Гранты для перерабатывающих предприятий
Чтобы поддержать развитие перерабатывающей промышленности, Кабмин еще в середине 2022 года утвердил Порядок № 739*, которым регламентирован механизм предоставления безвозвратной государственной помощи субъектам хозяйствования в форме грантов для создания новых производств перерабатывающих предприятий или увеличения мощностей существующих производств перерабатывающих предприятий.
Гранты по Порядку № 739 предоставляются для:
— приобретения основных средств производства (машины и оборудование), которые не подлежат отчуждению до выполнения условий договора о предоставлении гранта (кроме случаев отчуждения в результате обращения взыскания на него уполномоченным банком в соответствии с договором залога);
— доставки и введения в эксплуатацию основных средств производства (станков, технологического оборудования), включая программное обеспечение.
Сумма возможного гранта зависит от того, кто желает его получить. Если это:
1) субъект хозяйствования, который зарегистрирован и осуществляет / планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на территориях возможных боевых действий, для которых не определена дата прекращения возможности боевых действий, или на территориях активных боевых действий или временно оккупированных территориях, для которых определена дата завершения боевых действий или временной оккупации, то сумма гранта представляет не больше 80 % стоимости проекта. Оставшуюся часть проекта (не менее 20 процентов) финансирует получатель за счет собственных или кредитных средств;
2) все остальные субъекты могут рассчитывать на грант в размере до 50 % стоимости проекта. Оставшуюся часть (не менее 50 %) финансируете самостоятельно за счет собственных или кредитных средств.
Ознакомиться с правилами получения гранта, требованиями к получателям можно в Порядке № 739.
Мы же только отметим то, что размер гранта, который предоставляется одному получателю, не может превышать 8 млн гривень. А предоставителями этого гранта являются Минэкономики и Государственный центр занятости.
Бухучет гранта
Грант — целевое финансирование. Грант, полученный согласно Порядку № 739, является не чем иным, как целевым финансированием. Поэтому
суммы такого гранта должны пройти через счет 48 «Целевое финансирование и целевые поступления», а именно через субсчет 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов»
Обратите внимание: согласно п. 16 НП(С)БУ 15 «Доход» целевое финансирование не признают доходом до тех пор, пока не существует подтверждения того, что оно будет получено и предприятие выполнит условия в отношении такого финансирования.
То есть грант в учете следует отражать только после того, как появится уверенность в том, что (п. 16 НП(С)БУ 15):
1) финансирование будет получено и
2) предприятие выполнит связанные с таким финансированием условия.
Следовательно, начинать учитывать получение гранта нужно с того момента, когда на предприятие поступят средства в виде гранта (целевого финансирования).
Отдельный счет для гранта. Согласно требованию п. 21 Порядка № 739 получатель гранта должен открыть в отделении уполномоченного банка специальный счет, куда будет зачислен грант. С этого счета и будет происходить оплата за оборудование. Причем сначала (в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении гранта) на этот счет должен забросить свою часть средств за оборудование получатель гранта (то есть перерабатывающее предприятие), а потом свою часть (в вашем случае 50 % стоимости оборудования) в виде гранта перечислят Минэкономики и Государственный центр занятости.
Таким образом, вам в учете следует открыть отдельный аналитический счет к субсчету 315 «Специальные счета в национальной валюте», где и будут учитываться средства для приобретения оборудования.
В момент перечисления собственных средств (в вашем случае в сумме 50 % стоимости оборудования) следует сделать проводку: Дт 315 — Кт 311. В момент получения на этот спецсчет средств в виде гранта в учете следует сформировать проводку: Дт 315 — Кт 482.
После этого предприятие должно использовать грант по целевому назначению. То есть полученные средства гранта стоит направить в вашем случае на закупку оборудования для переработки масличных культур.
Приобретение оборудования. В учете отражать приобретение оборудования для переработки масличных культур нужно по обычным правилам. То есть в момент получения оборудования от продавца следует оприходовать его на баланс. Для этого формируют проводку: Дт 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» — Кт 631. Дальше к этой стоимости нужно еще докинуть расходы, упомянутые в п. 8 НП(С)БУ 7 «Основные средства» (Дт 152 — Кт 685, 20 и т. п.), чтобы привести такое оборудование в состояние, пригодное для использования.
После того как приобретенное оборудование будет готово к использованию, его следует ввести в эксплуатацию по сформированной первоначальной стоимости и зачислить на соответствующий субсчет счета 10 «Основные средства» — это будет субсчет 104 «Машины и оборудование». То есть следует будет сделать проводку: Дт 104 — Кт 152.
На введенное в эксплуатацию оборудование, приобретенное частично за средства гранта, начисляете амортизацию по общим правилам (то есть начинаете это делать с месяца, следующего за месяцем введения в эксплуатацию)
Метод начисления амортизации на такое оборудование, его ликвидационную стоимость и срок полезного использования оборудования устанавливаете самостоятельно. То, что оборудование приобретено частично за средства гранта, на это никоим образом не влияет.
Потом нужно будет закрыть дебиторскую задолженность перед продавцом за полученное оборудование. Оплата всей суммы будет происходить со спецсчета. Поэтому для погашения задолженности следует сделать проводку Дт 631 — Кт 315. Если же сначала была авансовая оплата, то в момент перечисления аванса следует сделать проводку: Дт 371 — Кт 315, а после получения оборудования проведете взаимозачет: Дт 631 — Кт 371.
Учет гранта. Прежде всего заметим, что грант получен на закупку оборудования для переработки, то есть на закупку основных средств, а потому такой грант следует расценивать как целевое финансирование в капитальные инвестиции.
А когда речь идет о целевом финансировании в капитальные инвестиции, то суммы такого гранта следует признавать доходом не сразу при получении такого гранта или при его использовании, а постепенно, а именно — в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов (п. 18 НП(С)БУ 15). То есть из этого следует, что
доход от полученного гранта возникнет у предприятия в течение срока амортизации приобретенного оборудования для переработки масличных культур
В момент введения в эксплуатацию оборудования надо отразить расход такого гранта проводкой: Дт 482 — Кт 69 «Доходы будущих периодов».
А уже потом, после того как на оборудование для переработки, приобретенное частично за средства гранта, будет начисляться амортизация, следует признать доход, делая проводку: Дт 69 — Кт 745 «Доход от бесплатно полученных активов».
Обращаем внимание! В доходы следует относить сумму полученного гранта пропорционально сумме начисленной амортизации. То есть, по идее, вам следует отдельно амортизировать сумму полученного гранта исходя из установленного срока полезного использования своего оборудования. То есть если вы приобрели оборудование за 1000000 грн и на такое оборудование установили срок полезного использования 60 месяцев, то доход от полученного гранта вы будет признавать в той пропорции, что и начисление амортизации. То есть ежемесячно будете относить в доход 1/60 от суммы гранта.
Также стоит помнить, что целевое финансирование, которое приходится на сумму налогового кредита (НК) по НДС в составе стоимости приобретенных за счет грантов необоротных активов, сразу включают в состав доходов. Связано это с тем, что отнесение НДС в состав НК, по сути, равнозначно возникновению расходов. То есть здесь срабатывает норма п. 17 НП(С)БУ 15.
Налог на прибыль
Чтобы понять, как отражать в налоговом учете полученный грант для перерабатывающих предприятий, нужно определить, является ли такой грант бюджетным.
Напомним, что когда речь идет о бюджетном гранте, то все прибыльщики, как высокодоходники, так и малодоходники, должны применять грантовые разницы. То есть все плательщики налога на прибыль, которые получают бюджетный грант, должны свой бухгалтерский финансовый результат:
— уменьшить на сумму бюджетного гранта, включенного в состав доходов отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (п.п. 140.4.8 НКУ);
— увеличить на сумму расходов, связанных с выполнением условий бюджетного гранта, понесенных в текущем отчетном периоде за счет таких грантов, но не больше их суммы, и включенных в состав расходов текущего отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (п.п. 140.5.16 НКУ).
Но такие разницы применяют только тогда, когда речь идет о бюджетном гранте. Какие гранты являются бюджетными, указано в п.п. 14.1.2771 НКУ.
В соответствии с ним бюджетный грант — это целевая помощь в виде средств или имущества, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах в порядке, установленном законом.
Перечень предоставителей бюджетных грантов определяет Кабмин. На сегодня этот перечень определен постановлением Кабмина от 18.08.2021 № 867 (ср. ). До 16.01.2024 среди предоставителей бюджетных грантов считался только Украинский культурный фонд. С 16 января 2024 года предоставителем бюджетных грантов стал и Фонд развития предпринимательства.
Следовательно,
только когда гранты получены от вышеупомянутых предоставителей, они являются бюджетными и плательщик налога на прибыль должен применять вышеупомянутые налоговые разницы
Когда речь идет о гранте для перерабатывающих предприятий, то его предоставляют, как было сказано выше, Минэкономики и Государственный центр занятости. А следовательно, такой грант не является бюджетным. И потому вышеупомянутые грантовые разницы получатели такого гранта, которые являются плательщиками налога на прибыль, не применяют.
Таким образом, и малодоходники, и высокодоходники должны отражать в налоговоприбыльном учете получение такого гранта по правилам бухучета.
Единый налог
ЕН группы 3. Когда речь идет о гранте для перерабатывающих предприятий, то как мы уже выяснили выше, такой грант не является бюджетным. В соответствии с п. 1 Порядка № 739 этот грант финансируется из государственного бюджета и Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Поэтому
грант для перерабатывающих предприятий не облагается ЕН группы 3 согласно п.п. 4 п. 292.11 НКУ
В соответствии с этой нормой в обложенный ЕН-доход не попадают суммы средств целевого назначения, которые поступили от Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в пределах государственных или местных программ.
Причем такое налогообложение отсутствует в случае использования грантовых средств как по целевому назначению, так и по нецелевому.
А вот если бы наш грант отвечал критериям бюджетного, то от дохода бы его спасала другая норма — п.п. 12 п. 292.11 НКУ, но с обязательным выполнением условия — целевого использования гранта.
СельхозЕН. Что касается влияния полученного гранта для перерабатывающих предприятий на сельхоздолю агрария (если с начала следующего года он намеревается стать плательщиком сельхозЕН), то, на наш взгляд, стоимость такого гранта попадет только в общую сумму дохода агрария. И будет она там отражена только в сумме, пропорциональной начисленной амортизации на оборудование, приобретенное за грантовые средства, а также в сумме НК по НДС в части приобретения актива за счет гранта (ведь такая сумма сразу попадет в доход — в момент отражения НК).
В сельхоздоход такой грант не попадет. Ведь доход от получения гранта не является сельхоздоходом, поскольку он не связан с доходом от реализации выращенной сельхозпродукции.
Кроме того, по мнению налоговиков (см. письмо ГНСУ от 08.08.2023 № 2335/ІПК/99-00-04-03-03-06), аграрий не сможет уменьшить объем общего дохода на сумму дохода, связанного с получением гранта, через стр. 3.1 «Сумма полученных из государственного бюджета средств финансовой поддержки» Расчета сельхоздоли. Как разъясняют налоговики, через эту строку из общего дохода исключают только суммы бюджетной дотации в соответствии со ст. 161 разд. V1 Закона № 1877* (которая уже очень давно не предоставляется). На любые другие виды целевого финансирования налоговики запрещают уменьшать общий доход плательщику сельхозЕН.
* Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 № 1877-IV.
Следовательно,
на сумму дохода, который будет признавать аграрий при использовании оборудования, приобретенного за грантовые средства, он будет уменьшать размер сельхоздоли
НДС-учет
Факт получения гранта никак не влияет на НДС-учет предприятия. Ведь такая операция не является объектом обложения НДС в понимании п. 185.1 НКУ. Потому что никакой поставки товаров или услуг при этом не происходит (пп. 14.1.185, 14.1.191 НКУ).
Поэтому начислять налоговые обязательства по НДС и составлять налоговую накладную на полученную сумму гранта не нужно.
В то же время если полученный грант был использован на приобретение товаров/услуг/необоротных активов (в нашем случае на приобретение оборудования для переработки), то получатель гранта имеет полное право на налоговый кредит по НДС, если поставщик должным образом оформит и зарегистрирует в ЕРНН налоговую накладную.
Ведь никаких ограничений НКУ по этому поводу не содержит.
Кроме того, поскольку за грантовые средства приобретают активы (в нашем случае — оборудование для переработки) для использования в хозяйственной деятельности, то начислять компенсирующие налоговые обязательства по НДС согласно п. 198.5 НКУ не следует.
Пример. Стоимость оборудования для переработки условно составляет 1200000 грн с НДС. Половина этой суммы финансируется в виде гранта (600000 грн). Кроме того, еще понесено расходов в сумме 80000 грн на доведение оборудования до пригодного состояния. Срок полезного использования оборудования 60 месяцев.
Учитывая это:
— сумма ежемесячной амортизации, которая начисляется на оборудование, будет составлять: (1000000 грн + 80000 грн) : 60 мес. = 18000 грн на месяц;
— размер дохода, признанного пропорционально начисленной амортизации, от полученного гранта, использованного на приобретение оборудования, будет состалять: 500000 грн : 60 мес. = 8333,33 грн в месяц.
Учет гранта для перерабатывающих предприятий
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
дебет | кредит | |||
1 | Перечислено 50 % стоимости оборудования на спецсчет | 315 | 311 | 600000 |
2 | Получен грант на приобретение оборудования (50 % стоимости) | 315 | 482 | 600000 |
3 | Получено оборудование от поставщика | 152 | 631 | 1000000 |
4 | Отражен налоговый кредит по НДС | 644/1 641/НДС | 631 644/1 | 200000 200000 |
5 | Признана доходом отчетного периода сумма использованного гранта в части НДС | 482 | 745 | 100000 |
6 | Погашена задолженность перед поставщиком | 631 | 315 | 1200000 |
7 | Понесены расходы на доведение оборудования до рабочего состояния | 152 | 661, 651, 20 и тому подобное | 80000 |
8 | Введено в эксплуатацию оборудование | 104 | 152 | 1080000 |
9 | Отнесены в доходы будущих периодов средства израсходованного гранта | 482 | 69 | 500000 |
10 | Начислена амортизация на оборудование за первый месяц | 23 | 131 | 18000 |
11 | Признан доход пропорционально начисленной амортизации за первый месяц | 69 | 745 | 8333,33 |
Выводы
- Грант для перерабатывающих предприятий, который получен для приобретения оборудования, является целевым финансированием в капитальные инвестиции. Поэтому доход возникает в течение начисления амортизации на приобретенный актив за грантовые средстве пропорционально начисленной амортизации.
- Грант для перерабатывающих предприятий не является бюджетным грантом, потому грантовые разницы плательщики налога на прибыль не применяют.
- Для юрлиц — плательщиков ЕН группы 3 грант для перерабатывающих предприятий не является доходом в соответствии с п.п. 4 п. 292.11 НКУ.
- Плательщики сельхозЕН сумму дохода, которую отражают при амортизации оборудования, приобретенного за грантовые средства, включают в общий доход и тем самым уменьшают размер сельхоздоли.