Послабление для всех плательщиков сельхозЕН
Сам факт того, что аграрий будет носить гордое имя — плательщик сельхозЕН, приносит ему немало освобождений от уплаты ряда налогов и сборов. Перечень этих гарантированных освобождений приведен как в п. 297.1 НКУ, так и в других нормах НКУ. Вспомним все послабления, на которые могут рассчитывать только плательщики сельхозЕН.
Налог на прибыль. Как только аграрий стал плательщиком сельхозЕН, так сразу он получает освобождение от уплаты налога на прибыль.
Но в определенных случаях все равно налог на прибыль даже плательщикам сельхозЕН платить придется. Речь идет о случаях, когда плательщик сельхозЕН (п.п. 1 п. 297.1 НКУ):
1) осуществляет выплату доходов нерезиденту — юрлицу или уполномоченному им лицу (кроме постоянного представительства на территории Украины) с источником их происхождения из Украины (п. 297.5 НКУ). Речь идет о том, что даже плательщику сельхозЕН придется при выплате доходов нерезиденту уплатить с таких доходов налог на репатриацию.
Исключение представляет только выплата нерезидентам некоторых видов доходов, которые приравнены к дивидендам. Речь о доходах, приравненных к дивидендам, перечисленных в абзацах четвертом — шестом п.п. 14.1.49 НКУ (конструктивные дивиденды).
Это утверждение касается как юрлиц, так и ФЛП — плательщиков сельхозЕН.
Кроме того, помните: налог на репатриацию не удерживают с доходов, которые выплачиваются нерезидентам-физлицам. Их доходы облагают НДФЛ согласно п. 170.10 НКУ;
2) признается контролирующим лицом над контролируемыми иностранными компаниями (КИК). Кто считается контролирующей компанией, а кто является КИК, прописано в ст. 392 НКУ.
Но если плательщик сельхозЕН является контролирующей компанией, то он должен начислять и уплачивать налог на прибыль с откорректированной прибыли КИК (п. 297.6 НКУ). Это исключение из освобождения касается именно юрлиц — плательщиков сельхозЕН.
НДФЛ. ФЛП, избравшие сельхозЕН, освобождены от уплаты НДФЛ за себя в части доходов, которые получены в результате хоздеятельности (п.п. 2 п. 297.1 НКУ). Оно и не удивительно, ведь они уплачивают ЕН.
В то же время если физлицо, которое создало ФЛП, является контролирующим лицом, то оно должно уплатить НДФЛ с откорректированной прибыли КИК в порядке, определенном п. 170.13 НКУ.
Земналог. Как юрлица, так и ФЛП, которые избрали сельхозЕН, освобождаются от уплаты налога на имущество в части земналога за земучастки, которые используются для ведения сельхозтоваропроизводства.
Освобождение от земналога касается только земель, которыми владеет юрлицо или физлицо, создавшее ФЛП (п.п. 3 п. 297.1 НКУ)
Причем по общему правилу, если юрлицо или ФЛП не использует землю в сельхоздеятельности, то за них земналог платить следует. В то же время на время действия ВП, даже если такая земля не используется в сельхоздеятельности, можно рассчитывать на военное освобождение (подробно об этом ниже).
Что касается арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности, то от ее уплаты сам факт получения статуса плательщика сельхозЕН не освобождает. То есть даже плательщики сельхозЕН должны уплачивать такую арендную плату по общему правилу. Но в военное время от такой уплаты некоторые аграрии могут получить военное освобождение (об этом см. дальше).
Рентная плата. Также плательщики сельхозЕН освобождены от уплаты рентной платы за спецводопользование (п.п. 4 п. 297.1 НКУ).
Ее на сегодня платят только первичные водопользователи, то есть лица, которые на основании разрешения на спецводопользование осуществляют забор воды из водного объекта, в том числе из скважины. Поэтому аграрии, которые используют воду из подземного водного объекта (из скважины) или из наземного водного объекта (пруда, озера и т. п.) для хозяйственных целей, например поение животных или орошение земли, не уплачивают рентную плату за такую воду.
Все остальные виды рентной платы плательщики сельхозЕН должны платить на общих основаниях.
В то же время поскольку мы сейчас говорим об агротоваропроизводителях, то некоторые категории этих плательщиков могут рассчитывать на освобождение от уплаты рентной платы за добычу полезных ископаемых (воды). То есть речь идет об освобождении от рентной платы за добычу воды из скважин.
Так вот, от ее уплаты точно могут быть освобождены плательщики сельхозЕН (как и плательщики других ЕН-групп и другой системы налогообложения), которые занимаются добычей воды из скважины. Но при этом согласно законодательству:
— они признаны фермерскими хозяйствами (ФХ) (п.п. 252.1.4 НКУ). Это касается как ФЛП, так и юрлиц;
— они могут добывать воду без разрешения на спецводопользование. Речь идет о тех аграриях (в том числе и плательщиках сельхозЕН), которые добывают воду из скважины в объеме, не превышающем 5 куб. м в сутки. Ведь если добывать воду в таком объеме, то аграрий не осуществляет спецводопользование и потому не должен иметь разрешение на спецводопользование. А те субъекты, которые не имеют такого разрешения, не считаются плательщиками рентной платы за добычу полезных ископаемых. На этом акцентируют внимание налоговики в БЗ 122.01 и 122.04.
Все остальные аграрии, которые добывают воду (то есть которые не отнесены к фермерским хозяйствам или которые добывают воду в объеме больше, чем 5 куб. м в сутки), должны уплачивать рентную плату за добычу воды
Акцизный склад. Плательщики сельхозЕН могут рассчитывать на пользование более лояльными критериями для неотнесения их мест хранения горючего к акцизным складам. Так, не будет акцизным складом место хранения горючего для плательщика сельхозЕН, который использует горючее только для собственных нужд и не осуществляет реализацию и хранение горючего другим лицам, если ему на склад поступило за календарный год горючего не больше чем 10000 м3 (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии) (п.п. «в» п.п. 14.1.6 НКУ). При этом объем емкостей, которые имеются на складе, роли не играет.
Если бы аграрий не был плательщиком сельхозЕН, а был бы на общей системе или на обычном ЕН, то тогда даже если бы он использовал горючее только на свои нужды, его нефтесклад не становился бы акцизным при соблюдении намного более жестких требований. А именно объем оборота горючего на складе не должен был бы превышать 1000 куб. м (а это в 10 раз меньше, чем дано плательщику сельхозЕН), а объем емкостей не должны быть больше 200 куб. м (на сельхозЕН вместимость емкостей роли не играет).
Льготы для арендодателей. Также плательщики сельхозЕН имеют послабления, которые передаются лицам, с ними сотрудничающим. Речь идет о физлицах, которые передают плательщику сельхозЕН в аренду землю. Такие физлица-арендодатели получают освобождение от уплаты земналога за переданные в пользование земли плательщику сельхозЕН (п. 281.3 НКУ).
Другие послабления. Избрать сельхозЕН могут только агротоваропроизводители. А следовательно, плательщики сельхозЕН могут рассчитывать на послабления, установленные для агротоваропроизводителей. Так, например, аграрий (в том числе и плательщик сельхозЕН) может рассчитывать:
1) на получение освобождения от уплаты налога на недвижимость за сельхозздания и сооружения, которые отнесены к классу «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» (код 1271) по ДК 018-2000*.
* ДК 018-2000 отменен. Вместо него утвержден Национальный классификатор НК 018:2023 «Классификатор зданий и сооружений». По нему класс 1271 носит название «Нежилые сельскохозяйственные здания». Однако волноваться из-за этого пока что не стоит, поскольку приведенная норма и до сих пор содержит ссылку на ДК 018-2000.
Его могут получить все аграрии, как юрлица, так и ФЛП.
Критерии получения освобождения просты. Следует быть агротоваропроизводителем, владеть сельхоззданиями и сооружениями, которые отнесены к классу «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» (код 1271) по ДК 018-2000 и использовать в своей деятельности и не сдавать их в аренду, лизинг, ссуду (п.п. «ж» п.п. 266.2.2 НКУ). Тогда за такие сельхозздания налог на недвижимость можно не уплачивать.
Конечно, на время действия ВП перечень объектов недвижимости, за которые можно не уплачивать налог на недвижимость, несколько расширился. Причем это военное освобождение касается всех плательщиков, а не только аграриев, которые избрали сельхозЕН. О военных льготах для аграриев см. ниже;
2) на льготы в уплате ЕСВ. Но речь только о ФЛП, который является семейным ФХ. Так вот, такие ФЛП могут рассчитывать на следующие послабления:
— физлицо, которое учредило ФЛП, должно уплачивать ЕСВ в минимальном размере;
— можно рассчитывать на господдержку в виде частичной уплаты ЕСВ (от 10 до 90 % минимального страхового взноса) в течение 10 лет за членов/председателя семейного ФХ. Об особенностях уплаты ЕСВ ФХ читайте в статье «Уплата ЕСВ членами фермерского хозяйства за 2023 год» // «Налоги & бухучет», 2024, № 9 (ср. ).
Военные освобождения от сельхозЕН
СельхозЕН и АТО/ООС-освобождения. На время действия ВП существует два вида послаблений для плательщиков сельхозЕН. Первое — это АТО/ООС-освобождение.
Еще до начала полномасштабного вторжения в п.п. 38.8 подразд. 10 разд. ХХ НКУ содержалось освобождение от уплаты сельхозЕН для аграриев за земли, которые были оккупированы до 24.02.2022.
Это освобождение распространяется на земучастки, которые расположены на временно оккупированной территории в Донецкой и Луганской областях. То есть речь идет о землях, которые перечислены в Перечне, утвержденном распоряжением Кабмина от 07.11.2014 № 1085-р (п.п. 38.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Этот Перечень с началом ВП не обновлялся. Поэтому те аграрии, которые попали под оккупацию после 24.02.2022, даже из Луганской и Донецкой области, на освобождение на время ВП от уплаты сельхозЕН рассчитывать не могут.
В то же время действует это освобождение для вышеупомянутых земель на период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение АТО и/или ООС. И хотя с 24.02.2022 в Украине введено ВП, на время его действия АТО/ООС не прекращены. Поэтому рассчитывать на это освобождение можно и на время действия ВП.
СельхозЕН и ВП-освобождение. В 2023 году законодатели таки предоставили
освобождение от уплаты сельхозЕН на время действия ВП для сельхозугодий и/или земель водного фонда, которые находятся на территориях, на которых ведутся активные боевые действия (АБД) или такие территории являются временно оккупированными (п.п. 69.33 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)
Указанное освобождение действует до даты завершения на таких территориях АБД или временной оккупации.
Определение территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированных территорий должно происходить по Перечню № 309*. Именно опираясь на его (на даты, указанные в нем в отношении действия на определенной территории АБД и/или оккупации) и следует определять, получает ли аграрий в 2024 году освобождение от уплаты сельхозЕН.
Если на 01.01.2024 территории, где находятся земли агрария, находятся в оккупации или в зоне АБД, то пока в 2024 на вашей территории не закончится АБД или оккупация, за такие земли сельхозЕН считать не нужно.
Если все земли на начало 2024 года находятся в зоне АБД или временной оккупации, то все равно следует подать отчетность по сельхозЕН на 2024 год. В ней вы просто не начисляете налог
А подаете эту декларацию из-за того, что без нее быть в 2024 году плательщиком сельхозЕН не удастся. Конечно, если нет сейчас возможности подать такую декларацию, то будете ее подавать, когда она появится.
Если же земля расположена в 2024 году только на территории, которая находится в зоне возможных боевых действий или на другой территории, на которой нет ни активных боевых действий, ни оккупации, то считать сельхозЕН следует по общим правилам.
Исключение составляет только земля, которая:
— находится в консервации;
— засорена взрывоопасными предметами или непригодна для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами.
Ведь в соответствии с п. 2921.1 НКУ вышеупомянутые земли не являются объектом обложения сельхозЕН на период консервации или на период, когда земельные участки были засорены или признаны потенциально загрязненными взрывоопасными предметами.
