Вывод документа
Дорегулирован пакет вопросов электронного администрирования операций с горючим и спиртом этиловым: в отношении одновременной регистрации плательщиком горючего и спиртового акциза, возврата из бюджета ошибочно/излишне уплаченных сумм акциза и учета их в СЭАРГ и СЭ*, «разрегистрации» акцизных складов и проч.
* Система электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового.
Изменений, внесенных постановлением Кабмина № 1380 в Порядок электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (далее — Порядок), не так много, и по большей части они имеют «корректирующий» характер, потому — кратенько об основных.
Отметим, что эти изменения начали действовать с 29.12.2023.
Два плательщика — два счета «в одном». Далеко не одиночны ситуации, когда одно и то же лицо должно зарегистрироваться и как плательщик спиртового, и как плательщик горючего акциза. Но на практике возникали проблемы (не только формальные) в отношении такой регистрации.
Ведь в таком случае лицу нужно подать два разных Заявления о регистрации... по одной форме — № 1-АКПС. Но второе такое Заявление формально мешал принять п.п. 3 п. 7 Порядка, в котором приведена одна из причин непринятия Заявления. А именно: «лицо, которое подало заявление, включено в реестр плательщиков». А поскольку Реестр плательщиков и горючего, и спиртового акциза — общий, то после подачи первого и включения лица в Реестр плательщиков второе Заявление («горючее» или «спиртовое») автоматически не принималось.
После внесенных в Порядок (и в программное обеспечение СЭАРГ и СЭ) изменений хозсубъекты теперь имеют возможность «в одном лице» беспрепятственно зарегистрироваться двумя плательщиками: и горючего, и спиртового акциза. И соответственно — с открытием в СЭАРГ и СЭ двух отдельных электронных счетов: как для учета горючего, так и для спирта этилового (ради этого были внесены изменения также и в п. 17 Порядка).
Заявление и лицензия(и). Одновременно подвергся изменениям и п.п. 5 п. 7 Порядка. Его нормы теперь ограничивают принятие Заявления на регистрацию плательщиком горючего акциза, если субъектом хозяйствования не было получено хотя бы одного вида лицензии на операции с горючим (на производство, торговлю и/или хранение горючего).
А вот Заявление на регистрацию плательщиком спиртового акциза без наличия у хозсубъекта соответствующей алко-лицензии подать и раньше было невозможно. Но теперь формула «сначала — лицензия, потом — Заявление» стала универсальной...
«Аннулирование» акцизного склада. Внесенными изменениями в п. 12 Порядка установлено дополнительное условие, при наличии которого проводится аннулирование регистрации акцизного склада.
Теперь, кроме того что показатели объемов остатков в СЭАРГ и СЭ горючего/спирта этилового, которые учитываются по такому акцизному складу по всем кодам УКТ ВЭД, должны быть равны нулю*, добавилось еще и (в случае, когда плательщиком акцизного налога подано Заявление об аннулировании регистрации акцизного склада) получение информации из соответствующих Единых госреестров счетчиков:
— об исключении уровнемера-счетчика из резервуара и/или выведении из эксплуатации расходомера-счетчика (для горючего склада);
— о выведении из эксплуатации расходомера-счетчика и/или массового расходомера (для спиртового склада).
* Это — достаточно неприятное требование, что особенно сейчас (в условиях войны), чтобы «разрегистрировать» акцизный склад, заставляет уплачивать акциз с несуществующих остатков или как-то «химичить»...
Налоговики и раньше разъясняли, что Заявление на аннулирование акцизного склада можно подать только после аннулирования регистрации расходомеров-счетчиков и/или уровнемеров-счетчиков, которые имеются на акцизном складе.** Теперь это требование добавили и в текст Порядка.
** См., например, здесь.
Ошибочно или излишне уплаченный акциз. До новейших изменений в отношении возврата плательщику ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет средств в п. 26 Порядка была лишь ссылка на порядок возврата, определенный в ст. 43 НКУ. Теперь же там уточнено, что суммы средств, ошибочно или излишне уплаченные плательщиком на электронный счет в СЭАРГ и СЭ, подлежат возврату ему путем перечисления на счет плательщика в банке / небанковскому предоставителю платежных услуг.
Кроме того, были внесены изменения и в пп. 27 и 38 Порядка и теперь в СЭАРГ и СЭ в учетной карточке плательщика сумма остатков акцизного налога на электронном счете, в пределах которой плательщик имеет право на регистрацию Заявки на пополнение объемов остатка горючего или спирта этилового (∑Зап), уменьшается на сумму акцизного налога, которая была уплачена на электронный счет и согласно данным интегрированной карточки плательщика налога возвращена такому плательщику.
Поэтому ∑Зап теперь исчисляется как общая сумма пополнения плательщиком его электронного счета (∑Попрах) за вычетом общей суммы акциза, которая содержится в зарегистрированных в СЭАРГ и СЭ Заявках на пополнение объемов остатка спирта этилового (∑Ап) с учетом корректировок в указанные Заявки такого плательщика и возвращенных плательщику сумм акцизного налога, которые были ошибочно или излишне уплачены таким плательщиком на электронный счет. Напомним, что упомянутые суммы определения ∑Зап исчисляются нарастающим итогом начиная с 1 июля 2019 года. А вот возвращенные плательщику (ошибочные и/или излишне уплаченные на электронный счет) суммы акциза стали влиять на (уменьшать) показатель ∑Зап начиная с 29.12.2023.