Вступление
Итак, мы сегодня с вами будем обсуждать Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 18.06.2024 № 381-IX (далее — Закон № 3817). Поскольку изменений слишком много, пока сконцентрируемся на наиболее интересных и тех, которые заработают в первую очередь (преимущественно уже в это году).
Отметим, что название этого нового норматива очень похоже на название Закона № 481, но немного потолстело. В названии прибавили «биоэтанол» и «табачное сырье», которые более широко, чем «предшественник», затрагивает этот новый Закон № 3817.
А вот изнутри Закон вырос намного больше: 18 статей Закона № 481 заменяют аж 73 (!) статьи Закона № 3817, не упоминая уже о крайне запутанных его разд. ХІІ и ХІІІ «Заключительные...» и «Переходные положения». Поэтому «улучшений» нас ожидает куча!
Свой анализ норм Закона № 3817 мы будем строить по трем основным направлениям, ориентируясь на соответствующие группы товаров (алко/спиртные, табачные и горючее).
При этом мы отложим на потом основные изменения в лицензировании, потому что они по большей части состоятся с 2025 года, не будем трогать вопрос электронных акцизных марок (которые должны «стартовать» с 2026 года), а также и ряд других специфических изменений, которые будут интересны очень узкой группе наших читателей.
Ну что же, поехали.
Сколько еще будет «доживать» Закон № 481 (и в какой части)
Сначала — о спланированном медленном «отмирании» норм Закона № 481. Поэтому начнем «с конца»: отметим, что в соответствии с разд. ХІІ «Заключительные положения» Закона № 3817 он вступил в силу со дня, следующего за днем его опубликования, то есть с 27 июля этого года (опубликован в «Голосе Украины» за 26.07.2024). Но — кроме соответствующего ряда его положений, которые заработают позже, — в сроки, также определенные в этом разд. ХІІ!
А поскольку ряд таких положений и нововведений требует кучи подготовительных действий и мероприятий, то некоторое время еще будут работать и некоторые старые нормы/нормативы. В частности, и из Закона № 481. Потому в п. 2 разд. ХІІ «Заключительные положения» Закона № 3817 указано, что
Закон № 481 теряет силу с 1 января 2025 года*.
* Кроме его ст. 8 «Аттестация производства спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков и табачных изделий», которая будет действовать до введения в действие аналогичной ст. 33 Закона № 3817 (а последняя еще совсем нормативно не обеспечена).
Но при этом положения Закона № 481 до дня потери им действия применяются в части, которая не противоречит положениям Закона № 3817
Конечно, это не касается тех норм Закона № 3817, которые до 01.01.2025 еще не вступят в силу (см. разд. ХІІ «Заключительные положения» Закона № 3817)! В частности, до 2025 года еще не будут действовать новые термины и большинство норм, которые посвящены: лицензированию (в частности, и новые размеры платы за лицензии — об этих изменениях см. в отдельной ч. ІІ этого материала: «Новый алко-табачно-горючий Закон! Ч. ІІ. Лицензирование, реестры, отчетность, штрафы» // «Налоги & бухучет», 2024, № 62), переформатированию старых и созданию новых электронных реестров лицензиатов, мест хранения, оборудования и т. п. (также см. в ч. ІІ), новым условиям торговли, хранения, ввоза-вывоза определенных видов подакцизных товаров, кое-что в отношении видеонаблюдения, контрольных постов на табачных и спиртовых производствах и еще ряд разнообразных норм подробнее см. в упомянутом разд. ХІІ Закона № 3817).
Поэтому до 2025 года эти новинки пока будут «компенсировать» работающие старые нормы Закона № 481.
Имейте эти моменты в виду, чтобы в периоде «межзакония» (до 2025 года) не попасть в какую-то беду!
Спиртовое и алкогольное
Вина столовые, вина и напитки домашние (и «домашний» табак). Согласно ч. 4 ст. 2 Закона № 3817 его действие так же, как и Закона № 481, не распространяется на розничную торговлю винами столовыми** (кроме случаев, предусмотренных данным Законом), а также на производство вин виноградных и плодово-ягодных, напитков медовых, наливок и настоек, изготовленных гражданами в домашних условиях для собственного потребления, а также на выращивание табака на земельных участках для садоводства и/или огородничества для собственного (!) потребления.
** Вино столовое — алкогольный напиток, произведенный путем полного или неполного сбраживания сусла или раздавленных ягод. В зависимости от содержания сахаров столовое вино разделяется на сухое, полусухое, полусладкое (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона № 3817).
Терминологическое. Добавлен новый (очень емкий) термин «спиртной напиток». Если сжато, это — алкогольный напиток крепостью от 15 % (некоторые ликеры крепостью от 14 %), изготовленный с использованием спирта этилового (товарная подкатегория 2207 10 00 90 согласно УКТ ВЭД) или спиртовых дистиллятов (товарная позиция 2208 согласно УКТ ВЭД), полученных исключительно из сельскохозяйственной (!) продукции. Не считаются спиртными алкогольные напитки, которые классифицируются в товарных позициях 2203, 2204, 2205, 2206 и 2207 согласно УКТ ВЭД.
Кроме того, расширен термин «алкогольные напитки»: в частности, добавлено, что такими являются также напитки, полученные путем брожения не только сахаросодержащей, но и крохмалосодержащей сельхозпродукции, а также напитки, изготовленные на основе другого алко-напитка.
Спирт этиловый, спиртовые дистилляты и биоэтанол. Для производства спирта этилового и биоэтанола Закон № 3817 (ч. 2 ст. 3) предусматривает 6 пунктов с требованиями!
Это, в частности, — круглосуточное видеонаблюдение и контрольно-пропускная система, полный технологический цикл производства, установка на каждом месте получения и отпуска расходомеров-счетчиков, массовых расходомеров, опломбирование мест доступа к спирту и биоэтанолу и т. п. (подробнее о требованиях см. в ст. 4 — 6 Закона № 3817).
Условия, при которых позволяется производство спирта этилового неденатурированного, спирта этилового денатурированного, биоэтанола на основании имеющейся лицензии, изложены в ч. 6 ст. 3 Закона № 3817.
Реализация биоэтанола без денатурации его бензином (1-10 %) или этил-трет-бутиловым эфиром запрещена!
А вот для производства спиртовых дистиллятов только два требования: 1) полный технологический цикл производства; 2) места хранения спиртовых дистиллятов, зарегистрированные в Едином реестре мест хранения (это второе условие еще не действует до 2025 года).
Отметим, что основные требования в отношении оптовой торговли, хранения, ввоза-вывоза спирта этилового, спиртовых дистиллятов и биоэтанола (ст. 12, 14, 15 Закона № 3817) до 2025 года еще действовать не будут, поэтому в этих вопросах ориентируемся на старые нормы Закона № 481.
А вот ст. 13 «Основные требования к розничной торговле спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, биоэтанолом» Закона № 3817 вступили в силу сразу, с 27 июля. Поэтому те, кто торгует «спиртами» в розницу, должны учитывать ее нормы, которыми запрещена розничная торговля этими товарами! Исключение составляют только: спирт этиловый, который используется в качестве лекарственного средства, и спиртовые или водно-спиртовые настои реализуются в розницу исключительно через аптеку в флаконах из медицинского стекла объемом не более 0,1 литра (кроме таких лекарственных средств, как бальзамы).
Алкогольные напитки. Что касается производства алкогольных напитков, то здесь до 01.01.2025 еще будут действовать старые правила из Закона № 481. Поэтому, в частности, требования в отношении полного технологического цикла, использования в производстве спиртов или спиртовых дистиллятов, полученных исключительно из украинской сельхозпродукции, и остальные до 2025 года еще действовать не будут!
До этой же даты не будут действовать и основные требования о хранении, ввозе-вывозе алко-напитков (а именно — ст. 17 и 18 Закона № 3817), здесь тоже ориентир пока на старые нормы.
А вот ст. 16 «Основные требования к оптовой и розничной торговле алкогольными напитками» Закона № 3817 заработали уже с 27.07.2024! В то же время применение ряда норм этой статьи — под вопросом, поскольку там упоминаются, в частности, виды лицензий, которые начнут выдавать лишь с 2025 года.
Давальческое. Условия производства спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола и алкогольных напитков на давальческих условиях остались такими же (см. ст. 7 Закона № 3817).
Через интернет? Обратим внимание на ч. 7 ст. 16, где указано, что розничная торговля алко-напитками (кроме столовых вин), а для малых производителей винодельной продукции — алко-напитками без добавления спирта (вин виноградных, плодово-ягодных, напитков медовых), в том числе через сеть Интернет (!), может осуществляться субъектами хозяйствования, в том числе их производителями, при наличии у них лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками.
Здесь отметим, что п. 10 ч. 2 ст. 71 Закона № 3817 запрещает продажу пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, табачных изделий, электронных сигарет и ЖЭС*, устройств для потребления табачных изделий без их сгорания путем электронной торговли (с использованием средств дистанционной связи), кроме случаев, предусмотренных ч. 9 этой статьи. В упомянутой ч. 9 ст. 71 выдвинуты три условия для осуществления такой торговли. В то же время обе этих нормы и п. 10 ч. 2, и ч. 9 ст. 71 вступают в силу через 18 месяцев (!) со дня вступления в силу Закона № 3817. Однако уже через шесть месяцев налоговики должны создать и вести реестр адресов веб-сайтов продавцов упомянутых товаров через интернет — см. п. 7 разд. ХІІ «Заключительные положения» Закона № 3817.
* Жидкости, которые используются в электронных сигаретах.
Поэтому
мы считаем, до вступления этих норм в силу можно продолжать торговать в розницу алко-напитками, табачными изделиями и ЖЭС через интернет, но — с соблюдением установленных ограничений и, в частности, — требований к «месту розничной торговли»
Новый термин «место розничной торговли» см. в п. 51 ч. 1 ст. 1 Закона № 3817, где кроме наличия РРО/ПРРО, для торговли алко-напитками (кроме сидра, перри и пива) есть то же требование о торговой площади не менее 20 кв. м!
Пиво. Обращаем внимание, что в п. 43 ч. 1 ст. 1 Закона № 3817 появился термин «малое производство пива» (новая прослойка пивопроизводителей). Это — хозсубъект, осуществляющий по полному технологическому циклу производство пива в объеме, который не превышает 10000 гектолитров за календарный год и соблюдает другие требования (подробнее — см. в самом термине, а также в ст. 11 «Требования к материально-технической базе малого производства пива»).
Как это будет работать в этом году, пока не понятно, ведь низкий размер платы за лицензию предусмотрен в Законе № 481 для производителей пива с объемом производства только до 3000 гектолитров в год...
Кстати, пока будут действовать старые термины «пиво» и «пиво безалкогольное» из Закона № 481 (см. абзац второй ч. 1 разд. ХІІ «Заключительные положения» Закона № 3817), хотя новые эти термины практически такие же, как старые...
Тара. Что касается тары для алко-напитков, то новые «тарные» нормы от старых не слишком отличаются. Разве что в новом Законе убрали кучу конкретных объемов тары, которые приведены в ст. 11 Закона № 481 и которые надо было соблюдать, а это несколько ограничивало хозсубъектам «разливные» возможности...
Но относительно разлива винодельной продукции и сброженных напитков добавили еще возможность разлива, кроме такой «емкой» тары типа «Tetra-Pak» и «Bag in box», еще и — в ПЭТ-кеги.
В то же время в полимерные бутылки марки ПЭТ(Ф), как и раньше, разрешено разливать только сброженные напитки, полученные исключительно в результате естественного (натурального) брожения фруктовых, ягодных и фруктово-ягодных соков, с содержанием спирта не больше 8,5 % об. (без добавления спирта). То есть разлив винодельной продукции теперь в емкие ПЭТ-кеги допускается, а в ПЭТ-бутылки, похоже, как и раньше, — нет...* Конечно, это достаточно фискальный подход. В то же время неопределенность терминов «ПЭТ-кег» и «ПЭТ(Ф) — бутылка» (в частности по их объемам) несколько развязывает «виноразливальщикам» руки... Но имейте этот момент в виду, потому что штраф за «не ту» тару остался достаточно большой (см. в конце статьи).
* См. на эту тему также наш комментарий: «Продажа алкоголя на разлив на вынос — да! А если в ПЭТ-таре?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 56 (ср. ).
Форма расчетов за опт (запрет наличности). Статья 19 Закона № 3817 устанавливает, что
хозсубъекты при осуществлении оптовой торговли спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, биоэтанолом, алко-напитками обязаны проводить расчеты по таким операциям исключительно в безналичной форме
в том числе в случаях, если расчеты проводятся с другим лицом после замены стороны в обязательстве или при выполнении обязанностей должника третьим лицом.
В то же время не считается нарушением этих требований непроведение расчетов в связи с прекращением обязательства по основаниям, предусмотренным законом или договором между хозсубъектами. То есть зачеты допускаются, а расчет за опт наличностью — нет!
Неограничение времени продажи алко-напитков. Законом № 3817 (см. п. 29 разд. ХІІІ «Переходные положения») фактически отменено право местных органов власти устанавливать ограничение времени реализации слабоалкогольных и алкогольных напитков (кроме ограничений на время комендантского часа). КМУ поручено разработать для местных органов новый порядок установления таких ограничений.
Табачное и ЖЭС
Учитывая, что табачных и ЖЭС-производителей не слишком много, мы не будем сильно углубляться в ряд серьезных изменений, которые касаются производства этих товаров и операций с табачным сырьем.
Требования производителям. Требования о производстве табачных изделий и ЖЭС также предусматривают наличие полного технологического цикла производства.
На предприятиях, на которых осуществляется производство табачных изделий и/или ферментация табачного сырья, а также в местах их хранения, которые расположены вне места осуществления деятельности по производству табачных изделий и/или ферментации табачного сырья, должна быть установлена и непрерывно функционировать круглосуточная система видеонаблюдения!
ГНС-посты. На предприятиях, на которых осуществляется производство табачных изделий и/или ферментация табачного сырья, устанавливаются контрольные посты налоговиков, которые будут осуществлять постоянный контроль за производством табачных изделий и целевым использованием табачного сырья.
Подробнее обо всех этих «радостях» см. в ст. 20 Закона № 3817.
Основные требования к торговле. Статьи 21 и 24 Закона № 3817, в которых устанавливаются основные требования (соответственно) в отношении хранения и ввоза/вывоза табачного сырья, табачных изделий и ЖЭС, начнут применяться с 1 января 2025 года.
А вот основные требования к оптовой и розничной торговле (ст. 22 и 23 соответственно) с 27.07.2024 уже вступили в силу, поэтому обратите внимание на эти нормы. Особенно на ч. 2 ст. 23, которой
запрещается розничная торговля на территории Украины табачным сырьем, сырьем для ЖЭС и/или никотином (токсичным алкалоидом, экстрагированным из табака или полученным путем химического синтеза, который отвечает товарной позиции 2939 согласно УКТ ВЭД) отдельно или в наборах
Нормы об МРЦ (максимальной розничной цене) для табачных изделий и ЖЭС практически не изменились.
Давальческое. Производство табачных изделий и ЖЭС из давальческого сырья в Украине и вывоз за пределы таможенной территории Украины давальческого сырья для производства табачных изделий и ЖЭС запрещаются.
Форма расчетов за опт (запрет наличности). Статьей 25 Закона № 3817 для расчетов при оптовой торговле табачным сырьем, табачными изделиями, ЖЭС установлены те же требования, что и в отношении торговли спиртом и алко-напитками: то есть только безналично! И так же не считается нарушением этих требований непроведения расчетов в связи с прекращением обязательства по основаниям, предусмотренным законом или договором между хозсубъектами.
Горючее
Термины. В отношении горючего изменений тоже немало. В новом Законе «подрихтован» целый ряд горючих терминов!
«Производство горючего». Теперь определенно широко: как деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа, других видов сырья, в том числе неископаемого биологически возобновляемого сырья органического происхождения (биомассы), в результате которого получается горючее и другие продукты переработки, а также деятельность по смешиванию (!) горючего (кроме сжиженного газа) и добавок (присадок) в объеме свыше 1 процента общего объема горючего.
«Хранение горючего». Тоже изменен. Теперь это: «предоставление услуг и/или деятельность, связанная с осуществлением операций приема, погрузки, выгрузки, размещения и/или выдачи горючего (собственного или полученного от других лиц)» (следовательно: изменение/неизменение физ-, химхарактеристик горючего из термина убрали, но добавили перечень упомянутых операций).
«Пострадали» также и термины «место производства горючего» и «место хранения горючего», а также «место оптовой торговли горючим» и «место розничной торговли горючим». Теперь эти «места» определены как — «объект недвижимого имущества, отличающийся от земельного участка, или единый (целостный) имущественный комплекс», на территории которых осуществляются соответствующие операции.
«Место оптовой торговли горючим». Этот обновленный термин, кроме собственно оптовой торговли, теперь упоминает также операции приема, хранения горючего, смешивания горючего или смешивания горючего и добавок (присадок) к горючему.
«Место розничной торговли горючим». Теперь этот термин, кроме упомянутых «объекта» или «комплекса», также содержит в себе и такие «розничные» места, как: нефтеналивной несамоходный морской/речной бункеровщик; специализированное транспортное средство для перевозки баллонов со сжиженным углеводородным газом, из которого осуществляется розничная торговля сжиженным углеводородным газом в баллонах для бытовых нужд населения и других потребителей.
Место оптовой или розничной торговли горючим считается и «местом хранения горючего», если хранение горючего осуществляется по такому месту.
«Место хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки». Это — абсолютно новый термин, к которому стоит внимательно поприсмотреться тем хозсубъектам, которые хранят горючее именно для таких нужд. Он определен как:
«место (территория), на котором расположены сооружения и/или оборудование, и/или резервуары, емкости, и/или тара (кроме потребительской тары, тары потребителя и возвратной тары (газовые баллоны) каждая объемом до 60 литров включительно), которые принадлежат субъекту хозяйствования на праве собственности или пользования и предназначены для хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки таким субъектом хозяйствования»
Похоже, теперь должны отпасть проблемы с лицензированием мест хранения горючего в канистрах, т. п. таре объемом от 5 до 60 литров!
Правда, несколько огорчает очень узкое определение термина «потребительская тара»* (см. п. 83 ч. 1 ст. 1 Закона № 3817), но в этом новом термине упоминается и «тара потребителя», а что это за тара, в Законе не определено, а потребителем должен считаться и сам хранитель горючего...
* «Потребительская тара — тара для товара (продукции), стоимость которой является составляющей частью стоимости такого товара (продукции) для конечного потребителя».
Производство горючего. В ст. 26 Закона № 3817 изложены основные требования к производству горючего. Особенно советуем обратить внимание на ч. 3 настоящей статьи, где речь идет о «смешивании», которое теперь упоминается в термине «производство горючего». Ведь там разъяснено, что не считается производством горючего смешивание горючего, которое классифицируется по разным кодам согласно УКТ ВЭД, в результате которого получается горючее, которое относится к одному из кодов УКТ ВЭД горючего, которое смешивалось, смешивание сжиженного газа, определенного в п.п. 230.1.3 НКУ, а также смешивание горючего (кроме сжиженного газа) и добавок (присадок) к горючему в объеме до 1 процента включительно! Такое смешивание горючего может осуществляться в местах хранения горючего (в том числе в местах хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки), местах оптовой и/или розничной торговли горючим субъектов хозяйствования, которые получили соответствующие лицензии.
Хранение горючего. Требования к хранению горючего изложены в ст. 28 Закона № 3817.
Как и раньше, не будет нужна лицензия на хранение горючего в местах производства горючего или местах оптовой торговли горючим или местах розничной торговли горючим, на которые получена соответствующая лицензия.
В ч. 5 ст. 28, как отголосок нового термина, указано, что хозсубъекты осуществляют хранение горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки в потребительской таре каждая объемом до 60 литров включительно без получения лицензии! Несколько огорчает, что здесь не упомянута и «тара потребителя», как в самом термине (см. выше), но повторим: считаем, что надуманная фискалами «канистрово-хранительная» проблема все-таки решена...
В ч. 6 ст. 28 содержится запрет на хранение и/или реализацию (использование) горючего, получение которого не подтверждено соответствующими первичными документами или ТД (для импортеров)!
В ч. 7 ст. 28 к субъектам, которые имеют упрощенную лицензию на хранение, выдвинуто требование в день начала проверки вопросов соблюдения требований Закона № 3817 предоставить налоговикам, которые проводят проверку, информацию об адресах или кадастровых номерах всех земельных участков, на которых размещены емкости для хранения горючего, их количестве и вместимости, а также предоставить таким должностным лицам возможность осмотра таких емкостей!
О проблеме с хранением горючего в бензовозах отметим, что пока трудно ответить: позволит ли решить либерально эту проблему новая формулировка термина «место хранения горючего», а также новый термин «место хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки»? Но считаем, что нефискальных аргументов теперь стало больше и предпосылки для либерального решения есть. Ожидаем по этой проблеме нормальных разъяснений от ГНСУ...
«Генераторное». Послабление в отношении хранения горючего для генераторов без лицензии (но если больше 2000 л на объекте — с представлением декларации) продолжит действовать без изменений. Эти нормы были практически дословно перенесены из ст. 18 Закона № 481 в п. 24 разд. ХІІІ «Переходные положения» Закона № 3817.
Торговля горючим. Основные требования к оптовой и розничной торговле горючим изложены в ст. 29 Закона № 3817.
Из интересного можно отметить, что в ч. 6 ст. 29 теперь четко определено, что
оптовая торговля горючим при отсутствии мест осуществляется:
— с места / в месте хранения горючего, оптовой торговли горючим, в котором лицензиат осуществляет приобретение и/или получает услуги по хранению горючего, при условии что отпуск горючего осуществляется хозсубъектом, который получил соответственно лицензию на право хранения горючего, на право оптовой торговли горючим в таком месте;
— в транспортном средстве, на котором перемещается и/или в котором хранится горючее
Как и раньше, лицензии не нужны для осуществления оптовой или розничной торговли горючим исключительно в потребительской таре объемом до 5 литров включительно.
В то же время ч. 7 ст. 29 запрещает розничную торговлю горючим (кроме реализации горючего в потребительской таре объемом до 5 литров включительно!) в других местах, чем: АЗС/АГЗС/АГЗП/бункеровщики газонаполнительных станций / газонаполнительных пунктов / промежуточные склады баллонов со сжиженным углеводородным газом / специализированные магазины по продаже газа (кроме розничной торговли сжиженным углеводородным газом в баллонах для бытовых нужд населения и других потребителей из специализированных транспортных средств для перевозки газбаллонов)!
А специальная ч. 8 ст. 29, которая устанавливает особенности осуществления розничной торговли сжиженным углеводородным газом в баллонах (и, в частности, обязательность применения его продавцами РРО), начнет применяться только с 2025 года.
Ввоз/вывоз. Отметим, что ст. 30 Закона № 3817, которой устанавливаются требования к операциям по ввозу в Украину / вывозу за пределы Украины горючего, заработает с 01.01.2025. А до нового года эти вопросы так же будет регулировать Закон № 481.
Требования к расчетам. Требования к расчетам при оптовой торговле горючим (см. ст. 32 Закона № 3817) такие же, как для алко- и табачного опта: исключительно в безналичной форме (даже когда будет платить третье лицо). Но законные зачеты нарушением этих требований не считаются.
Выводы
- 18 статей Закона № 481 заменят 73 статьи Закона № 3817, но при этом положения Закона № 481 еще будут действовать до 1 января 2025 года в части, которая не противоречит тем нормам Закона № 3817, которые стали действовать в 2024 году.
- Требования для производства спирта этилового и биоэтанола: круглосуточное видеонаблюдение и контрольно-пропускная система, полный технологический цикл, установка на каждом месте получения и отпуска расходомеров, опломбирование мест доступа к спирту и биоэтанолу и т. п. Розничная торговля этими товарами запрещена.
- Новинка — «малое производство пива». Это — хозсубъект, осуществляющий по полному технологическому циклу производство пива в объеме, который не превышает 10000 гектолитров за календарный год, и соблюдающий еще ряд требований.
- Условия для торговля в розницу алко-напитками, табачными изделиями и ЖЭС через интернет пока не изменились (наличие РРО/ПРРО, розничной лицензии, места торговли). Но впоследствии требования станут жестче, а пока фискалы за полгода должны сформировать реестр адресов веб-сайтов продавцов упомянутых товаров через интернет.
- Отменено право местных органов власти устанавливать ограничение времени реализации слабоалкогольных и алкогольных напитков (кроме ограничений на время комендантского часа).
- На производствах табачных изделий и/или ферментации табачного сырья и в отдельных местах их хранения должна быть круглосуточная система видеонаблюдения! На таких предприятиях устанавливаются контрольные посты налоговиков.
- Запрещается розничная торговля на территории Украины табачным сырьем, сырьем для ЖЭС и/или никотином.
- Существенно изменены почти все «горючие» термины (в отношении производства, торговли, хранения)!
- В термине «производство горючего» теперь есть и «смешивание». Не считается производством смешивание горючего с разными кодами УКТ ВЭД, в результате которого получается горючее, которое относится к одному из кодов УКТ ВЭД горючего, которое смешивалось, смешивание сжиженного газа, определенного в п.п. 230.1.3 НКУ, а также смешивание горючего (кроме сжиженного газа) и добавок (присадок) к горючему в объеме до 1 процента включительно!
- Установлено, что оптовая торговля горючим при отсутствии мест может осуществляться из «чужого»: места / в месте хранения горючего, оптовой торговли горючим, а также — в транспортном средстве, на котором перемещается и/или в котором хранится горючее.
- Запрещена розничная торговля горючим (кроме реализации в потребительской таре до 5 л) в других местах, чем: АЗС/АГЗС/АГЗП/ГНС/ГНП, за исключением розничной торговли газом в баллонах для бытовых нужд из спецтранспорта для перевозки газбаллонов.
- Хранение горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки в потребительской таре каждая объемом до 60 литров включительно допускается без получения лицензии!
- При осуществлении оптовой торговли спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, биоэтанолом, алко-напитками, табачными изделиями ЖЭС и горючим расчеты по таким операциям должны осуществляться исключительно в безналичной форме! Но законные зачеты тоже допускаются.