Сельхоздоля и послабление
Общие требования. Чтобы юрлицо было плательщиком сельхозЕН в следующем году, размер его сельхоздоли должен быть на уровне не меньше 75 % (п.п. 4 п. 291.4 НКУ). То есть размер сельхоздоли должен быть или равен, или выше этого показателя.
В то же время по разным причинам, в том числе и из-за военных действий, аграрии не всегда имеют возможность выполнить требование в отношении размера сельхоздоли на уровне 75 %. Но это не значит, что аграрий, который не выполнил эту долю, уже не сможет избрать или быть плательщиком сельхозЕН. Ведь на сегодня в НКУ есть несколько норм, которые дают право даже тем, кто не удержал сельхоздолю на уровне 75 %, избрать сельхозЕН.
Форс-мажорное послабление. Речь идет о ситуации, когда аграрий не выполнит 75 % сельхоздолю в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы (п.п. 298.8.4 НКУ).
Обращаем внимание! Этим послаблением могут воспользоваться только те аграрии, которые в прошлом году были плательщиками сельхозЕН и из-за форс-мажора не смогли выполнить требование в отношении размера сельхоздоли.
Причем, чтобы аграрию быть плательщиком сельхозЕН и без соблюдения сельхоздоли, областной совет должен подтвердить наступление форс-мажора, который не дал ему возможность удержать сельхоздолю на уровне 75 %. Именно он должен издать решение о наличии обстоятельств непреодолимой силы и перечень субъектов хозяйствования, которые пострадали вследствие таких обстоятельств.
Если аграрий попал в этот перечень, то есть шанс быть плательщиком сельхозЕН в следующем году и без соблюдения сельхоздоли на уровне 75 %
Тот факт, что в Украине действует ВП и существует письмо от ТПП от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 о признании войны форс-мажором или даже у предприятия есть индивидуальный сертификат ТПП о том, что на территории предприятия состоялся форс-мажор, без решения областного совета о наступлении форс-мажора и упоминания в нем агрария у последнего нет права воспользоваться этим послаблением.
В то же время это не говорит о том, что во время действия ВП аграрий без решения областного совета о наступлении форс-мажора должен всегда соблюдать 75 % предел, чтобы быть плательщиком сельхозЕН. О них дальше.
Послабление АТО/ООС. Если все земли агрария находятся в зоне проведения АТО/ООС, то до их окончания (на время ВП АТО/ООС продолжает действовать) он имеет право быть плательщиком сельхозЕН без соблюдения 75 % сельхоздоли. Такое право ему дает п.п. 38.8 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Но такое послабление касается только аграриев, у которых сельхозугодия расположены на территориях, которые были оккупированы до 24.02.2022 (их перечень ищите в распоряжении Кабмина от 07.11.2014 № 1085). На оккупированные территории после 24.02.2022 это освобождение, к сожалению, не распространяется.
Что касается территорий, которые оккупированы начиная с 24.02.2022, а также территорий, на которых ведутся боевые действия, то для них в НКУ в отношении соблюдения сельхоздоли есть свое послабление.
Сельхоздоля во время ВП. В НКУ существует и отдельное послабление в отношении выполнения размера сельхоздоли, направленное на аграриев, у которых земли находятся на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на временно оккупированных территориях. Такое послабление содержится в п.п. 10.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. А именно в нем говорится о том, что пока действует ВП, для избрания сельхозЕН впервые или продолжения пребывания на сельхозЕН в следующем году аграрий, на земле которого велись (ведутся) боевые действия (как возможные, так и активные), а также если земли агрария были или находятся в оккупации, может ориентироваться на сельхоздолю в размере не 75 %, а только 50 %.
Но, чтобы можно было воспользоваться 50 % пределом, при избрании или подтверждении статуса плательщика сельхозЕН на 2024 год должно выполняться следующее требование:
не менее 30 % общей площади сельхозугодий и/или земель водного фонда, которые принадлежат аграрию или использовались им в предыдущем году (то есть 2023-м), располагалось не менее 6 месяцев на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, которые временно оккупированы
Чтобы определить, выполнил ли аграрий вышеприведенное требование, нужно ориентироваться на даты боевых действий и оккупации, указанные в Перечне № 309. Причем в выполнение 6-месячного периода пребывания территорий в зоне боевых действий следует брать период пребывания в зоне как активных, так и возможных боевых действий.
Следовательно, если 30 % сельхозугодий агрария в 2023 году было в зоне боевых действий (даже если только в зоне возможных боевых действий) или в оккупации 6 месяцев, то, чтобы быть плательщиком сельхозЕН в 2024 году, можно ориентироваться на сельхоздолю в размере 50 %, а не 75 %.
Освобождение от МНО
Поскольку в начале 2024 года считают МНО за прошлый год, то будем говорить о расчете МНО за прошлый год.
Так вот, согласно п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ сельхозугодия, которые находятся на территории АБД или на временно оккупированных территориях Украины, освобождены от расчета. Причем это освобождение касается всех плательщиков, в том числе и плательщиков сельхозЕН.
Другое дело, если исходить из буквального прочтения положений п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, то кажется, что в 2023 году рассчитывать на освобождение никто не может, в том числе и плательщик сельхозЕН.
Дело в том, что в этом подпункте сказано только о том, что освобождение от расчета МНО за земли на территории АБД или оккупированной территории распространяется исключительно на 2022 год. О том, что это освобождение касается и расчета МНО за 2023 год и следующие годы, в п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ прямо не говорится.
В то же время если исходить из логики изложения МНО-освобождения, то можно допустить, что оно должно действовать и в 2023 году, и в следующих годах, вплоть до того времени, пока территория, где находятся сельхозугодия, согласно Перечню № 309 будет находиться в зоне АБД или временной оккупации. Именно так велит делать один из абзацев п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. В нем сказано, что сумма МНО за земли, на которые распространяется освобождение, определяется пропорционально количеству месяцев, когда такие земли подлежали обложению платой за землю.
В то же время без четкого указания на освобождение есть опасность, что налоговики могут считать иначе. До сих пор фискалы по поводу того, распространяется ли военное МНО-освобождение на 2023 год на плательщиков сельхозЕН, не высказались.
Но поскольку они уже признали (БЗ 107.01.07), что военное МНО-освобождение распространяется за 2023 год на ФЛП — плательщиков ЕН, то считаем, что оно должно распространяться и на плательщиков сельхозЕН. Ведь норма, которой установлено такое освобождение, для ФЛП и для плательщиков сельхозЕН одна и та же.
Следовательно, на наш взгляд,
плательщики сельхозЕН получают освобождение от расчета МНО за сельхозугодия, расположенные в 2023 году и следующих годах за период, пока их территория будет находиться в зоне АБД и/или временной оккупации
В то же время даже тот факт, что земли плательщика сельхозЕН не находятся в зоне АБД или во временной оккупации, еще не говорит о том, что за них придется уплачивать МНО. Ведь в соответствии с п. 381.2 НКУ МНО не уплачивают за земли, за которые не начислялись и не уплачивались плата за землю или сельхозЕН, из-за того, что земля:
— находится в консервации;
— засорена взрывоопасными предметами или признана потенциально загрязненной взрывоопасными предметами.
Поэтому если в 2023 году или в других годах аграрий получит освобождение от платы за землю в части как земналога, так и арендной платы (п. 283.1.2, ст. 2831 и п. 288.8 НКУ), или освобождения от уплаты сельхозЕН (п. 2921.1 НКУ) за законсервированные или загрязненные или потенциально загрязненные взрывоопасными предметами земли, то за эти периоды считать МНО он не должен.
Другие виды военных послаблений
Плата за землю. О том, что плательщик сельхозЕН не является плательщиком земналога за земли, которые используются в сельхоздеятельности, было сказано выше. Поэтому за такие земли уплачивать плату за землю не следует, не считаясь ни с чем. Даже на действие военного освобождения от платы за землю.
