12.12.2024

Отмена КИК-штрафов: вторая попытка

Закон Украины от 04.12.2024 № 4113-IX

ВЫВОД ДОКУМЕНТА

Штрафы за большинство КИК-нарушений, совершенных с 1 января 2022 года до завершения военного положения, не применяются, если эти нарушения будут устранены в течение шести месяцев после его окончания

Как известно, КИК-штрафы и сейчас временно не применяются. Еще в мае Законом Украины от 09.05.2024 № 3706-IX соответствующие правила были внесены в НКУ (п. 72 подразд. 10 разд. ХХ). Поэтому возникает вопрос: зачем собственников КИК во второй раз освободили от штрафов? Объясняем, в чем дело.

Действительно, в НКУ уже есть норма о неприменении штрафов до конца военного положения (плюс шесть месяцев) за большинство КИК-нарушений. Речь шла о штрафах, предусмотренных в абз. 1 — 8 п. 120.7 НКУ. Среди них:

— неподача и несвоевременная подача Отчета о КИК;

— неотражение в Отчете о КИК сведений обо всех имеющихся КИК или неотражение существенной информации (например, информации об операциях КИК с оффшорными юрисдикциями);

— неподача уведомления о КИК (о приобретении или потере контроля).

Но была проблема с формулировками. Сейчас установлено, что освобождение от штрафов является временным и будет действовать до конца военного положения с дополнительными шестью месяцами после его завершения. Эта формулировка оставляла открытым вопрос: реальное ли это освобождение от ответственности или только отсрочка в применении штрафов?

Как мы сразу отмечали в комментарии к майскому закону, есть все основания считать, что полного амнистирования КИК-нарушений не произошло. То есть фактически все сводилось к тому, что штрафы за КИК-нарушения, совершенные в этот период, могут применяться после окончания военного положения (плюс шесть месяцев). Подробнее см. «КИК-штрафы временно не применяются» // «Налоги & бухучет», 2024, № 50 (ср. ).

Сейчас попытка исправить ситуацию. Она намного более удачна.

Идея следующая: за нарушения, совершенные с 1 января 2022 года до конца месяца, в котором будет прекращено военное положение, к налогоплательщикам не применяются штрафы за те же КИК-нарушения (абз. 1 — 8 п. 120.7 НКУ).

Как видим, сейчас установлена четкая привязка к периоду совершения нарушения (например, неподача Отчета о КИК или уведомления о КИК). То есть речь идет не о периоде, когда штрафы не применяются, а о периоде, когда нарушение было совершено. Но такое освобождение не является абсолютным. Появилось дополнительное условие для освобождения от КИК-штрафов — необходимо исполнить обязанности, определенные ст. 392 НКУ, в течение шести месяцев после завершения военного положения.

То есть для избежания штрафов все же нужно будет подать неподанные в течение действия военного положения Отчеты по КИК или уведомления о КИК и устранить остальные нарушения. Причем сделать это следует «в течение шести месяцев после завершения военного положения».

На наш взгляд, это тоже не самая лучшая формулировка, поскольку формально получается, что контролирующее лицо должно исполнить свои обязанности именно в шестимесячный период после окончания военного положения. То есть в период, который начинается после прекращения военного положения и продолжается шесть месяцев. Поэтому возникает вопрос: что же с теми нарушениями, которые были (или еще будут) закрыты до отмены военного положения? Неужели же это не будет освобождать от штрафных санкций? Никакой логики в таком толковании не видим, потому имеем надежду, что речь идет не о шестимесячном периоде, когда надо исполнить нарушенные обязанности (как оно сформулировано), а именно о предельном сроке, до которого нужно эти нарушения исправить. То есть выполнение обязанностей раньше истечения этого предельного срока (не важно, когда именно: в течение действия военного положения или в течение шести месяцев после его окончания) будет освобождать от штрафов.

Безусловное освобождение предусмотрено в части административной и уголовной ответственности за любые КИК-нарушения, совершенные начиная с 1 января 2022 года до завершения военного положения. Здесь нет ни ограничения по составу нарушений, ни условия об «исправлении» в течение шести месяцев после окончания военного положения.

Напомним также, что как первая попытка изменений, так и текущая не предусматривают освобождения от огромного штрафа за неподачу документации по трансфертному ценообразованию, других копий первичных документов в отношении КИК по запросу контролирующего органа.

На время подготовки материала Закон еще не подписан Президентом и не вступил в силу. Но с учетом сути изменений конкретная дата опубликования закона в части КИК-штрафов ни на что не влияет. Главное, чтобы Закон в принципе вступил в силу.

Комментируемый Закон также урегулировал вопрос определения даты старта для уплаты военного сбора с доходов ФЛП и юрлиц группы 3 (см. «Военный сбор: ожидаем быстрых изменений в новый закон» // «Налоги & бухучет», 2024, № 98), а также некоторые аспекты применения режима Дія Сіті (см. «Дія Сіті: изменения по НДФЛ, ЕСВ и не только» // «Налоги & бухучет», 2024, № 100).