Позиция сторон
Налоговики. Фискалы отклонили заявленное бюджетное возмещение, указав, что у предприятия отсутствует право на БВ, так как оно было заявлено с нарушением срока, установленного п. 102.5 НКУ (позже 1095 дней).
Плательщик. Предприятие, в свою очередь, считало, что в отношении БВ никаких сроков не нарушило, поскольку налоговики затягивали с восстановлением реглимита (бездействовали) по другому судразбирательству предприятия, что, в свою очередь, лишало плательщика возможности заявить БВ. И как только лимит был восстановлен, предприятие заявило возмещение.
Решение дела судом
Суды всех трех инстанций поддержали налоговиков. На стороне фискалов выступил и Верховный Суд, оставив кассационную жалобу предприятия без удовлетворения, а решения предыдущих судов без изменений (постановление ВС от 12.07.2023 по делу № 420/19290/21).
Верховный Суд обратил внимание на то, что при заявлении бюджетного возмещения обязательно следует учитывать наличие срока давности, установленного п. 102.5 НКУ, в 1095 дней
Ведь согласно п. 102.5 НКУ заявления о возврате излишне уплаченных денежных обязательств или об их возмещении могут быть поданы плательщиком не позднее 1095 дня, настающего за днем возникновения такой переплаты или получения права на такое возмещение. Это касается и сумм БВ по НДС. Поэтому заявление о БВ может быть подано плательщиком не позднее 1095 дней со дня возникновения права на такое возмещение.
Мнение редакции
Вопрос 1095 дней при заявлении БВ возник, что примечательно, не без участия самих же налоговиков. Ведь контролеры уже достаточно давно весьма лояльно разъясняют, что:
— бюджетное возмещение не вписывается в определение «излишне уплаченных денежных обязательств» из п.п. 14.1.115 НКУ, поэтому
— ни налоговые сроки давности (установленные п. 102.5 НКУ), ни гражданские сроки давности (определенные гл. 19 ГКУ) не касаются порядка возмещения НДС, установленного ст. 200 НКУ, и показателей налоговой отчетности по НДС, а, следовательно,
— плательщик может заявить к бюджетному возмещению отрицательное значение, даже если оно старше 1095, при условии, что сформировавший его налоговый кредит является оплаченным, т. е. уплачен поставщикам товаров/услуг (БЗ 101.26).
Аналогичные выводы неоднократно звучали в письмах ГНСУ от 08.01.2020 № 40/6/99-00-04-02-03-06/ІПК, от 06.02.2020 № 486/6/99-00-04-01-03-06/ІПК. А о возможности заявления к БВ, к примеру, оплаченного минуса 2019 года шла речь в письме ГНСУ от 30.08.2023 № 2756/ІПК/99-00-04-02-03-06, а оплаченного минуса 2017 — 2018 гг. — в письме ГНСУ от 05.07.2023 № 1708/ІПК/99-00-04-02-03-06 (ср. ).
Хотя, как показывает практика, не всегда с такими выводами согласны контролеры на местах. И комментируемый судебный спор является тому ярким подтверждением. В ходе разбирательства суд поддержал налоговиков и пришел к выводу, что право на БВ ограничено сроком давности, установленным п. 102.5 НКУ, в 1095 дней.
Рассматривая дело, суд обращал внимание на то, что нормы законодательства нужно рассматривать системно и положения п. 102.5 НКУ применять в увязке с п. 102.4 НКУ (касающимся налогового долга и устанавливающим, что налоговый долг можно взыскать с плательщика в течение 1095 дней). Таким образом — отмечал суд — законом установлен срок давности (1095 дней), по истечении которого требования, как относительно неуплаченного налогового обязательства, так и относительно излишне уплаченного налогового обязательства (подлежащего возмещению) в налоговом правоотношении прекращаются. Поэтому 1095-дневный срок должен касаться и БВ по НДС.
Правда, при этом сумму бюджетного возмещения суд расценил по своей сути переплатой — т. е. суммой, «излишне уплаченной плательщиком при приобретении товаров (услуг) в сравнении с суммой его налоговых обязательств за отчетный (налоговый) период». Хотя такое понимание переплаты и отождествление с ней возмещения (с учетом определения «излишне уплаченных денежных обязательств» из п.п. 14.1.115 НКУ) довольно спорно. Поскольку в данном случае речь идет все-таки не о возврате переплаты, а о возмещении налога (по правилам, установленным ст. 200 НКУ). Тем более, что в п. 102.5 НКУ упоминается не только переплата, но и возмещение. Поэтому подгонять возмещение под переплату все-таки неправильно.
А также удивила позиция суда в отношении лимита. Так как, по мнению суда, заявить БВ плательщик может невзирая на лимит. Мол, задекларировать БВ можно без оглядки на лимит, так как наличие лимита дает возможность налогоплательщику регистрировать НН/РК и никак не влияет на возможность заявления БВ.
В этом вопросе служители Фемиды, видно, не очень хорошо усвоили матчасть. Поскольку п. 200.4 НКУ прямо определено, что заявить БВ можно только в сумме, не превышающей лимита регистрации. Да и задекларировать любую сумму возмещения в декларации без учета лимита просто не получится. Так как порядок заполнения декларации по НДС такой, что в ней нужно обязательно указать величину лимита на дату подачи декларации. Поэтому задекларировать БВ можно только в рамках лимита регистрации! И заявить БВ, не обращая внимание на лимит или при нехватке лимита, невозможно. Однако в тонкости заполнения НДС-отчетности суд, похоже, сильно не вникал.
В любом случае позицию судов о 1095-дневном сроке давности для заявления БВ нужно принять к сведению. Тем более, что аналогичные выводы звучали в постановлении ВС от 07.04.2023 по делу № 420/4569/20, постановлении ВС от 20.05.2022 по делу № 825/2007/17, постановлении ВС от 12.12.2019 по делу № 826/12207/15. Суды стоят на том, что п. 102.5 НКУ установлен предельный 1095-дневный срок для подачи заявлений о возврате излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), а также и для их возмещения, в том числе налога на добавленную стоимость.
Поэтому если нет желания рисковать, то минус старше 1095 дней не стоит заявлять к БВ. Разве что только после получения аналогичной разрешающей ИНК от налоговиков в свой адрес.