17.06.2024

20-ОПП и ответственность: что нужно знать?

Поговорим о штрафах, связанных с уведомлением по форме № 20-ОПП. Какие действия или же бездеятельность в отношении этого документа могут привести к ответственности? Каким образом обнаруживают нарушения? Штрафуют за неподачу данных о каждом объекте? Ответы на эти (и не только) вопросы найдете в статье. Итак, поехали.

Нарушение в отношении 20-ОПП: что с ответственностью?

Какой штраф и за что? Налоговики считают, что в случае неподачи или несвоевременной подачи уведомления по ф. № 20-ОПП плательщика можно привлекать к ответственности по п. 117.1 НКУ (см. два разъяснения в категории 116.12 БЗ № 1 и № 2).

Напомним: в абз. 1 п. 117.1 НКУ речь идет, в частности, о неподаче в сроки и в случаях, предусмотренных в НКУ, заявлений или документов для постановки на учет в контролирующем органе, регистрации изменения местонахождения или внесении других изменений в свои учетные данные, неподаче исправленных документов для постановки на учет или внесении изменений, подаче с ошибками или не в полном объеме, неподаче сведений о лицах, ответственных за бухучет, в соответствии с требованиями, установленными в НКУ. Размеры штрафов следующие:

— для самозанятых лиц (в том числе ФЛП) — 340 грн;

— для юрлиц, обособленных подразделений или ответственных юрлиц по договору о совместной деятельности — 1020 грн.

В случае неисправления нарушений, о которых мы указали выше, или тех же действий, за которые в течение года уже применяли штраф по абз. 1 п. 117. 1 НКУ, будут грозить вдвое большие штрафы:

— для самозанятых лиц (в том числе ФЛП) — 680 грн;

— для юрлиц, обособленных подразделений или ответственных юрлиц по договору о совместной деятельности — 2040 грн.

Мы неоднократно писали о том, что применение этого штрафа достаточно спорное в контексте уведомления по ф. № 20-ОПП. С нашими аргументами вы можете ознакомиться, например, в «Налоги & бухучет», 2020, № 75. Однако, забегая наперед, заметим, что ни налоговики, ни суды* эту позицию не учитывают. То есть в случае неподачи или несвоевременной подачи уведомления таки штрафуют по п. 117.1 НКУ. К сожалению.

* Одно из таких решений — постановление ВС от 01.03.2023 по делу № 200/3904/21, где опровергался, в частности, аргумент: п. 117.1 НКУ нельзя применять из-за того, что НКУ непосредственно не устанавливает сроков для подачи уведомления по ф. № 20-ОПП. Этот срок устанавливается, кстати, в Порядке учета плательщиков налогов и сборов, утвержденном приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее — Порядок № 1588).

Ошибка в 20-ОПП или искажение. Отдельно выделим подачу уведомления по ф. № 20-ОПП с искажениями или же ошибками.

И здесь признаем: как искажение, так и ошибки штрафоваться по п. 117.1 НКУ не могут. Речь идет лишь о неподаче или несвоевременной подаче такой формы. Упоминание в этом пункте об ошибках касается исключительно данных о лицах, ответственных за ведение бухучета.

Кроме того, в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом Минфина от 12.01.2022 № 7 отмечено, что если плательщик указал в ф. № 20-ОПП другую информацию, чем в Рекомендованном справочнике типов объектов налогообложения, то штрафовать такого плательщика не имеют права. То есть, проще говоря, если вы указали какой-то тип объекта налогообложения, который не понравился в дальнейшем налоговикам, то вас штрафовать не могут.

С ошибками и искажениями в уведомлении по ф. № 20-ОПП стоит быть осторожными. Особенно тем, у кого есть РРО (ПРРО) или лицензии. Не забывайте, что, в частности, данные из этого документа берутся за основу во время регистрации этих устройств/программ. Также важно, чтобы в фискальном чеке и в ф. № 20-ОПП данные совпадали (например, об адресе хозяйственной единицы).

О важности уведомления читайте в статье «Важность формы № 20-ОПП» // «Налоги & бухучет», 2024, № 49.

Кто и как налагает штраф? Штраф по п. 117.1 НКУ налагают налоговики на плательщика в целом, а не на должностные лица (например, директора или главбуха).

Обратите внимание:

зафиксировать неподачу или несвоевременную подачу уведомления по ф. № 20-ОПП и, соответственно, оштрафовать по результатам камеральной проверки налоговики не могут

Все потому, что в соответствии с п.п. 75.1.1 НКУ такие вопросы не являются предметом камеральной проверки. И это подтверждают сами налоговики (см. письмо ГНСУ от 11.09.2023 № 2945/ІПК/99-00-04-03-01-06).

То есть остаются документальные (плановые и внеплановые) и фактические проверки. Однако с возможностью проверить (не)подачу заявления по ф. № 20-ОПП во время фактической проверки мы бы поспорили. Предмет таких проверок достаточно специфический и не совсем подходящий (см. п.п. 75.1.3 НКУ).

Помним: теперь не все проверки разрешены (читайте об этом в «Налоги & бухучет», 2023, № 100.

Не подали 20-ОПП по нескольким объектам: сколько штрафов?

Штрафуют за каждый объект. У налоговиков подход фискальный (кто бы сомневался ☹). То есть проверяющие налагают штраф по п. 117.1 НКУ за каждый объект, в отношении которого не было подано уведомление по ф. № 20-ОПП. Бегло это доказывает и разъяснение в категории 116.12 БЗ.

Базируются контролеры теперь и на постановлении ВС от 21.07.2020 по делу № 826/14197/17. По этому делу суд признал правомерным применение штрафа за неподачу формы № 20-ОПП о 442 объектах. В итоге: штраф за каждый объект по абз. 1 п. 117.1 НКУ.

Мы в свое время писали*, что применение заключений Верховного Суда ко всем подряд случаям некорректно. Так как проблема плательщика в упомянутом постановлении не только в том, что он не подал ф. № 20-ОПП. Речь шла еще и о том, что он не встал на учет по местонахождению этих объектов. Напомним: с помощью уведомления по ф. № 20-ОПП можно становиться на учет, не подавая при этом специальное заявление по ф. № 17-ОПП. То есть эти документы взаимозаменяемы (см. абз. 6 п. 7.2 Порядка № 1588).

* См. «Налоги & бухучет», 2020, № 75.

Однако дальнейшая судебная практика, судя по всему, все так же подтверждает:

штрафы за неподачу ф. № 20-ОПП за каждый отдельный объект правомерны

См. постановление ВС от 01.03.2023 по делу № 200/3904/21.

Укрупнение и обобщение. «А как же укрупнение информации?» — спросите вы. В этом же случае даже при наличии нескольких объектов подается только одно уведомление по ф. № 20-ОПП. Да, действительно, такая возможность предусмотрена в п. 8.4 Порядка № 1588. Например, если у вас офис, склад, склад-магазин, расположенные в одном офисном центре по одному адресу, то достаточно предоставить информацию по одному из типов объектов налогообложения, указав в наименовании: офис, склад, склад-магазин.

Также есть особенности в отношении однотипных (по виду, использованию, состоянию и виду права собственности) автомобилей (см. тот же п. 8.4 Порядка № 1588). В определенных случаях можно показывать их одной строкой с указанием количества в графе «Реєстраційний номер об’єкта оподаткування». Подробнее об этом читайте в статье «Как обобщать транспортные средства в ф. № 20-ОПП» // «Налоги & бухучет», 2024, № 49 (ср. ).

Налоговики продолжают гнуть свою линию и штамповать штрафы за каждый объект.

Мы с этим не согласны, поскольку речь должна идти об одном факте неподачи уведомления по ф. № 20-ОПП, а следовательно, и об одном штрафе

Более того, есть судебная практика в пользу плательщика. В частности, в постановлении Шестого апелляционного админсуда от 13.12.2022 по делу № 580/1864/22 речь шла о неподаче ф. № 20-ОПП о 10 автомобилях. Налоговики наложили 10 штрафов по абз. 1 п. 117. 1 НКУ. Однако суд принял доводы плательщика в отношении того, что речь идет только об одном объекте, а не о 10, поскольку надо применять обобщение по п. 8.4 Порядка № 1588. Потому соответствующее налоговое уведомление-решение (далее — НУР) суд отменил.

Надеемся, что и в дальнейшем суды будут занимать взвешенную позицию. То есть если говорится об укрупнении и обобщении, то считается, что речь идет только об одном объекте.

Повторность. Еще один важный момент. Повторность по абзацу второму п. 117.1 НКУ ни мы, ни суды, ни фискалы* здесь даже не рассматриваем, поскольку для нее необходимо, чтобы налоговики сначала выявили первое нарушение (а следовательно, выписали НУР, и уже потом второе). