22.07.2024
Представим ситуацию: покупатель приобрел у поставщика партию товара. Поставщик выписал НН и зарегистрировал ее. По этой НН покупатель увеличил НК. Однако потом поставщика включают в рисковые плательщики. Теперь дело за покупателем: налоговики зачастую также включают его в рисковые на основании кода 13 Справочника кодов № 17* (покупка товаров/услуг у плательщика, в отношении которого принято решение о соответствии критериям рисковости плательщика).
Для этого по мнению налоговиков нужно не так много: главное, чтобы между датой регистрации этой НН и датой вынесения решения о соответствии покупателя рисковым критериям прошло не более 180 дней (абз. 9 п. 6 Порядка № 1165*).
Итак, вполне возможна такая ситуация, когда ничего не подозревающий покупатель приобрел товар, поставил НК по зарегистрированной НН, а потом его включают в рисковую категорию из-за того, что поставщика включили в рисковые. Законность таких действий в этой статье не обсуждаем (см. «Критерий 8 рисковости плательщика — «имеется налоговая информация» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59), говорить будем в чисто прагматическом ключе: что теперь делать покупателю?
Иногда налоговики на местах идут якобы навстречу покупателю и советуют провернуть нехитрую комбинацию.
Для того чтобы покупателя исключили из рисковых, они просят компенсировать увеличенный ранее НК путем начисления компенсирующих НО согласно п. 198.5 НКУ
Само собой, п. 198.5 НКУ никакого отношения к рисковости плательщика не имеет. Из наиболее подходящих оснований в нем указаны нехозяйственное использование приобретенных товаров/услуг (п.п. «г») и использование в необлагаемых операциях (пп. «а» и «б»). Ни того ни другого в нашем случае нет. Налоговики это прекрасно понимают и не столько настаивают на таких действиях, сколько просят так сделать. В плане нивелирования налоговых последствий от этой операции их предложение выглядит логично: поставили НК и увеличили реглимит от рискового поставщика, сведите их на нет — и будет вам счастье. Но давайте разберемся, на сколько правильно выглядит это предложение с точки зрения Порядка № 1165.
Согласно абз. 11 п. 6 Порядка № 1165 комиссией регионального уровня рассматривается вопрос исключения налогоплательщика из перечня рисковых плательщиков в случае выявления обстоятельств и/или получения информации, свидетельствующих о несоответствии налогоплательщика критериям рисковости, и/или получения информации и копий соответствующих документов плательщика, свидетельствующих о несоответствии плательщика критериям рисковости.
Как видим, есть два варианта исключения из рисковых*: (1) выявление обстоятельств и/или получение информации о несоответствии критериям рисковости; (2) получение информации и копий соответствующих документов.
* Есть еще один вариант исключения из рисковых — автоматически при выходе самого поставщика из рисковых. Но поскольку он зависит от активных действий поставщика, а не покупателя, тут его не рассматриваем (см. статью «Автоматическое исключение из рисковых плательщика, контрагент которого снял рисковый статус» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59).
Второй вариант (когда плательщик собирает кучу документов и подает их копии налоговикам) понятен и доминирует на практике. Но, строго говоря, никто не мешает налоговикам воспользоваться и первым вариантом: удостоверившись, что плательщик уже не соответствует критериям рисковости, они могут исключить его из рисковых.
Но это в теории. А на практике первый вариант едва ли вообще используется. Ведь сама по себе операция по покупке товара/услуги у рискового поставщика (что и послужило основанием для включения покупателя в рисковые) никуда не денется, даже если покупатель компенсирует НК. То есть начисление компенсирующих НО не является 100 % гарантией того, что вас автоматически выведут из рисковых. В конце концов налоговики все равно могут упереться в то, что для выведения из рисковых покупателю все равно нужно подавать копии соответствующих документов. То есть, скорее всего, покупателю придется идти по традиционному второму варианту с подачей копий документов (в том числе с пояснением начисления компенсирующих НО).
Но часто бывает и немного другая ситуация. Покупатель приобрел товар/услугу у поставщика, поставил НК. Потом поставщика включают в рисковые, и вот на этом этапе налоговики сообщают покупателю: если вы не компенсируете НК, мы вас включим в рисковые. То есть тут они делают свое предложение еще до того, как вынесли решение о соответствии рисковым критериям. Как быть в такой ситуации?
Согласно абз. 3 п. 6 Порядка № 1165 в случае установления соответствия налогоплательщика хотя бы одному из критериев рисковости плательщика комиссией регионального уровня принимается решение о соответствии налогоплательщика критериям рисковости.
Как видим, здесь нет слов «может» принять решение, «имеет право» или подобных. Нет таких слов и в Критериях рисковости плательщика (приложение 1 к Порядку № 1165). То есть фискалы могут толковать норму так: если вы сделали покупку у рискового поставщика, то совершили деяние, упомянутое в коде 13 Справочника кодов № 17, а значит, уже соответствуете п. 8 Критериев рисковости плательщика. И не имеет значения, компенсировали вы НК или нет.
Получается, в этой ситуации, начислив условные НО, вам остается надеяться на порядочность налоговиков, которые сдержат свое слово. То есть, строго говоря, и в этом случае 100 % гарантии нет (хотя, в отличие от предыдущего случая, здесь все выглядит более реально).
С другой стороны, на практике были случаи, когда налогоплательщик действовал еще проще: поставил НК лишь после того, как поставщик вышел из рисковых. В результате вышло вот что. Во-первых, он все время нахождения поставщика в рисковых пользовался реглимитом. Во-вторых, не начислял компенсирующий НДС. В-третьих, налоговики его не включили в категорию рисковых. Правда, покупателю пришлось принести налоговикам документы, подтверждающие реальность этой покупки.
Как бы там ни было, покупателя не внесли в рисковые и эту НН не заблокировали. Но, строго говоря, никто не может гарантировать, что именно так поступят и остальные налоговики. К тому же это немного другой случай: покупатель ждал активных действий со стороны поставщика.
А вот те, кто решил не ждать выхода поставщика из рисковых и при этом начислил компенсирующие НО согласно п. 198.5 НКУ, задают резонный вопрос: а как быть потом, когда поставщик выйдет из рисковых? Можно ли как-то вернуть начисленные НО?
Строго говоря, прямой нормы об уменьшении компенсирующих НО в данном случае нет. Впрочем, определенные действия из НКУ все-таки следуют. Как мы уже выяснили, НКУ не содержит нормы, которая обязывает вас начислить компенсирующие НО. Если вы их начислили, то допустили ошибку. НКУ предусматривает порядок действий, направленных на ее исправление (п. 50.1 НКУ).
То есть если действовать в фарватере НКУ, покупатель имеет право исправить ошибку, подав УР, и снять излишне начисленные компенсирующие НО.
К сожалению, это может привести к искажению (занижению) реглимита из-за появления показателя ∑Перевищ (если компенсирующая НН и исправляющий ее РК составлены в разных периодах).
Здесь нужно упомянуть разве что о запрете подавать УР к декларациям за периоды до февраля 2022 года с показателями на уменьшение суммы налоговых обязательств (имеется в виду стр. 18 декларации, а не стр. 9; см. статью «Запрет на исправление завышения НДС: ориентир — стр. 18» // «Налоги & бухучет», 2022, № 75) и/или декларирования суммы бюджетного возмещения (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).