Вывод документа
С 1 сентября и в дальнейшем ежегодно (четыре года подряд) постепенно будут увеличиваться ставки акциза на все виды горючего, чтобы довести их до 2028 года к минимальным, установленным Директивой ЕС.
На момент написания комментария Закон № 3878 еще находится на подписи у Президента, хотя большинство норм Закона должно вступить в силу уже с 1 сентября этого года. Надеемся, что успеют в срок. И хотя бывает разное, однако заблаговременно проинформируем читателей, какие дежурные «веселые» изменения нас ожидают.
Ставки акциза на горючее — к ЕС-уровню! Итак, ставки акциза на горючее увеличиваются. В п.п. 215.3.4 НКУ теперь будут фигурировать размеры ставок на виды горючего, которые якобы должны отвечать минимальному уровню ставок, предусмотренных для таких видов горючего Директивой № 2003/96/ЕС. Отвечают ли все эти ставки Директиве, увидите дальше.
В частности, на основные виды горючего Законом № 3878 установлены такие ставки акциза: на бензины — 359 евро за 1000 литров, на дизельное топливо — 330 евро за 1000 литров, на сжиженный газ — 250 евро за 1000 литров. Но эти сверхвысокие ставки начнут применяться лишь с 01.01.2028!
А чтобы узнать, какие ставки акциза будут действовать начиная с 01.09.2024 и в конкретном следующем, до 2028-го, году, надо заглядывать в новый п. 48 подразд. 5 разд. ХХ НКУ.
Итак, именно в нормах этого п. 48 подразд. 5 разд. ХХ НКУ установлены переходные ставки акциза на горючее для ежегодного их увеличения с 01.09.2024 по 31.12.2027 включительно (четыре года подряд). Для справки приведем лишь ставки, которые должны применяться с 01.09.2024 (и с 01.01.2025), а также посмотрим на прирост в процентах первого увеличения.
Основной вид горючего | Ставки акциза*, действующие до 01.09.2024 | Ставки акциза*, которые будут действовать с 01.09.2024 по 31.12.2024 | Прирост (в процентах) | Ставки акциза*, которые будут действовать с 01.01.2025 по 31.12.2025 |
Бензины | 213,5 | 242,6 | 13,63 % | 271,7 |
Дизельное топливо | 139,5 | 177,6 | 26,88 % | 215,7 |
Сжиженные газы | 54 | 148 | 174,7 % (!) | 173 |
Топливо моторное альтернативное | 162 | 184,8 | 14,07 % | 206,16 |
* Евро за 1000 литров. |
По ставкам на газ отметим, что сначала в законопроекте на сжиженный газ планировалась «конечная» ставка вообще 277 евро за 1000 л (потом немного сбили и утвердили 250 евро — см. выше).
В то же время!
Согласно Директиве № 2003/96/ЕС минимальная ставка акциза на газ составляет 125 евро за тонну, что равняется приблизительно 68 евро за 1000 литров!
Как же объяснить такое бешеное повышение ставки?
Что будет дальше с ценами (конечно, не только на горючее), думаем, вы понимаете: ведь горючее (в том числе сжиженный газ) присутствуют в калькуляциях на большинство товаров/работ/услуг!.. ☹
«Утешительный приз» для аграриев? В п. 3 Заключительных положений к Закону № 3878 Кабмину поручено в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона (то есть как раз до зимы...) проработать вопрос ввода понижающего коэффициента — 0,5 к ставкам акциза на дизельное топливо — тяжелые дистилляты (газойли), предназначенные для использования сельхозпроизводителями, подготовить законопроект и подать его на рассмотрение ВРУ.
Ну а пока закон не родят, аграрии, как и все, будут платить по-полной.
Вывод документа
Определен термин «промежуточные продукты» в соответствии с директивой ЕС, а с 1декабря 2024 года на такие «продукты» увеличится и ставка акциза до 12,23 грн за литр
Некоторые вина и напитки — теперь «промежуточные продукты»! В новом п.п. 14.1.261 НКУ определили термин «промежуточные продукты» в соответствии с Директивой № 92/83/ЕС. Такими являются «вина и другие сброженные напитки (в том числе смеси из сброженных напитков и смеси на основе сброженных напитков) с фактической крепостью более 1,2 % об., но не более 22 % об., отнесенные к кодам 2204, 2205, 2206 00 (вина и другие сброженные напитки без добавления спирта этилового, в другом месте не указанные; вина и другие сброженные напитки с добавлением спирта этилового) согласно УКТ ВЭД».
А в изменениях к п.п. 215.3.1 НКУ для «промежуточных продуктов» увеличивается размер ставки акциза с 8,42 до 12,23 грн за 1 литр (то есть теперь он будет на уровне ставки на вина игристые, газированные и тому подобное, шипучку).
Термин «промежуточные продукты» вводится сразу с 1 сентября этого года, а вот ставка акциза на «промежуточные продукты» будет увеличена — с 1 декабря 2024.
Вывод документа
С 1 января 2025 добавляется новый механизм обложения акцизом сигарет, поэтому были откорректированы новые термины «Средневзвешенная розничная цена продажи сигарет» и «Общая сумма налоговых обязательств по акцизному налогу на сигареты»
Старый-новый механизм налогообложения сигарет! Начнем издалека, потому что эти изменения восходят корнями к древнему Закону от 07.12.2017 № 2245-VIII*. Ведь именно данным Законом с 01.01.2025 предусматривается ввести новый механизм налогообложения акцизом сигарет!
Главную роль в этих новых-старых изменениях будет играть новый п. 221.6 НКУ, который начнет свое действие именно с 01.01.2025. Этим пунктом предусмотрено, что
доля общей суммы налоговых обязательств по акцизу на сигареты должна составлять не менее 60 % средневзвешенной розничной цены продажи сигарет
В случае, если доля общей суммы налоговых обязательств по акцизу на сигареты за предыдущий год менее 60 % средневзвешенной розничной цены продажи сигарет за тот же год, во время определения налогового обязательства на сигареты по кодам УКТ ВЭД 2402 20 90 10, 2402 20 90 20 с 1 апреля до 31 декабря текущего года сумма акциза не должна быть меньше установленного минимального акцизного налогового обязательства, умноженного на коэффициент 1,1!
Для применения этого алгоритма этим старым Законом в НКУ с 01.01.2025 вводится еще две оригинальные нормы:
— в п.п. 14.1.602, в котором определен термин «Общая сумма налоговых обязательств по акцизному налогу на сигареты», приведена формула определения доли общей суммы налоговых обязательств по акцизу во средневзвешенной розничной цене продажи сигарет;
— п.п. 14.1.2271, в котором приводится термин «Средневзвешенная розничная цена продажи сигарет».
Изменения по Закону № 3878. Однако в редакции Закона Украины от 07.12.2017 № 2245-VIII упомянутые два подпункта не будут действовать, потому что они сразу будут заменены такими же в новой редакции, которая вводится тоже с 01.01.2025, но уже Законом № 3878, который мы комментируем.
Изменения в п.п. 14.1.602 НКУ сводятся лишь к уточнению в формуле, что общая сумма налоговых обязательств по акцизу на сигареты рассчитывается, «включая акцизный налог с розничной торговли подакцизными товарами».
В п.п. 14.1.2271 НКУ тоже лишь прибавлено, что средневзвешенная розничная цена продажи сигарет рассчитывается «из суммы общей стоимости всех сигарет (с учетом всех налогов, в том числе суммы акцизного налога с розничной торговли подакцизными товарами)».
Изменения понятны, ведь в те давние времена, когда писались эти нормы, розничный акциз с табачных изделий еще платился по старым правилам, а не исключительно производителями и импортерами, как сейчас. Поэтому эти нормы требовали такого уточнения перед введением их в действие со следующего года. Не понятно лишь, почему бы эти изменения не внести в первоисточник — Закон Украины от 07.12.2017 № 2245-VIII? Но «неисповедимы пути» законодателей...
Думаем, ближе к концу года мы еще вернемся к обсуждению этого нового механизма.
Вывод документа
С 1 сентября 2024 для целей непризнания акцизным складом увеличивается с 2000 до 5000 л объем горючего, хранящегося для генераторов в соответствующем помещении или на территории, которые находятся на территориях возможных или активных боевых действий
Законом № 3878 изложен в новой редакции «горюче-генераторный» п. 47 подразд. 5 разд. ХХ НКУ. В частности, для непризнания акцизным складом увеличивается с 2000 до 5000 л объем горючего, хранящегося для генераторов в помещении или на территории, в том числе плательщика акцизного налога с реализации горючего (за исключением плательщиков, осуществляющих деятельность по производству, оптовой и розничной торговле горючим или по хранению горючего*!), которые расположены/находятся на территориях возможных боевых действий (для которых не установлена дата прекращения возможности боевых действий), территориях активных боевых действий (для которых не установлена дата завершения боевых действий), включенных в Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией, определенный в установленном КМУ порядке. Думаем, здесь надо использовать действующую редакцию такого Перечня, утвержденного приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины от 22.12.2022 № 309 (ср. ).
* Кроме хранения исключительно для потребностей собственного потребления и/или промышленной переработки.
Мы уже отмечали ранее, что этого изменения маловато. А
чтобы хранение «генераторного» горючего в объеме от 2000 до 5000 грн не требовало еще и подачи в ГНС декларации, необходимо внести соответствующие изменения в Закон № 3817
Законопроектов с такими изменениями мы пока не нашли.
Также в новой редакции п. 47 подразд. 5 разд. ХХ НКУ добавили умную норму, что при условии соблюдения установленных этим пунктом требований полученное для заправки генераторов горючее не учитывается при применении определенного п.п. 14.1.6 НКУ критерия о непревышении 1000 куб. м объемов получения горючего таким субъектом хозяйствования в течение календарного года!
Упомянутые изменения тоже должны применяться уже с 1 сентября этого года!