Для пребывания в рядах неприбыльщиков, прежде всего, важно соблюдать условия, установленные своим профильным НПО-законодательством. Одним из таких условий для благотворительных организаций является ограничение административных расходов.
Так, согласно требованиям ч. 3 ст. 16 Закона № 5073*
размер административных расходов благотворительной организации не может превышать 20 % дохода этой организации в текущем году
А вот расходы, связанные с управлением благотворительными эндавментами, попадают в админрасходы благотворительной организации, только если иное не установлено законом или сделкой между благотворительной организацией и благотворителем.
Здесь отметим: вписываться в 20 % ограничение по расходам на админцели должны исключительно благотворительные организации, образованные согласно Закону № 5073.
Админрасходы. Состав административных расходов определяют по бухучетным правилам. А это значит — ориентируемся на нормы НП(С)БУ 16 «Расходы» (см. письма ГНСУ от 04.12.2023 № 4468/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК, от 05.11.2020 № 4549/ІПК/99-00-05-05-02-06 и от 19.10.2020 № 4301/ІПК/99-00-05-05-02-06).
Перечень расходов, которые относятся к админрасходам, приведен в п. 18 НП(С)БУ 16. К ним, в частности, относятся расходы на содержание аппарата управления, основных средств и других материальных необоротных активов административного назначения (аренда, амортизация, ремонт, страхование имущества, коммунальные услуги), банковские, транспортные услуги, расходы на связь (телефон, почта и т. п.), канцелярские расходы, расходы на уплату налогов, сборов и т. п.
Учитывают админрасходы на счете 92 «Административные расходы». А если благотворительная организация использует упрощенный План счетов (утвержденный приказом Минфина от 19.04.2001 № 186), тогда такие расходы обобщают на счете 97 «Прочие расходы» (к которому в целях бухучета админрасходов стоит дополнительно открыть отдельный субсчет).
Ограничение — на год. Заметьте: ч. 3 ст. 16 Закона № 5073 говорит о доходе в целом за текущий год. Поэтому:
— во-первых, размер админрасходов привязан к годовым доходам и лимит рассчитывают, отталкиваясь от всей суммы доходов за год. Налоговики также разъясняют, что
для расчета 20 % ограничения благотворительная организация учитывает общую сумму доходов, полученных за соответствующий отчетный год
(см. письмо ГНСУ от 05.11.2020 № 4549/ІПК/99-00-05-05-02-06), а
— во-вторых, важно, чтобы ограничение не пересекла общая годовая сумма админрасходов — за весь год. А следовательно, если, скажем, в каком-то месяце (квартале) доходов не было, а в следующем их оказалось с голово — не страшно. Главное, чтобы в целом по итогам года админрасходы не превысили 20 % ограничение.
Как посчитать 20 % лимит? Доходы НПО также признают бухучетными правилами, то есть по методу начисления, который предусматривает, что доходы и расходы отражают в бухучете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств (ст. 4 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV, см. БЗ 102.04).
Поэтому для расчета 20 % ограничения смотрят на доходы, признанные в бухучете. А следовательно,
предельный размер админрасходов рассчитывают от общей суммы бухгалтерских доходов за текущий календарный год
То есть за расчетную базу принимают доход в целом за календарный год — подытоживают все доходы за весь год.
Данные об общей сумме доходов за год можно взять из годовой финансовой отчетности — Отчета о финансовых результатах. Тогда в зависимости от того, какую финотчетность подает благотворительная организация (сокращенную или полную, см. статью «Отчет неприбыльной организации за 2023 год: нюансы подачи и тонкости составления» // «Налоги & бухучет», 2024, № 13), предельный размер админрасходов рассчитывают, пользуясь следующей формулой:
Лимит админрасходов = 20 % х (стр. 2280 ф. № 2-мс или (стр. 2000 + стр. 2120 + стр. 2200 + стр. 2220 + стр. 2240) ф. № 2).
Что светит за превышение? Нарушение благотворительной организацией, которая находится в Реестре НПО, условий Закона № 5073 (в том числе предельно разрешенного размера админрасходов) налоговика расценивают как невыполнение требований п. 133.4 НКУ (см. БЗ 102.04). А именно:
в допущенном превышении предельного предела админрасходов (свыше 20 %) налоговики усматривают нецелевое расходование доходов благотворительной организации — неприбыльщика
То есть расценивают как излишнее расходование благотворительной организацией полученных доходов на другие цели. А за это благотворительной организации светит лишение НПО-статуса с автоматическим переходом в прибыльщики.
Следовательно, из возникшего перерасхода (нецелевого использования активов) НПО придется рассчитать и уплатить налог на прибыль. Для этого в течение 20 календарных дней, следующих за месяцем нарушения, НПО должна подать последний свой НПО-отчет, в котором задекларировать налог на прибыль (см. разъяснение ГУ ГНС в Тернопольской обл. от 04.02.2020 и БЗ 102.04, действовала до 23.05.2020, но ее выводы остаются актуальными).
А с месяца, следующего за месяцем нарушения, и до конца года (по 31 декабря включительно) такая благотворительная организация должна будет отчитываться как прибыльщик и ежеквартально подавать прибыльную декларацию с квартальной финотчетностью и уплачивать налог на прибыль. Ну а со следующего года — уплачивать налог на прибыль в общем порядке (п.п. 133.4.3 НКУ).
Поэтому большие админрасходы грозят благотворительной организации потерей неприбыльного статуса и исключением из Реестра НПО. Поэтому крайне важно вписаться в 20 % ограничение и не превышать разрешенный лимит. А вот
превышение доходов над расходами по итогам налогового (отчетного) периода не является основанием для исключения неприбыльной организации из Реестра НПО
Важно, чтобы потом эти доходы НПО правильно использовала — без нарушений (в пределах своей деятельности, с учетом требований п. 133.4 НКУ). Подробно об этом читайте в статье «Доходы НПО превысили расходы: не исключат ли из неприбыльщиков?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 13.