02.12.2024
Автомобильный аккумулятор, точнее, аккумуляторная батарея (АБ), имеет свой ресурс эксплуатации, после исчерпания которого АБ подлежит замене. Чтобы знать, когда пора заменить старый аккумулятор на новый, прежде всего следует руководствоваться Нормами № 489*. Ими установлены показатели среднего ресурса в календарных месяцах использования АБ (п. 3.10 Норм № 489).
В то же время производители АБ тоже устанавливают в эксплуатационной документации (или в договоре купли-продажи) гарантийный ресурс своей продукции или нормы среднего ресурса. Причем если нормы производителя превышают средние, предусмотренные Нормами № 489, последние теряют силу. То есть гарантийные обязательства производителя АБ имеют приоритетное значение (п. 3.9 Норм № 489).
Ваша АБ отслужила установленный срок, но при этом вполне работоспособная? Тогда заменять ее еще рановато. А вот если
и установленный срок использования АБ истек, и рабочее состояние достигло допустимого предела (так называемого предельного состояния), то самое время заменить ее (п. 3.12 Норм № 489)
Предельным является состояние, в случае достижения которого дальнейшая эксплуатация АБ недопустима или нецелесообразна из-за уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной или восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно (разд. 2 Норм № 489).
Какой может быть дальнейшая судьба снятой с автомобиля АБ? Если ремонт является экономически нецелесообразным, а гарантийные обязательства уже не действуют, тогда принимают решение о ее списании, после чего или (1) передают на утилизацию, или (2) реализуют (продают) отработанную АБ заготовителям. Оба этих варианта предусмотрены ст. 17 и 18 Закона Украины «О химических источниках тока» от 23.02.2006 № 3503-IV соответственно.
Для определения условий безопасной эксплуатации авто установлены нормы среднего ресурса шин. Они приведены в Нормах № 488*. Хотя производитель может установить другие значения этого показателя для соответствующей шины. В таком случае Нормы № 488 не применяются (п. 3.8 Норм № 488).
Списание шины можно осуществлять в случае:
1) полного ее износа (исчерпана норма пробега), если шина не подлежит возобновлению;
2) повреждение, которое не подлежит ремонту (до достижения нормативного пробега). Такая возможность предусмотрена п. 3.2 Норм № 488.
Что дальше делать со списанной шиной? Изношенные или поврежденные составляющие пневматического колеса, которые владелец решил не ремонтировать и не восстанавливать, подлежат утилизации. Об этом речь идет в п. 2 разд. XVI Правил № 549*. При этом в п. 3 разд. XVI Правил № 549 сказано, что:
«Руководитель субъекта хозяйствования определяет ответственного за учет, ремонт, утилизацию шин и колес, который <…> сдает такие шины на приемные пункты отходов как вторичное сырье»
Таким образом, Правила № 549 ставят знак равенства между утилизацией и реализацией шин как вторсырья. И хотя теперь шины вторсырьем не признаются, избавляться от них именно через заготовительные конторы — вполне приемлемый и выгодный вариант. Особенно с учетом того, что шины не являются опасными отходами (об этом — дальше). Можно, конечно, также воспользоваться услугами организации, которая примет их на переработку, но тогда уже вы вынуждены будете заплатить ей за это.
Замена моторного масла — одна из самых распространенных операций во время технического обслуживания (ТО) авто. Как часто проводить эту процедуру? Согласно Положению № 102* замена смазки в поддоне картера двигателя легковых автомобилей и автобусов должна проводиться каждые 5000 км. Но если в документации завода-производителя установлена другая периодичность ТО соответствующего автомобиля, следует руководствоваться требованиями указанной документации.
Что делать с отработанными маслами дальше? Соответствующую процедуру регламентирует Порядок № 1221*. Согласно ему
субъекты хозяйствования должны или самостоятельно обеспечить утилизацию отработанных масел, или же поручить это специализированным предприятиям или сервисным службам, которые осуществляют замену масла
В случае, если субъект хозяйствования не может самостоятельно обеспечить соответствующую утилизацию, он должен заключить договор или с переработчиком масел, или с пунктом их приема. Прием отработанных масел (смазок) от субъектов хозяйствования оформляется актом приема согласно приложению 3 к Порядку № 1221. Он понадобится для контроля за соблюдением нормы сбора и утилизации отработанных масел, установленной п. 9 Порядка № 1221. В процентах общего объема масел эти нормы представляют: на 2020 — 2024 годы — 50 %; на 2025 — 2029 годы — 60 %; на 2030 — 2035 годы — 70 %.