Что касается других земель, например, арендованных у государства или органов местного самоуправления, то от уплаты платы за землю может защитить военное освобождение. Так,
в 2024 году земельные участки освобождены от платы за землю за те месяцы, в течение которых соответствующая территория была определена как территория АБД или временно оккупированная территория (п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)
При этом количество полных месяцев, в течение которых действует это освобождение, определяется по Перечню № 309 в зависимости от дат начала/окончания АБД/временной оккупации.
Следовательно, это военное послабление дает плательщикам сельхозЕН право в 2024 не уплачивать:
— земналог за земли, которые плательщик сельхозЕН не использует в сельхоздеятельности. Ведь когда земли не задействованы в сельхоздеятельности, то общее освобождение от платы за землю не действует;
— арендной платы за аренду земель государственной и коммунальной собственности.
Главное условие — земли находятся во временной оккупации или на территории АБД.
В то же время даже если вышеупомянутые две категории земель не попадают под это военное освобождение, то можно рассчитывать на освобождение от уплаты платы за землю, если земли:
— находятся в консервации;
— засорены взрывоопасными предметами;
— непригодны для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами.
Правила получения таких видов освобождения прописаны в п.п. 283.1.2, ст. 2831 и п. 288.8 НКУ. Воспользоваться ими могут как плательщики сельхозЕН, так и любые другие категории плательщиков платы за землю. Подробно об этом освобождении читайте в следующих номерах.
Налог на недвижимость. Также плательщик сельхозЕН, кроме освобождения от уплаты налога на недвижимость за сельхозздания (см. выше), имеет право в 2024 году на получение военного освобождения, прописанного в п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. А именно: в соответствии с этим подпунктом освобождены от уплаты налога на недвижимое имущество за недвижимость, которая находится на территории АБД и/или временно оккупированной территории. При этом количество полных месяцев, в течение которых действует это освобождение, определяется по Перечню № 309 в зависимости от дат начала/окончания АБД/временной оккупации.
Кроме того, если у агрария вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией рф, есть:
1) уничтоженная недвижимость, то за нее плательщики сельхозЕН, как и другие плательщики, освобождаются от уплаты налога на недвижимость;
2) поврежденная недвижимость, которая:
— требует капитального ремонта, реконструкции или реставрации, то плательщик сельхозЕН, как и другие плательщики, освобожден от налога на недвижимость за период до даты завершения восстановления дома;
— подверглась незначительным повреждениям и подлежит восстановлению путем текущего ремонта, то местные органы власти и военные администрации могут установить для такой недвижимости плательщиков сельхозЕН, как и для других плательщиков, льготные ставки или вообще освободить от уплаты.
Подробно об этих освобождениях в отношении уничтоженной или поврежденной недвижимости читайте в п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и в одном из следующих номеров.
Эконалог. Плательщики сельхозЕН, как и другие лица, на 2024 год освобождены от начисления и уплаты эконалога за загрязнение окружающей среды, которое осуществляет их стационарный источник загрязнения (например, котельная и т. п.), расположенный на территориях АБД и/или временно оккупированных территориях (п.п. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Количество полных месяцев, в течение которых действует это освобождение, определяется по Перечню № 309 в зависимости от дат начала/окончания АБД/временной оккупации.
Кроме того, п.п. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ также определено, что когда территория, где находится стационарный источник загрязнения, будет признана органом местного самоуправления, военной администрацией и военно-гражданской администрацией загрязненной или потенциально загрязненной взрывоопасными предметами, то эконалог за стационарные источники загрязнения, расположенные на такой территории, уплачивать также не придется до месяца, в котором она будет признана пригодной для использования.
Выводы
- Плательщик сельхозЕН может рассчитывать на гарантированные освобождения от уплаты ряда видов налогов и сборов, а именно: налога на прибыль (кроме налога на репатриацию и налогообложение прибыли КИК), земналога за сельхозземли, рентной платы за спецводопользование.
- Также плательщик сельхозЕН может рассчитывать на послабление при определении нефтесклада акцизным складом, а физлица, которые сдают в аренду ему земли, получают освобождение от уплаты земналога.
- Также в 2024 году плательщик сельхозЕН может получить военное освобождение от платы за землю, налога на недвижимость, МНО, сельхозЕН и эконалога.