Темы статей
Выбрать темы

Новые «алко-табачные» отчеты № 1-ВП и № 1-ОП — с 1 октября?

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Приказ Минфина от 18.06.2024 № 296 (с учетом изменений, внесенных приказом Минфина от 11.07.2024 № 339)

Вывод документа

Утверждены новые «алко-табачные» отчеты по формам № 1-ВП и № 1-ОП, а также Порядки их заполнения, но они ссылаются еще на Закон № 481. Данные документы должны применяться с 1 октября этого года, однако есть пакет вопросов

Эти новые формы отчетности № 1-ВП и № 1-ОП и Порядки их заполнения Минфин готовил еще под Закон № 481 на замену действующих устаревших форм (№ 1-РС, 2-РС, 3-РС и 1-ОА и 1-ОТ), утвержденных приказам Минфина от 11.02.2016 № 49. Поэтому, к сожалению, и в приказе от 18.06.2024 № 296, и в утвержденных им Порядках заполнения этих отчетов идут ссылки на уже не действующую ст. 16 Закона № 481...

Ведь с 27 июля этого года применяются нормы ст. 72 Закона № 3817 и вопросы «спирто-алко-табачной» отчетности уже должны регулироваться именно ею!

Минфин уже успел приказом от 11.07.2024 № 339 внести в приказ № 296 и в эти новые формы мелкие косметические правки. Однако он еще так и не «перепрофилировал» их под нормы Закона № 3817, хотя согласно приказу № 296 и эти новые формы, и Порядки должны применяться с 1 октября этого года (см. ниже). Дальше мы исходим из того, что эти новые формы отчетности таки будут применяться, и наверное Минфин до 1 октября внесет очередные изменения в приказ № 296 и подчинит его нормам Закона № 3817.

И напоминаем, что

согласно ч. 1 разд. XIII «Переходные положения» Закона № 3817 нормативно-правовые акты, которые касаются производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, ЖЭС и горючего, действуют в части, которая не противоречит данному Закону

А теперь перейдем к формам.

1-ВП. Новая форма № 1-ВП «Отчет об объемах производства и обращения (в том числе импорта и экспорта) спирта (в том числе биоэтанола), спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах»*, сделана универсальной. Она фактически объединила в себе три старых формы отчетов: по № 1-РС «Отчет об объемах производства и реализации спирта», № 2-РС «Отчет об объемах производства и реализации алкогольных напитков» и № 3-РС «Отчет об объемах производства и реализации табачных изделий». Теперь и для спирта, и для алкоголя, и для табачных с ЖЭС будет единая форма.

* Аналогичный отчет для производителей в Законе № 3817 (см. ч. 3 ст. 72) имеет почти такое же название, но в ней еще упомянутые «остатки» (Отчет об остатках и объемах производства и обращения...). Кстати, в форме № 1-ВП приводятся и остатки товаров/продукции. Поэтому считаем, что она не противоречит и новым требованиям...

Форму № 1-ВП (и по Порядку ее заполнения, и по Закону № 3817) должны подавать производители, то есть хозсубъекты, получившие лицензии на производство спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алко-напитков, табачных изделий, ЖЭС, которые осуществляют производство и/или ввоз в Украину, вывоз из Украины указанных товаров (продукции).

Кроме того, Порядком заполнения формы № 1-ВП... определено, что эту форму подают также:

малые производства дистиллятов, которые имеют лицензию на производство спиртовых дистиллятов, лицензию на производство алкогольных напитков и лицензию на оптовую и розничную торговлю алкогольными напитками;

малые производства винодельной продукции, которые получили лицензии на производство и оптовую торговлю алкогольными напитками без добавления спирта (винами виноградными, винами плодово-ягодными, напитками медовыми).

Напоминаем, что по Закону № 3817 (см. соответственно в ч. 4 и 5 ст. 72) эти малые производства должны подавать в ГНС только годовой отчет по этой форме1-ВП: раз в году — не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным годом!

В то же время напомним, что Закон № 481, на который «анахронически» ссылается Порядок заполнения формы № 1-ВП.., предусматривал подачу отчета малыми производствами дистиллятов раз в квартал! Однако, считаем, здесь должна применяться действующая норма Закона № 3817, и «малые дистилляторы» тоже должны отчитываться только за год.

Кстати, свой годовой отчет в такой же срок должны подавать и малые производства пива. Но о них, конечно, еще не упомянули (потому что такие производства новые — появились только в Законе № 3817), однако до конца года наверное в Порядок внесут соответствующие изменения и подачу отчетности именно по форме № 1-ВП пропишут и для «малых пивоваров»...

1-ОП. Новая форма № 1-ОП «Отчет об объемах обращения (в том числе импорта и экспорта) спирта (в том числе биоэтанола), спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах»*. Эта форма объединила и заменяет две старых формы: № 1-ОА «Отчет об объемах приобретения и реализации алкогольных напитков в оптовой сети» и № 1-ОТ «Отчет об объемах приобретения и реализации табачных изделий в оптовой сети».

* Аналогичный отчет для оптовиков в Законе № 3817 (см. ч. 3 ст. 72) имеет почти такое же название, и в нем тоже упоминаются еще и «остатки» (Отчет об остатках и объемах обращения...). Но в форме № 1-ОП остатки тоже приводятся...

Согласно Порядку заполнения формы № 1-ОП... этот отчет должны подавать хозсубъекты, которые получили лицензии на оптовую торговлю спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, биоэтанолом, алко-напитками, табачными изделиями, табачным сырьем, табаком, промышленными заменителями табака, ЖЭС и осуществляют такую деятельность и/или экспорт, импорт указанной продукции, кроме производителей указанной продукции/товара.

И производство, и опт. Законом № 3817 установлено, что лицензиаты, которые имеют одновременно лицензии на право производства и на право оптовой торговли спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, алкогольными напитками, табачными изделиями, ЖЭС, подают только отчеты, предусмотренные для производителей таких товаров (продукции). То есть — только отчет по форме № 1-ВП. Хотя в Порядках заполнения этих новых форм такого и не прописано, норма Закона здесь доминирует.

Отчетность за сентябрь и в дальнейшем. Приказ № 296 вступает в силу «с первого числа второго месяца, следующего за месяцем его официального опубликования», то есть с 1 октября с. г. (потому что опубликован в «Официальном вестнике» за 2 августа). Таким образом,

первые отчеты по формам № 1-ВП и № 1-ОП хозсубъекты должны подавать начиная с отчетного месяца сентября этого года в срок не позже 10 октября

Часть 3 ст. 72 Закона № 3817 устанавливает, что эта отчетность должна подаваться в ГНС ежемесячно, не позже (!) 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Старый срок подачи этой отчетности по ст. 16 Закона № 481 был «до 10-го числа», то есть не позже 9-го! Именно на эту старую норму и ссылаются новые Порядки. Однако поскольку эта норма уже не работает, то эта новая «алко-табачная» отчетность должна подаваться именно по срокам, установленным Законом № 3817. То есть теперь добавилось еще и 10-те число как последний день для подачи отчетности!

Отчетность за июль и август. Следовательно, получается, что за июль и август этого года еще должны подаваться старые формы (№ 1-РС, 2-РС, 3-РС и № 1-ОА, 1-ОТ). Ведь приказ Минфина от 11.02.2016 № 49, которым утверждены старые формы, до 1 октября еще продолжает действовать.

Однако он тоже должен применяться в части, которая не противоречит Закону № 3817. Потому о предельном сроке подачи этих старых форм здесь есть вопрос. Отталкиваясь от того, что нормы Закона № 3817 в отношении отчетности действуют с 27 июля с. г., можно утверждать, что и старые формы за июль и август должны подаваться уже по новому сроку — «не позже 10-го числа». Однако, похоже, фискалы так не считают, потому что в их календаре в отношении подачи этой отчетности последним днем все еще фигурирует 9-те число...

Поэтому считаем, осторожнее за июль и август подавать эти старые формы по старому сроку — не позже 9-го числа*... Кстати, подача старых форм в некоторой степени противоречит ст. 72 Закона № 3817, которая упоминает несколько иные формы отчетности. Формально можно было бы за июль и август вообще не отчитываться, пока не утвердят формы, которые прямо предусмотрены Законом № 3817. Однако мы бы вам этого тоже не советовали, потому что наверняка фискалы будут настаивать на легитимности старых форм отчетности (считая, что здесь противоречия с Законом нет). Но если вами по каким-то причинам «алко-табачная» отчетность по старым формам будет не подана, подана несвоевременно или с недостоверными сведениями, то это — неплохой аргумент отбиться от штрафов (см. ниже).

* Однако если вы все-таки на день опоздали, то стойте на том, что старый срок противоречит Закону № 3817.

Ожидаем, когда же об этом наконец выскажется Минфин или хотя бы ГНСУ...

Дополнительные новые отчеты. Напомним также, что Закон № 3817 еще предусматривает подачу в ГНС ежемесячно, не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, еще двух таких отчетов:

— Отчет об остатках и объемах приобретения и использования табачного сырья (должен подаваться производителями табачных изделий, ЖЭС, которые осуществляют производство и/или ввоз в Украину, вывоз из Украины указанных товаров (продукции)) и

— Отчет об объеме (весе) приобретенного неферментированного табачного сырья, объеме (весе) произведенного ферментированного табачного сырья, объеме (весе) реализованного ферментированного сырья, объеме (весе) остатков неферментированного и ферментированного табачного сырья на конец отчетного периода (должен подаваться хозсубъектами, которые осуществляют ферментацию табачного сырья).

Однако форм этих отчетов нет и до сих пор, поэтому и подавать нечего...

Кроме того, Законом № 3817 также установлена обязанность подачи хозсубъектами, которые получили лицензию на право выращивания табака, нового Отчета об остатках и объемах выращивания табака и реализации табачного сырья, посевной площади (раз в году — не позже 1 февраля года, следующего за отчетным). Однако поскольку такие лицензии станут выдавать только с 2025 года, то за 2024 год этот отчет еще не должен подаваться...

Новые штрафы! С 27 июля за нарушение норм Закона № 3817 и еще действующих норм Закона № 481 должны применяться именно штрафы, предусмотренные в ч. 2 ст. 73 Закона № 3817**. В п.п. 30 ч. 2 этой статьи установлен

штраф за неподачу в ГНС или несвоевременную подачу отчетов наподобие 1-ВП и 1-ОП, или подачу таких отчетов с недостоверными сведениями — 3 размера МЗП, установленной законом на 1 января отчетного года.

То есть в 2024 году этот штраф должен составлять 21300 грн (раньше он составлял 17000 грн)

** Штрафы, установленные ст. 17 Закона № 481, применяются только в случаях, установленных п. 6 разд. ХІІІ «Переходные положения» Закона № 3817.

А вот штрафы за аналогичные нарушения для малых производств (дистиллятов, вин и пива) составляют всего 0,2 МЗП... (пп. 31, 32 и 33 ч. 2 ст. 73 Закона № 3817).

Однако порядок применения этих новых санкций пока не утвержден, потому легитимность штрафования за упомянутые «отчетные» нарушения — пока под вопросом...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше