Темы статей
Выбрать темы

Получили сертификат качества ISO: как учесть?

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Для подтверждения соответствия качества продукции международным требованиям и стандартам получаем сертификат ISO. Как расходы на его получение отразить в учете?

Получение сертификата

Сертификат ISO* — это документ, подтверждающий, что на предприятии успешно внедрен один или несколько международных стандартов. То есть такой сертификат удостоверяет, что внедренные системы менеджмента качества на предприятии соответствуют установленным международным правилам.

* Аббревиатура, образованная от названия Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization), учрежденной в Женеве в 1946 году.

Существует несколько серий стандартов ISO. Однако несомненным лидером является сертификат ISO 9001 «Системы менеджмента качества» — определяющий, каких норм должен придерживаться поставщик на всех этапах производства и реализации продукции. Впрочем, выбрать нужный сертификат поможет компетентная организация, специализирующаяся на сертификации ISO.

Процедура сертификации ISO непроста и включает:

— собственно получение сертификата — предполагает разработку целого пакета необходимой документации: оценку внедрения соответствующего стандарта на предприятии, аудит организации документооборота и бизнес-процессов предприятия и их соответствие выбранному стандарту, разработку и внедрение на предприятии системы менеджмента качества (СМК) с последующим оформлением сертификата;

— последующие промежуточные проверки — инспекционные (контрольные) аудиты (так называемые «наглядові аудити»). Проводятся через 1 год и через 2 года после получения сертификата ISO — на предмет соответствия предприятия требованиям согласно полученному сертификату. Их стоимость обычно составляет 50 — 70 % от стоимости полученного сертификата.

Таким образом,

сертификация ISO подразумевает: (1) получение сертификата и (2) последующие ежегодные проверки на соответствие требованиям согласно полученному сертификату

Срок действия сертификата ISO — 3 года.

При этом получение сертификата ISO дает ощутимые преимущества:

— повышения качества продукции (услуг);

— повышение эффективности работы и финансовых показателей (снижение расходов, увеличение прибыли);

— положительный имидж предприятия и доверие потребителей к компании;

— рост конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности компании;

— возможность получения государственного или муниципального заказа, а также доступа к участию в электронных торгах.

Бухгалтерский учет

В связи с сертификацией у предприятия, как отмечалось, возникают:

— основные расходы — связанные с получение сертификата ISO, т. е. на оплату работ органа сертификации, на разработку документации и внедрение системы менеджмента качества на предприятии, а также

— дополнительные последующие расходы — на проведение проверок (инспекционных аудитов) в течение первых двух лет после получения сертификата.

Рассмотрим учет каждых из них.

Расходы на получение сертификата. Считаем, что первоначальные расходы, связанные с получением сертификата ISO (сроком действия 3 года), в бухгалтерском учете можно учесть как нематериальный актив (НМА). То есть сертификат ISO учитывают на субсчете 127 «Прочие НМА» (но предварительно все расходы, связанные с его получением, аккумулируют на субсчете 154 «Приобретение (создание) НМА»).

Ведь выгоды от получения сертификата — налицо. А по определению нематериальный актив — это немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован (п. 4 НП(С)БУ 8 «Нематериальные активы»). При этом объект может быть зачислен в НМА, если:

— предприятие осуществляет контроль над ним;

— существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с использованием актива;

— стоимость актива может быть достоверно определена.

А эти условия в данном случае соблюдаются.

При этом приобретенный НМА отражают в учете по первоначальной стоимости, которая состоит из (пп. 10, 11 НП(С)БУ 8, п. 2.5 Методрекомендаций № 1327*):

— цены его приобретения;

— пошлины, непрямых налогов, которые не подлежат возмещению;

— других расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до состояния, в котором он пригоден для использования по назначению (например, расходы на консультационные, юридические и другие подобные услуги).

* Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденные приказом Минфина от 16.11.2009 № 1327.

В бухгалтерском учете расходы на получение сертификата подлежат амортизации. При этом начисление амортизации НМА осуществляется на протяжении срока его полезного использования, который устанавливается предприятием при зачислении актива на баланс (п. 25 НП(С)БУ 8, п. 5.1 Методрекомендаций№ 1327). То есть в данном случае в течение 3 лет.

Последующие ежегодные расходы (на инспекционный аудит). А вот последующие ежегодные расходы (на аудит и проверки соответствия предприятия требованиям полученного сертификата) — которые будут возникать у предприятия через 1 и через 2 года после получения сертификата ISO, учитывают как расходы будущих периодов на счете 39. И так как эти расходы, по сути, подтверждают дальнейшее действие сертификата, то в учете их относят на расходы равномерно — в течение оставшегося срока действия сертификата, соответственно:

— при проведении первого годового аудита — в течение оставшихся двух лет использования сертификата;

— при проведении второго годового аудита — в течение оставшегося 1 года использования сертификата.

Налоговый учет

Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете расходы на получение сертификата:

у малодоходников (плательщиков с годовым бухдоходом не превышающим 40 млн грн, отказавшихся от разниц) учтутся по бухучетным правилам и никаких налоговых разниц при этом не возникнет;

у высокодоходников — учитываются как НМА «налоговой» группы 6. Такие НМА амортизируются в налоговоприбыльном учете в течение срока, определенного правоустанавливающими документами (п.п. 138.3.4 НКУ) — соответственно в течение срока действия сертификата (3 лет). При этом у высокодоходников в налоговоприбыльном учете по объектам НМА будут возникать амортизационные разницы. Поэтому финрезультат (объект налогообложения) придется увеличить на «бухгалтерскую» амортизацию (п. 138.1 НКУ) и уменьшить на «налоговую» (п. 138.2 НКУ).

А вот последующие расходы на ежегодный инспекционный аудит и у малодоходников, и у высокодоходников в налоговоприбыльном учете отразятся по бухучетным правилам. И через бухрасходы постепенно будут уменьшать финрезультат (объект налогообложения).

НДС. В НДС-учете входной НДС по расходам на сертификацию включается в налоговый кредит (НК) на общих основаниях при наличии зарегистрированных налоговых накладных (НН) поставщиков (п. 198.6 НКУ).

Все сказанное подкрепим примером.

Пример. Расходы, связанные с получением сертификата ISO, составили 32400 грн (в том числе НДС — 5400 грн). Через 1 год оплатили расходы на проведение ежегодного инспекционного (контрольного) аудита — 14400 грн (в том числе НДС — 2400 грн).

В учете операции отразятся так:

Учет расходов на сертификацию ISO

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн

Дт

Кт

Получение сертификата

1

Оплачены расходы, связанные с получением сертификата

371

311

32400

2

Отражен налоговый кредит по «входному» НДС (при наличии зарегистрированных налоговых накладных поставщика)

644/1

644

5400

641/НДС

644/1

5400

3

Отражены расходы, связанные с получением сертификата ISO, получен сертификат

154

631, 685

27000

4

Списана сумма «входного» НДС

644/1

631, 685

5400

5

Произведен зачет задолженности

631, 685

371

32400

6

Признан объект НМА

127

154

27000

7

Начислена амортизация по объекту НМА (ежемесячно в течение 3 лет, 27000 грн : 3 года : 12 месяцев)

91, 92, 93

133

750

Последующие расходы на ежегодный аудит

8

Отражены расходы на инспекционный аудит (через 1 год после получения сертификата)

39

685

12000

9

Отражен налоговый кредит по «входному» НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной поставщика)

644/1

685

2400

641/НДС

644/1

2400

10

Оплачены расходы на проведение инспекционного аудита

685

311

14400

11

Ежемесячно (на протяжении 2 лет) расходы, учтенные ранее в составе расходов будущих периодов, списаны в расходы (12000 грн : 2 года : 12 месяцев)

91, 92, 93

39

500

Выводы

  • Процедура сертификация ISO включает: (1) получение сертификата и (2) проведение последующих проверок (контрольного аудита) через 1 год и 2 года после получения сертификата.
  • В бухгалтерском учете расходы, связанные с получением сертификата, учитывают как НМА (на субсчете 127), а последующие ежегодные расходы на проведение инспекционных аудитов — как расходы будущих периодов (на счете 39).
  • В налоговоприбыльном учете расходы на получение сертификата у малодоходников учтутся по бухучетным правилам, а у высокодоходников — подлежат налоговой амортизации (как объект НМА «налоговой» группы 6). А вот расходы на проведение последующего ежегодного инспекционного аудита и у малодоходников, и у высокодоходников отразятся по правилам бухучета.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше