* zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=41013
Какие грозят штрафы
Вывод консультации. В упомянутой консультации из БЗ 114.09 налоговики пугают:
за хранение, транспортировку, продажу немаркированных ЖЭС к хозсубъекту применяется штраф в размере 200 % их стоимости, но не менее 17000 грн, а к должностным лицам такого субъекта — админштраф по ст. 156 КУоАП
Фискалы также напомнили, что этот админштраф предусматривает и конфискацию «предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли»! (О сомнительности здесь конфискации имущества юрлиц см. нашу мысль ниже...)
Как видим, операции с немаркированными ЖЭС обещают как хозсубъектам, так и их должностным лицам серьезные штрафы. А поскольку маркировка ЖЭС — «дело тонкое» и имеет определенные нюансы, то обратим на некоторые из них ваше внимание.
Кстати, такие же санкции применяются и по операциям с не(должным образом) маркированными табачными изделиями и алко-напитками! Поэтому дальше затронем и эти виды подакцизных товаров, которые подлежат обязательной маркировке (перечень тех из них, которые не маркируются, см. в п. 226.10 НКУ). Поэтому те читатели, кто работает с этими «поп-товарами», тоже смогут почерпнуть что-то интересное.
А сначала давайте посмотрим формулировку состава правонарушения в каждом из упомянутых фискалами штрафов.
Штраф для хозсубъекта. Он предусмотрен в ст. 17 Закона № 481. И налагается за производство, и/или хранение, и/или транспортировку, и/или реализацию ЖЭС, табачных изделий и алко-напитков без марок акцизного налога установленного образца или с подделанными бумажными марками (или — таких фальсифицированных товаров).
Заметим:
в этой норме использование союзов «и/или» указывает, по нашему мнению, на следующее. Если, например, проверкой выявлены факты и хранения, и транспортировки, и реализации той же (!) партии немаркированных товаров (ЖЭС, табачных, алкоголя), то штраф должен быть как за одно нарушение, а не за три или два
Кстати, в сокращенном варианте консультации фискалы эти «и/или» (см. в начале) уже где-то «потеряли». И создается впечатление, что в таких случаях хранение, транспортировка, реализация тех же товаров должны расцениваться как отдельные нарушения...
Этот штраф налагают налоговики.
Админштраф за торговлю. Фискалы упоминают в этой консультации админштраф, который установлен в части первой ст. 156 КУоАП. Он налагается за розничную или оптовую торговлю ЖЭС (табачными или алкоголем) без марок акцизного налога или с подделанными марками. Штраф может применяться не только к должностным лицам хозсубъектов (как указано в консультации), но и к ФЛП.
За такое нарушение налагается штраф от 200 до 600 ннмдг (3400 — 10200 грн) с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли! Если нарушения будут совершенны лицом, которое в течение года было подвергнуто админвзысканию за такие же нарушения, штраф составит 800 — 1000 ннмдг (13600 — 17000 грн) с аналогичной конфискацией.
Если этот штраф будут применять не к ФЛП, а к должностным лицам юрлица, то можно попробовать отрицать законность конфискации. Ведь в таких случаях по части первой ст. 156 КУоАП субъектом правонарушения является должностное физическое лицо, а предметы и выручка, которые подлежат конфискации, являются собственностью юрлица. Поэтому, возможно, удастся убедить суд в неправомерности проведения конфискации из другого субъекта (юрлица)...
Админштраф за хранение и/или транспортировку. Замечаем, что админштраф по части первой ст. 156 КУоАП применяется только за розничную и оптовую торговлю ЖЭС (табачными и алкоголем). А вот
за хранение и/или транспортировку без марок или с подделанными марками именно ЖЭС по этой и другим статьям КУоАП админштрафов не предусмотрено
Но об этом фискалы упомянуть в консультации «забыли»...
В то же время за хранение или транспортировку табачных изделий (ЖЭС к ним не относятся!) и алкогольных напитков с подделанными или фальсифицированными марками акцизного налога для должностных лиц предприятий — производителей, импортеров и продавцов таких товаров в ст. 1645 КУоАП предусмотрены достаточно большие админштрафы: от 100 и до 1200 ннмдг (1700 — 20400 грн) и тоже с конфискацией! (Этот штраф упоминается и в консультации фискалов)
Но заметим! Админштраф по ст. 1645 КУоАП применим только к должностным лицам предприятий и — только в случаях, когда марки подделаны или фальсифицированы (об отсутствии марок там не упоминается).
Количество админнарушений. В «посвященной» ЖЭС консультации налоговики (со ссылкой на ст. 36 КУоАП) отдельно отметили, что при совершении одним лицом двух или более админправонарушений штраф налагается за каждое правонарушение отдельно. Скажем, если в двух разных пунктах продажи хозсубъекта велась торговля немаркированными ЖЭС (табачными, алкоголем), то можно получить два админштрафа по ст. 156 КУоАП (с конфискацией товаров и выручки, полученной от продажи немаркированных товаров на каждом пункте). Не исключаем, если хозсубъект осуществлял одновременно и оптовую, и розничную торговлю немаркированными ЖЭС (табачными, алкоголем), то это тоже могут расценить как два отдельных нарушения...
Налоговики административно не штрафуют! Но при этом акцентируем ваше внимание также на том, что протоколы на такие нарушения имеют право составлять полицейские, а также — должностные лица Госпродпотребслужбы или исполкомов местной власти. То есть
налоговики не имеют права составлять админпротоколы за такие нарушения
Решения по протоколам на эти нарушения принимают админсуды.
Особенности маркировки (за что именно штрафуют)
Любые ЖЭС должны быть маркированы! Напомним, что ЖЭС стали подакцизным товаром лишь начиная с 1 января 2021 года. ЖЭС так же, как и табачные и алкоголь, стали подлежать обязательной маркировке.
Справочно. Для ЖЭС были введены новые акцизные марки (такого же размера, как и марки для табачных изделий) двух видов: РІ — «жидкость импортная» (в салатно-зеленой цветной гамме), РВ — «жидкость отечественная» (в голубо-оранжевой). Каждая акцизная марка для ЖЭС имеет отдельный номер и обозначение о квартале и годе ее выпуска.
Причем
сразу начиная с 01.01.2021 реализация ЖЭС без марок акцизного налога стала незаконной и штрафоопасной
Поскольку на эту дату имелись большие объемы переходных остатков немаркированных ЖЭС, Минфин тогда стремился принять норматив, чтобы узаконить хотя бы на полгода реализацию этих немаркированных остатков. На сайте Минфина даже был проект соответствующего приказа...
Но этот проект так и «почил в Боге», а законодатели вообще сделали «козлиную рожу» продавцам электронных сигарет, произведенных до 01.01.2021, фактически предоставив таким сигаретам статус «без права на продажу». В частности, см. об этом в письме ГНСУ от 22.02.2021 № 696/ІПК/99-00-09-03-02-06, а также — здесьи дальше.
Маркированные или немаркированные? Или: когда оштрафуют. А теперь давайте разберемся с простым, на первый взгляд, вопросом: какие ЖЭС (табачные и алкоголь) считаются немаркированными, то есть такими, за операции с которыми оштрафуют?
Конечно, немаркированными являются те ЖЭС и т. п., на которых вообще акцизные марки отсутствуют. Но это еще — далеко не все случаи. Обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с п. 226.9 НКУ считаются такими, которые не маркированы:
— ЖЭС (табачные и алкоголь) с подделанными марками акцизного налога;
— ЖЭС (табачные и алкоголь), маркированные с отклонением от требований положения, утвержденного КМУ*, и/или марками, которые не выдавались непосредственно производителю или импортеру указанной продукции;
— жидкости, которые используются в электронных сигаретах, произведенных до 1 января 2021 года**.
* Положение об изготовлении, хранении, продаже марок акцизного налога и маркировки алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, утвержденное постановлением КМУ от 27.12.2010 № 1251 (далее — Положение № 1251).
** Кроме того, по этой норме немаркированными считаются:
— произведенные в Украине алко-напитки с марками, на которых указанная сумма акциза, уплаченного за единицу продукции, не отвечает сумме, определенной с учетом действующих на дату разлива продукции ставок акциза, крепости продукции и вместимости тары;
— алко-напитки иностранного производства с марками, на которых указанная сумма акциза, уплаченного за единицу продукции, не отвечает сумме, определенной с учетом крепости продукции, вместимости тары и размера ставок акциза, которые действуют на момент производства марки;
— сигареты, папиросы и сигариллы, которые произведены после 1 января 2021 года, у которых количество единиц в пачке (упаковке) не отвечает количеству единиц, указанному на марках.
Для последнего случая мы умышленно не использовали сокращения «ЖЭС», чтобы читателям было понятно, что в этой норме речь идет не о «жидкостях», а именно о «электронных сигаретах», произведенных до 1 января 2021 года.
Но электронные сигареты (см. этот термин в п.п. 14.1.563 НКУ) и ЖЭС (см. термин «жидкости, которые используются в электронных сигаретах» в п.п. 14.1.564 НКУ) вовсе не одно и то же. Формально, именно электронная сигарета не должна быть изготовлена ранее 1 января 2021 года, иначе можно получить штраф! При этом сама жидкость (ЖЭС) может быть произведена и до этой даты — лишь бы была надлежащая маркировка! (Это не имеет значения для одноразовых электронных сигарет, в которых ЖЭС является неотъемлемой составляющей, см. о них ниже).
В то же время
подакцизным товаром является именно ЖЭС, а не электронные сигареты
И давайте теперь посмотрим: где и как именно должны быть наклеены акцизные марки на ЖЭС.
В соответствии с п. 23 Положения № 1251 марка наносится на емкости (упаковки) с ЖЭС таким способом, чтобы марки обязательно разрывались во время открывания*. (Этот момент важен и для того, чтобы оценить, не являюся ли конкретные ЖЭС «маркированными с отклонением от требований» Положения № 1251, что тоже штрафуется!)
* Сначала в Положении № 1251 было записано, что марки наносятся на «картриджи, заправочные контейнеры и другие емкости» для ЖЭС, но потом текст был «подогнан» под нормы НКУ и заменен на «емкости (упаковки)» с ЖЭС («таким способом, чтобы марки обязательно разрывались во время открывания»). Здесь еще будет интересным письмо ГНСУ от 09.04.2021 № 1466/ІПК/99-00-09-03-02-06, где фискалы тогда писали о возможности наклеивание марки на упаковку с несколькими картриджами с ЖЭС...
Поэтому в п. 226.9 НКУ законодатели должны были бы «аннигилировать» именно ЖЭС, изготовленные до 1 января 2021 года, а не электронные сигареты. Кстати, в консультации из БЗ 114.08 речь идет о запрете продажи изготовленных до 01.01.2021 именно ЖЭС (а не сигарет), хотя это и противоречит норме п. 226.9 НКУ! Поэтому «имеем то, что имеем». И держим этот момент на внимании, может он кого-то спасет от штрафов на проверках...
В конце заметим, что
перечисленные случаи, когда ЖЭС (а также табачные и алкоголь) считаются немаркированными, имеют значение для применения обоих видов штрафов: и для штрафа по Закону № 481, и для админштрафа по ст. 156 КУоАП
«Бонус»: еще несколько моментов
Одноразовые сигареты. Как вы знаете, электронные сигареты могут быть одноразовыми или многоразовыми. Мы уже упомнили, что Положением № 1251 предусмотрено наклеивание марки на емкости (упаковки) с ЖЭС таким способом, чтобы марки обязательно разрывались во время открывания. Поэтому одноразовые электронные сигареты подлежат соответствующей маркировке, потому что в них ЖЭС является неотъемлемой составляющей (см. об этом БЗ 114.08).
Старые марки действительны! Марки акцизного налога периодически обновляются. В прошлом году постановлением КМУ от 19.06.2023 № 618 их заменили на более «продвинутые» (с дополнительной голограммой) марки нового образца. Здесь, конечно, появляется вопрос: нужно ли на ЖЭС, табачных и алко-изделиях менять (переклеивать) марки старого образца на новые?
Конечно, нет, потому что таких требований в нормативах нет (см. также БЗ 114.08). Поэтому старые марки действительны и товары с ними не могут считаться немаркированными.
Степень повреждения критична только для «алко-марок». Повреждения марок на товарах имеют значение только для действительности акцизных марок на алкогольных напитках (подробнее об видах/степенях повреждения марок, при наличии которых алко-напитки считаются немаркированными, см. в п. 20 Положения № 1251).
То есть степень повреждения не критична для марок на ЖЭС и табачных изделиях. И факты даже сильных повреждений марок в ЖЭС или табачных изделиях не превратят такие товары в немаркированные и не должны быть поводами для штрафования! Хотя придирки и здесь не исключаются, особенно когда от марок почти ничего не осталось...
Поэтому будьте осторожны с акцизной маркировкой и не нарывайтесь на штрафы!
Выводы
- За хранение, и/или транспортировку, и/или продажу немаркированных (неподобающе маркированных) ЖЭС, табачных или алкоголя к хозсубъекту применяется штраф в размере 200 % их стоимости, но не менее 17000 грн.
- За розничную и оптовую торговлю не(должным образом) маркированными ЖЭС, табачными или алкоголем к виновным должностным лицам или ФЛП применяется админштраф (3400 — 10200 грн) с конфискацией товаров и выручки за такие товары, полученной от продажи предметов торговли.
- А вот за хранение или транспортировку админштраф (1700 — 20400 грн и тоже с конфискацией) применяется лишь к должностным лицам и только в случаях, когда акцизные марки подделаны или фальсифицированы. Кроме того, этот штраф неприменим к хранению или транспортировке ЖЭС.
- Немаркированными считаются не только товары, на которых вообще отсутствуют марки, но и те, которые перечислены в п. 226.9 НКУ (в частности, это — жидкости, которые используются в электронных сигаретах, произведенных до 1 января 2021 года). Кроме того, немаркированными считаются алко-напитки, марки которых имеют определенные степени повреждений.
- Замена акцизных марок на марки нового образца не требует на уже маркированных алкогольных, табачных изделиях и ЖЭС замены (переклейки) марок старого образца.