» главные налоговики (см. их толкования и советы по ссылке). Здесь и далее мы будем на них постоянно ссылаться.

Так вот, по регистрации в упомянутый выше срок (не позже 3 октября) «старых» АН и РК налоговики рекомендуют плательщикам придерживаться таких особенностей по их составлению и регистрации.

1. Хронология. При регистрации АН/РК, в том числе сводных АН, составленных на операции, осуществленные за период с 24.02.2022 «до вступления в силу данного Закона» (то есть до 03.09.2023**), придерживаться хронологического порядка регистрации с учетом даты их составления!

** Налоговики считают, что начиная именно из этой даты (3 сентября) плательщики уже должны четко придерживаться установленных ПКУ сроков регистрации АН/РК в ЕРАН. Хотя эти нормы можно понимать и по-другому. Потому что речь идет не об «операциях, осуществленных», а о документах, предельный срок регистрации которых приходится на период до 30 сентября!

2. Касательно сводных АН. Нам было не совсем понятно, можно ли составлять сводные АН на любые реализации, или имеются в виду только случаи, прямо предусмотренные ПКУ?

Но судя по объяснениям фискалов, похоже, возможно их составлять на любые реализации. Фискалы такие АН называют «сводные АН в соответствии с Законом № 3303» и пишут, что:

— такие сводные АН могут составляться (с учетом п. 232.1 ПКУ) отдельно по каждому акцизному складу / акцизному складу передвижному, по каждому коду УКТ ВЭД и условному коду, за вычетом объемов топлива, на которое таким налогоплательщиком уже были зарегистрированы АН в ЕРАН;

— сводные АН рекомендовано составлять отдельно за каждый календарный месяц (при необходимости — за другой период в пределах календарного месяца) с указанием в них даты составления — последний календарный день соответствующего месяца. Здесь отметим, что в п.п. 69.1 речь идет о составлении сводных АН «на общий объем» топлива или спирта, «реализованных за этот период». То есть за весь период! О помесячной разбивке никаких упоминаний нет! Поэтому можно выписать 30 сентября одну сводную на весь объем, реализованный по соответствующему коду/складу «за этот период», начиная с 24.02.2022... Но фискалы «мутят» свое и добавляют плательщикам лишних проблем;

— при составлении в соответствии с Законом № 3303 сводных АН в верхней левой части таких АН ставится соответствующая отметка «Х» в предназначенной для этого строке.

Кроме того, налоговики пишут, что

в АН, «которые составляются в соответствии с Законом № 3303»*** на операции по реализации топлива другим плательщикам акцизного налога, указывается направление использования топлива «3»

*** Думаем, здесь речь идет о тех же «новейших» сводных АН.

Напомним, что это направление значит: «распределение объема остатков топлива по состоянию на 01 июля 2019 года между акцизными складами / передвижными акцизными складами, где такие объемы фактически находились». Поэтому пусть вас этот момент не огорчает.

3. «Ценные» советы фискалов. АН, в том числе сводные, фискалы советуют регистрировать с учетом имеющихся на таком акцизном складе/акцизном складе передвижном объемов остатков топлива или спирта этилового по каждому коду товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД и условному коду, исчисленных в соответствии с п. 232.3 ПКУ (то есть реглимит —АНакл), и синхронизации действий с плательщиками акцизного налога — контрагентами (о поставках и получении топлива или спирта этилового), для определения объемов топлива или спирта этилового, на которые могут быть зарегистрированы в ЕРАН первые и вторые экземпляры АН. На фоне того, что ряд контрагентов могут быть в связи с войной уже «недееспособными», перспективы вырисовываются нерадужные.

Особенно «радует» акцент фискалов на необходимости придерживаться требований по регистрации АН/РК, в которых общий объем реализованного топлива или спирта этилового не превышает объема реглимита (АНакл). За этой фразой кроется такая занятная штучка — когда «входных» АН нет/не хватает (а когда их хватало, думаем, плательщики и раньше более-менее вовремя регистрировали свои «выходные» АН), то чтобы зарегистрировать свои «выходные» АН, плательщику надо составить Заявки на соответствующие объемы! То есть оплатить авансом акциз.., иначе штрафы за несвоевременную регистрацию АН/РК.

Поэтому, похоже, фискалы ожидают в сентябре много «дармового» акциза, а кто не захочет/не сможет «откупиться», тем «навесят» штрафов по ст. 1202 ПКУ.

Предоставление «старых» электронных Справок. Новая редакция п.п. 69.1 аналогично требует от плательщиков, «которые имеют возможность», не позже 3 октября этого года подать Справки, содержащие данные о фактических остатках и объеме обращения топлива или спирта этилового, или электронный документ (ту же Справку) за весь период начиная с 24 февраля 2022 года и до 30.09.2023. Здесь тоже норма допускает предоставление одной общей Справки за весь упомянутый период.

Однако и тут фискалы тоже рекомендуют составлять такие Справки за месяц (!) по каждому акцизному складу отдельно, при условии, что за такой месяц по таким акцизным складам не подавалась ни одна Справка за сутки! Они советуют в такой Справке в строке «начало отчетных суток» указывать первое число месяца, а в строке «конец отчетных суток»последнее число месяца. Хотя, как мы заметили, обновленный п.п. 69.1 допускает предоставление одной Справки за весь упомянутый период (и в этих строках стоило бы указать 24.02.2022 и 30.09.2023 соответственно). Потому что, как мы понимаем, главная задача сейчас — выйти в СЕАРТ и СЭ на фактические (корректные) остатки на складах топлива/спирта по состоянию на 1 октября этого года. Так зачем же добавлять плательщикам столько дурной работы?!.

Далее фискалы вообще пишут, что

в случае предоставления за отчетный месяц (период) одной и более Справок за сутки, распорядитель акцизного состава должен подать Справки за каждые сутки такого месяца (периода), когда работал акцизный склад

Вот как!.. Даешь стране больше Справок! Может тогда и топлива/спирта станет больше?.. ☹

Регистрация «новых» АН/РК и предоставление «новых» Справок. По регистрации АН/РК и предоставлению электронных Справок, предельный срок регистрации / срок предоставления которых настает с 1 октября этого года, фискалы акцентируют, что составление и регистрация АН/РК в ЕРАН и предоставление электронных Справок осуществляются в порядке и сроки, установленные ст. 231 и 230 ПКУ (соответственно). То есть — на общих основаниях.

Возобновление штрафов! А далее фискалы акцентируют на том, что возобновляются не только порядок и сроки регистрации АН/РК и предоставления электронных Справок, а также и ответственность за их несвоевременную регистрацию/предоставление, предусмотренная ст. 1202 и 1281 ПКУ! Причем, думаем, эти штрафы в полной мере они будут применять и к старым АН/РК и Справкам, которые плательщики не успеют подать до 1 октября! Ведь это прямо выплывает с новой редакции п.п. 69.1.

И здесь, думаем, еще есть и подводный камень (см. ниже).

Как понимать «заднее число». Намек на то, для чего в обновленном п.п. 69.1 законодатели прописали, что он применяется из 1 августа, находим в этом же разъяснении фискалов. Они пишут: учитывая, что нормы новой редакции п.п. 69.1 применяются с 1 августа 2023 года, при соблюдении вышеприведенных требований (!), невзирая на возобновление течения сроков выполнения обязанностей, установленных п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX ПКУ, ответственность, предусмотренная за несвоевременную регистрацию АН/РК и предоставление электронных Справок, не применяется.

Поэтому если вы не будете придерживаться упомянутых требований (не зарегистрируете «старые» АН/РК и/или не подадите «старые» Справки не позже 03.10.2023), то для таких «не поданных» документов течение сроков продлится (заработает) «задним числом» — с 1 августа! А это, конечно, отразится и на размерах штрафов! Поэтому думаем, что идея (или «подлость») творцов «заднего числа» кроется именно в этом.

Закон или Порядок?! Напомним, что формально все еще действует Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения плательщиком налогов обязанностей, определенных п.п. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» ПКУ, утвержденный приказом Минфина от 29.07.2022 № 225 (далее — Порядок № 225). И в Порядке № 225 одним из оснований невозможности выполнения плательщиками налогов налоговых обязательств, в частности, указывается: возможность утечки информации об объемах и местах хранения топлива (или спирта этилового) и их уничтожения в дальнейшем в результате составления и регистрации АН, и/или предоставления электронных Справок, и/или предоставления Заявки на перемещение топлива или спирта этилового транспортными средствами, не являющимися акцизными складами передвижными, — исключительно в части выполнения определенных обязанностей*.

(ср. )

* Еще остается интересный вопрос — о необходимости (и если да, то с которой даты) предоставления неплательщиками акциза упомянутых электронных Заявок на перемещение топлива или спирта этилового.

То есть здесь отсутствие возможности у любых плательщиков топливного/спиртового акциза своевременной регистрации АН / отправления Справок вроде бы есть априори и ее не нужно доказывать документально!

Но если продолжать и далее — с даты вступления в силу Закона № 3303 — воспринимать эту норму действующей, то

эта норма Порядка № 225 вступает в конфликт с новой редакцией п.п. 69.1, введенной Законом № 3303. А по общему правилу побеждают положения нормативного акта высшего уровня

Это выплывает и из действий налоговиков: они, конечно, уже с 03.09.3023 перевели в недействующие свою консультацию в БЗ 114.09, которая подтверждала неприменение соответствующих штрафов. Но кроме того, в конце этого своего разъяснения к Закону № 3303 они отметили, что ответственность за невыполнение/несвоевременное выполнение своих обязанностей к плательщикам, не имеющим возможности их выполнять, не будет применяться лишь «в случае наличия принятого контролирующим органом решения о невозможности своевременного выполнения налогоплательщиком налоговой обязанности», установленной Порядком № 225. Скорее всего, следует ожидать внесения изменений в Порядок № 225 в этой части.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше