* zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques
Вывод документа
Налогоплательщики не имеют права на представление уточняющих расчетов за периоды до февраля 2022 года с уменьшением показателя строки 18 декларации по НДС
Двусмысленность норм законов известна давно. И вот не так давно появилась очередная неудачно сформулированная норма. Речь идет о п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, который вступил в силу с 27.05.2022. В ней сказано, что плательщики НДС временно, до прекращения военного положения, не имеют права подавать уточняющие расчеты за периоды до февраля 2022 года с показателями на уменьшение налоговых обязательств и/или декларирование бюджетного возмещения.
В чем тут проблема? А проблема в том, что понимать под термином «налоговые обязательства».
Давайте рассуждать. Эта норма касается исключительно НДС. Поэтому логично обратиться именно к той терминологии, которая используется в сфере НДС. Термин «налоговое обязательство» (для целей НДС) раскрыт в п.п. 14.1.1561 НКУ. В общем виде под ним понимается общая сумма НДС, полученная (начисленная) налогоплательщиком в отчетном периоде. То есть если четко следовать НДС-терминологии, то налоговые обязательства — это показатель строки 9 декларации. Она является итоговой строкой раздела I декларации, который называется «Податкові зобов’язання», а сама строка 9 так и называется «Усього податкових зобов’язань».
Строка же 18, в которой фиксируется сумма налога к уплате, называется совсем по-другому — «Позитивне значення різниці між сумою податкового зобов’язання та сумою податкового кредиту…, яке сплачується до державного бюджету». Поэтому, с первого взгляда, законодатель запрещает уменьшать строку 9 декларации, но вовсе не строку 18.
С другой стороны, запрет на уменьшение именно налоговых обязательств, декларируемых в строке 9, выглядит достаточно странно. В условиях военного положения идея законодателя была, судя по всему, в том, чтобы запретить уменьшать сумму налога к уплате довоенных периодов и, как следствие, ограничить возможность возврата переплаты, которая может появиться из-за подачи уменьшающего УР (подробно о том, в каких случаях исправление ошибки приводит к появлению переплаты, см. «Уменьшающий УР и появление переплаты» // «Налоги & бухучет», 2022, № 60). То есть идея была снизить дополнительную нагрузку на бюджет (об этом говорит и второй запрет — на декларирование бюджетного возмещения в тех же периодах).
Но запрет на уменьшение показателя строки 9 не поможет решить эту проблему. Во-первых, налогоплательщик может подать УР с увеличением налогового кредита, и тогда появится отрицательное значение, которое, в свою очередь, вполне может повлечь появление переплаты. Во-вторых, в декларации может быть громадный налоговый кредит, перекрывающий сумму налогового обязательства. В этом случае от заморозки строки 9 бюджету ни холодно, ни жарко.
Поэтому мы всегда придерживались мнения, что законодатель запретил уменьшать именно строку 18 декларации по НДС. То есть тут термин «налоговые обязательства» понимается не в смысле НДС-терминологии, а в общем смысле, как сумма налога к уплате (этот термин определен в п.п. 14.1.156 НКУ) (см. статью «Исправление НДС-ошибок — ключевые принципы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 60).
Благо наши читатели в курсе этой проблемы, поэтому недоразумений быть не должно.