Темы статей
Выбрать темы

Законопроект об увеличении налогов: появилась обновленная редакция

Казанова Марина, налоговый эксперт
Продолжаем следить за законопроектом № 11416*, которым планируются достаточно фискальные изменения в НКУ, в частности в отношении военного сбора. Появилась обновленная версия этого проекта (№ 11416-д). Предусматривает ли она хотя бы какие-то «смягчения» по сравнению с тем, что мы видели в начале* (см. статью «Проект об увеличении налогов: военный сбор «с оборота», минбаза НДФЛ с зарплаты и т. п.» // «Налоги & бухучет», 2024, № 60)? Давайте посмотрим.

* Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогообложения в период действия военного положения».

Сразу отметим: по сравнению с первой версией законопроекта, из обновленной редакции ряд фискальных норм все же убрали. Например, исключена норма, которая предусматривала уплату военного сбора «с оборота» (1 %) предприятиями на общей системе налогообложения. Но обо всем по порядку.

При этом подчеркиваем, что

на сегодняшний день никакого Закона еще нет. Поэтому это лишь возможные изменения, которые еще в процессе могут дорабатываться

Военный сбор

Что осталось неизменным, так это

повышение ставки ВС с доходов физлиц и предпринимательской прибыли ФЛП на общей системе налогообложения с 1,5 до 5 %. То есть там, где сейчас 1,5 %, планируется, что будет 5 %

Также не отказались и от замысла ввести дополнительный военный сбор для плательщиков единого налога групп 1 — 3. Так,

— для ФЛП-ЕН групп 1 и 2 — предусмотрены ежемесячные авансовые взносы по военному сбору (аналогично ежемесячным авансовым взносам по единому налогу) — в размере 10 % минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года. То есть в 2024 году — это 710 грн ежемесячно;

— для единоналожников группы 3 (как ФЛП, так и юрлиц) объектом налогообложения для уплаты военного сбора станет доход, который облагается единым налогом. Ставка ВС — 1 % от такого дохода.

Для юрлиц на общей системе налогообложения введение военного сбора «с оборота» — не предусмотрено

Также, по сравнению с предыдущей версией законопроекта, ИСКЛЮЧЕНЫ нормы, которые предусматривали уплату военного сбора:

— СХ, которые занимаются продажей ювелирных изделий (30 % с доходов от продажи — исключено);

— с услуг мобильной связи (5 % — исключено);

— плательщиками ЕН группы 4 с доходов от осуществления хозяйственной деятельности (1 % — исключено);

— приобретение легковых автомобилей, подлежащих первой регистрации в Украине (15 % ВС от стоимости автомобиля — исключено);

— приобретение банковских металлов (5 % стоимости банковских металлов — исключено);

— по продаже/обмену физлицом недвижимости (изменения, которые предусматривали уплату 5 % ВС независимо от периода пребывания имущества в собственности и от того, первая ли это продажа в отчетном году, — исключены).

То есть фактически плательщиками ВС будут, как и сейчас, физлица (включая ФЛП на общей системе налогообложения), но по повышенной ставке, и добавляются плательщики единого налога групп 1 — 3 (как юрлица, так и ФЛП).

Плательщики

Планируемая ставка военного сбора

Обычные физлица (не ФЛП)

5 % (сейчас 1,5 %)

ФЛП — общая система

5 % от суммы чистого дохода (сейчас 1,5 %)

ФЛП-ЕН групп 1 — 2

10 % от МЗП, установленной по состоянию на 01.01 отчетного года (в 2024 году — это 710 грн ежемесячно). Авансовая уплата (аналогично уплате авансовых взносов по единому налогу)

Плательщики ЕН группы 3 (ФЛП и ЮЛ)

1 % от ЕН-доходов, то есть «с оборота» (всех поступлений, которые являются доходом в понимании ст. 292 НКУ)

ЮЛ на общей системе налогообложения

Уплата военного сбора «с оборота» не предусмотрена

Скорее всего, это заработает с октября.

Отчетность по НДФЛ и ЕСВ — ежемесячная

Здесь есть изменения, которых не было в первой версии законопроекта. Планируется

установить ежемесячную (а не ежеквартальную, как сейчас) подачу отчетности по НДФЛ и ЕСВ

То есть работодатели будут подавать объединенную отчетность по НДФЛ и ЕСВ ежемесячно.

НДС

Повышение ставки НДС не предусмотрено. Вы помните, что обсуждалось предложение увеличить ставку НДС в обмен на невведение 1 % налога с оборота. Но, к счастью, пока что в тексте проекта об увеличении ставки НДС речь не идет (хотя, как мы говорили, отказались от нормы, которая предусматривала уплату военного сбора «с оборота» предприятиями на общей системе налогообложения).

По сравнению с первым вариантом законопроекта, исчезли нормы, которыми планировалось сделать налогооблагаемым ввоз товаров стоимостью до 150 евро. Также в обновленную редакцию не попали нормы, которые предусматривали изменения в налогообложении международных отправлений (посылок).

Акцизный налог со сладких напитков

Нормы о введении акцизного налога на воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или ароматических веществ, — исключены. Поэтому пока что о дополнительном налогообложении сладких напитков речь не идет.

Авансовый взнос и розничная торговля горючим

Как и предполагалось первой версией законопроекта, планируется установить ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль для плательщиков, осуществляющих деятельность по розничной торговле горючим. Однако, по сравнению с первой версией, несколько изменен размер аванса. Сейчас планируется такой размер авансового взноса:

1) для места розничной торговли горючим, по адресу которого не осуществляется деятельность по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями:

60 тыс. грн за каждое место, на котором осуществляется реализация одного или нескольких видов горючего, — бензинов моторных, тяжелых дистиллятов, сжиженного газа (кроме случая, когда осуществляется реализация исключительно сжиженного газа);

30 тыс. грн за каждое место, на котором осуществляется реализация исключительно сжиженного газа;

2) для места розничной торговли горючим, по адресу которого осуществляется деятельность по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями:

а) 80 тыс. грн за каждое место, на котором осуществляется реализация одного или нескольких видов горючего, — бензинов моторных, тяжелых дистиллятов, сжиженного газа;

б) 40 тыс. грн за каждое место, на котором осуществляется реализация исключительно сжиженного газа.

Если сумма авансового взноса превышает налог на прибыль, то сумма превышения не возвращается и не переносится на следующие периоды.

Это тоже должно заработать с 1 октября 2024 года.

Налог на прибыль банков и небанковских финансовых учреждений

Здесь есть изменения:

1) в отношении базовой ставки налога на прибыль. Базовая ставка налога на прибыль в размере 25 % будет теперь не только для банков, но и для небанковских финансовых учреждений (кроме страховщиков). В планах ввести это со следующего года;

2) планируется установить переходную норму, предусматривающую ставку налога на прибыль за 2024 год:

— для банков — в размере 50 %;

— для небанковских финучреждений (кроме страховщиков) — 25 %.

Присутствие налоговиков во время инвентаризации

Фискальная норма, предусматривавшая обязательное присутствие налоговиков во время инвентаризации, которая проводится по запросу налоговиков, исключена из законопроекта. То есть остаются те нормы, которые действуют сейчас.

Напомним, что сейчас фактически плательщик обязан по требованию налоговиков лишь провести инвентаризацию и предоставить ее результаты проверяющим (исключение — проверки на акцизных складах в соответствии с п.п. «г» п. 230.12 НКУ).

На этом все! Продолжаем следить за законопроектом.

Выводы

  • Из обновленного варианта законопроекта исключен ряд фискальных норм. В частности, исключены нормы, которые предусматривали уплату ВС с оборота (1 %) предприятиями на общей системе налогообложения.
  • Также новая редакция законопроекта не содержит норм об уплате ВС с услуг мобильной связи, продажи ювелирных изделий, первой регистрации транспортных средств.
  • Остались нормы о повышении военного сбора с доходов физлиц и предпринимательского дохода ФЛП на общей системе с 1,5 % до 5 %. Также вводится уплата ВС для плательщиков ЕН (фиксированная для ФЛП-ЕН групп 1 — 2 и 1 % от ЕН-дохода для плательщиков ЕН группы 3).
  • Повышение ставки НДС не предусмотрено.
  • Планируется ввести уплату авансового взноса по налогу на прибыль для розничной торговли горючим. Но, по сравнению с первой версией законопроекта, изменен его размер.
  • Исключены нормы по уплате акцизного налога со сладких напитков, которые предусматривались в первой версии законопроекта.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше