Для начала в контексте исковой давности помним о следующем:
— сроки исковой давности продлеваются на период военного положения (далее — ВП) и продлевались на период карантина (п. 12 (карантин) и п. 19 (ВП) Заключительных и переходных положений к ГКУ);
— в отношении сроков исковой давности в ВЭД применяются в первую очередь положения международных нормативно-правовых актов. Применение в этом случае ГКУ — скорее, исключение, чем правило. В вопросах исковой давности в сфере экспорта товаров мы опираемся обычно на Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров от 14.06.74 (далее — Конвенция), вступила в силу для Украины 01.04.94.
Так, международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлена ВРУ, являются частью украинского законодательства (ч. 1 ст. 9 Конституции Украины, ч. 1 ст. 19 Закона № 1906*). Но повторимся: в отношении международной торговли (и в отношении экспорта, в частности) основной ориентир — Конвенция со своими специфическими нормами, а не ГКУ.
* Закон Украины «О международных договорах Украины» от 29.06.2004 № 1906-IV.
Следовательно,
если мы говорим об экспорте товаров, на который распространяется действие Конвенции, то приостановка, предусмотренная в ГКУ, к срокам исковой давности не применяется
Также важными являются следующие факты.
Во-первых, Конвенцию мы применяем только в тех случаях, когда наш контрагент находится в государстве-участнике этой Конвенции (п. 1 ст. 3 Конвенции). Перечень таких государств можно найти в письме МИД от 17.12.2007 № 72/19-612/1-3811. Если страна вашего контрагента не попала в перечень, то ориентируемся на законодательство той страны, которое избрано в вашем контракте (исходя из ст. 35 Закона № 2709**). Например, если в контракте указано, что стороны руководствуются правом Украины, то мы будем применять ГКУ. А следовательно, сроки давности будут приостанавливаться из-за карантина и военного положения.
** Закон Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005 № 2709-IV.
Во-вторых, согласно ст. 8 Конвенции срок исковой давности складывает 4 года. По общему правилу этот срок начинает истекать от дня, когда случилось нарушение условий договора (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Конвенции). То есть, например, если экспортер должен был поставить товар до 25.04.2024, то истекать срок начнет с 26.04.2024. Конечно, пример условный. Могут быть нюансы.
В частности, ст. 21 Конвенции предусматривает возможность продления срока исковой давности. Однако заметьте: речь идет не об автоматическом продлении. Если мы говорим о военном положении и/или карантине, в отличие от ГКУ, в Конвенции указано, что если кредитор не может приостановить течение исковой давности из-за независящих от него обстоятельств, которых он не может избежать или преодолеть, то срок исковой давности не будет считаться истекшим до окончания одного года от дня прекращения действия соответствующего обстоятельства.
Проще говоря,
если будет доказано наличие форс-мажора, то срок давности таки будет приостановлен
Однако форс-мажором прикрываться вечно также не удастся. Согласно ст. 23 Конвенции срок исковой давности в любом случае истекает не позже, чем через 10 лет от дня его старта.
То есть в случае форс-мажора схема расчета следующая: исковая давность = период действия подтвержденных форс-мажорных обстоятельств + 1 год, но не больше 10 лет с начала истечения срока.
В-третьих, в ВЭД-договоре стороны могут предусмотреть, что Конвенция вообще не применяется к их отношениям (п. 3 ст. 3 Конвенции). Однако это должно быть прямо и четко закреплено в тексте такого контракта. Если подобный пункт есть, то мы опять же должны ориентироваться на законодательство той страны, которое избрано в вашем контракте. Поэтому может так случиться, что таким законодательством будет именно законодательство Украины. А следовательно, мы можем применять ГКУ и автоматическую приостановку сроков исковой давности из-за карантина и военного положения.