Обратите внимание еще и на следующее. Согласно п. 6 Порядка № 1221 потребители масел (смазок) должны:
подавать ежеквартально до 10-го числа следующего месяца в Госэкоинспекцию информацию о состоянии обращения с отработанными маслами по форме согласно приложению 5 к Порядку № 1221
Не перепутайте эту смазочную отчетность с декларацией об отходах, о подаче которой мы будем говорить отдельно.
И еще одна интересная деталь. Из таблицы 3 этой отчетной формы, где приводится информация о передаче отработанных масел (смазок) другим предприятиям на утилизацию и/или обезвреживании, следует, что:
— переработчики масла (или пункты приема) могут платить потребителям масел за сбор у них отработанного масла. В таком случае это рассматривается как плата потребителю за передачу на утилизацию;
— потребители масел могут платить переработчикам масла (или пунктам приема). Тогда это рассматривается как плата потребителя за обезвреживание.
Давайте теперь рассмотрим, как все это согласуется с законодательством об отходах.
Пока профильным законодательным актом в сфере обращения с отходами был Закон № 187*, опасными отходами признавались отходы, включенные в раздел А Желтого перечня отходов**, в частности:
— отработанные батареи свинцовых аккумуляторов (они были названы в п. 32 раздела А Желтого перечня отходов);
— отработанные нефтепродукты, не пригодные для использования по назначению, в том числе отработанные моторные, индустриальные масла и их смеси (о них речь шла в п. 42 раздела А Желтого перечня отходов).
* Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 № 187/98-ВР.
** Утвержден постановлением КМУ от 13.07.2000 № 1120.
При этом отходы пневматических шин были включены в раздел Б Желтого перечня отходов, что формально не позволяло считать их опасными отходами. Шины на практике относили к IV классу опасности, то есть к малоопасным отходам.
С 09.07.2023 главным в этой сфере стал Закон № 2320*, который пришел на смену Закону № 187. Среди прочего, новый Закон № 2320 оперирует терминами, которые раньше имели другое название, в частности, употребляет понятие «восстановление отходов» вместо «утилизация отходов», что в известной степени сбивает с толку. Кроме того, с 26.09.2024 утратил силу Желтый перечень отходов (см. постановление КМУ от 17.09.2024 № 1067). В то же время почти вся нормативка, упомянутая нами выше, осталась действующей, однако она была заточена под старое законодательство, что в новых условиях усложняет ее применение.
* Закон Украины «Об управлении отходами» от 20.06.2022 № 2320-IX.
Как же теперь определиться с опасностью тех автоотходов, о которых мы здесь говорим?
По предписаниям ч. 1 ст. 7 Закона № 2320 отходы делят на два класса:
1) опасные отходы;
2) отходы, которые не являются опасными.
Их классификация осуществляется в соответствии с Национальным перечнем отходов* и Порядком классификации отходов* с учетом Перечня свойств, которые делают отходы опасными (приложение 3 к Закону № 2320).
* Оба документа утверждены постановлением КМУ от 20.10.2023 № 1102.
При этом ориентироваться следует на код отходов в Национальном перечне отходов, который состоит из шестизначного номера, к которому в случае обозначения опасных отходов добавляется символ «*» (звездочка). Иначе говоря, коды, обозначенные символом «*», идентифицируют опасные отходы, коды без обозначения символом «*» идентифицируют отходы, которые не являются опасными (см. п. 8 Порядка классификации отходов).
Так вот, по Национальному перечню отходов свинцовые батареи, которые по большей части применяются в автомобилях, имеют код со звездочкой — 16 06 01*. То есть, по новому законодательству, как и раньше,
автомобильные аккумуляторы относятся к опасным отходам
К такому же заключению можно прийти на основании п.п. 3 п. 16 Порядка классификации отходов, поскольку в составе аккумуляторов есть свинец или его соединения, а это канцероген.
Идем дальше. Отходы моторных, индустриальных смазок и масел по Национальному перечню отходов находятся в подгруппе 13 02. При этом все коды отходов, которые относятся к этой группе (13 02 04*, 13 02 05*, 13 02 06*, 13 02 07*, 13 02 08*), — со звездочкой. Следовательно, отработанные мазала (смазки) тоже относятся к опасным отходам.
И наконец, отработанные шины имеют код 16 01 03 (без звездочки), то есть, как и раньше, не являются опасными.
Как видите, классификация автоотходов с точки зрения их опасности по новому законодательству изменениям не подверглась. Изменилось ли законодательное регулирование в части обращения с отходами вообще и с опасными отходами в частности?
По предписаниям ч. 3 ст. 13 Закона № 2320 рядовые создатели или владельцы отходов обязаны обеспечивать хранение отходов способом, который является безопасным для здоровья человека и окружающей естественной среды, и передавать отходы субъектам хозяйствования в сфере управления отходами в течение одного года с момента их образования.
Эта норма распространяется на любые отходы, в том числе и те, которые не являются опасными, например шины. То есть это, как и раньше, значит, что просто выбросить отработанные шины на мусорку или закопать в землю вы не имеете права. Если вы не способны обеспечить их утилизацию или переработку самостоятельно, вы должны передать их для этого соответствующему субъекту.
К создателям и владельцам опасных отходов ст. 27 Закона № 2320 выдвигает более строгие требования:
передавать опасные отходы, например истощенные аккумуляторы, отработанные моторные масла (смазки) и т. п. нужно только специализированным предприятиям, которые имеют соответствующие разрешение и лицензию
При этом, как и раньше, не требует получения лицензии деятельность по приему и хранению отходов, если в течение одного года принятые или образованные отходы передаются субъекту хозяйствования, который имеет лицензию на осуществление комплекса операций по управлению опасными отходами (ч. 2 ст. 44 Закона № 2320).
Другими словами, эта норма позволяет создателю опасных отходов хранить (см. определение термина «хранение отходов» в п. 14 ч. 1 ст. 1 Закона № 2320) опасные отходы в течение года без лицензии, но до истечения этого срока:
— или передать (продать) такие отходы заготовительной организации, у которой нет соответствующей лицензии, если та будет собирать их (см. определение термина «сбор отходов» в п. 15 ч. 1 ст. 1 Закона № 2320) и в течение года передавать специализированной организации, которая имеет такую лицензию, для дальнейшей обработки отходов (восстановления или удаления);
— или наоборот воспользоваться платными услугами спецорганизации и напрямую передать ей накопленные отходы для их обработки.
В любом случае об опасных отходах придется подать отчетную информацию (декларацию) в информационную систему управления отходами (об этом немного дальше).
Попытка избавиться от автоотходов любым другим способом, чем один из двух вышеназванных, является нарушением законодательства. В частности, должностным лицам предприятия грозит админштраф за:
— нарушение требований об обращении с отходами во время их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания, удаления или захоронения — от 850 до 1700 грн (ст. 82 КУоАП);
— смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология (это касается всех автоотходов, которые здесь рассматриваются), без специального разрешения — от 34 до 85 грн (ст. 824 КУоАП);
— передачу отходов с нарушением установленных правил на хранение, обработку или удаление предприятиям или организациям, которые не имеют соответствующего разрешения на проведение этих операций — от 34 до 85 грн (ст. 825 КУоАП);
— непередачу отработанных опасных химических источников тока (то есть аккумуляторов) емкостью 7 А·ч и больше на утилизацию предприятиям, которые осуществляют их заготовку и утилизацию, — от 85 до 170 грн (ст. 827 КУоАП).
Кроме того, есть опасность подвергнуться еще и уголовному преследованию по ч. 1 ст. 239 УКУ за загрязнение или порчу земель веществами, отходами или другими материалами, вредными для жизни, здоровья людей или окружающей среды, вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или окружающей среды. Наказание здесь значительно более строгое — штраф от 17000 до 68000 грн или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.
Декларация об отходах — это документ, который подают создатели отходов в случае, если их деятельность приводит к образованию опасных отходов или годовой объем образования отходов, которые не являются опасными, превышает 50 т. Об обязанности подачи такой декларации речь идет в п. 12 ч. 2 ст. 16 Закона № 2320. Следовательно,
если у вас образовались опасные отходы в виде отработанных аккумуляторов или моторных масел (смазок), не забудьте подать декларацию об отходах независимо от объема таких отходов
Если же речь идет об отработанных автомобильных шинах, обязанность подать декларацию наступит, только если их объем вместе с другими отходами, которые не являются опасными, превысит 50 т за год.
По действующим теперь правилам декларация подается раз в году до 20 февраля года, следующего за отчетным, в электронном виде через Единый государственный веб-портал электронных услуг (ст. 45 Закона № 2320). Форма декларации утверждена постановлением КМУ от 07.05.2022 № 556. Подать ее можно по ссылке: eco.gov.ua/services/reyestraciya-deklaraciyi-pro-vidhodi. Советы от Министерства окружающей среды, как это правильно сделать, смотрите здесь.
За неподачу декларации об отходах грозит админштраф по ст. 821 КУоАП — от 51 до 85 грн
Кроме того, возникает еще необходимость подать органам статистики форму № 1-відходи (годовая) «Отчет об отходах». Обратите внимание: в 2025 году придется подавать этот отчет по новой форме, утвержденной приказом Госстата от 19.04.2024 № 125. Подается она не позже 28 февраля года, следующего за отчетным.
К плательщикам этого налога относятся, в частности, субъекты хозяйствования, которые в процессе своей деятельности осуществляют размещение отходов (п.п. 240.1.3 НКУ).
При этом под размещением отходов понимают постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов (п.п. 14.1.223 НКУ).
Логично было бы допустить, что субъекты хозяйствования, которые осуществляют временное размещение (хранение) отходов, в том числе опасных, до их передачи на утилизацию и захоронение, не являются плательщиками экологического налога. Именно этот подход, с определенными оговорками, долгое время господствовал и в разъяснениях контролеров.
На сегодня же фискалы категорически заявляют (см. БЗ 107.04), что
только временное размещение отходов, которые относятся к отдельным видам (классам) отходов как вторичного сырья, которые образовались в процессе деятельности субъекта хозяйствования и продаются как товар или используются в собственном производстве, не приводит к возникновению налоговых обязательств по эконалогу
А за остальные отходы вынуждают уплачивать этот налог даже при временном их хранении (детали найдете в статьях «Эконалог за бытовые отходы, шины/аккумуляторы и т. п.: фискальное дежавю» // «Налоги & бухучет», 2024, № 38 и «Шины, аккумуляторы, люминесцентные лампы: налоговики требуют эконалог!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 92, ср. ).
Можно ли что-то противопоставить такому резкому изменению позиции фискалов? По нашему мнению, да. Поскольку налоговики вынуждают подавать экодекларацию за временное размещение тех отходов, которые не взяты на учет как вторичное сырье, советуем ввести такой учет. В частности, в отношении автоотходов, которые здесь рассматриваются.
Тем более, что выше мы выяснили:
ничего не мешает считать вторсырьем не только отработанные шины, но и истощенные аккумуляторы и отработанные моторные масла (смазки)
Учет таких отходов можно вести по типовой форме № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары» согласно Инструкции № 342*, которая хотя и утратила силу, однако, считаем, ее, а также саму форму можно применять по решению руководителя и в дальнейшем. Если все автоотходы, которые образуются на вашем предприятии, отразить в ней как вторичное сырье, экодекларацию можно не подавать.
Единственное, о чем придется дополнительно позаботиться, — это найти возможность передавать свои автоотходы заготовительным организациям, которые уплачивали бы вам за это определенную сумму средств. Тогда, надеемся, никаких проблем с уплатой эконалога за такие автоотходы у вас не возникнет.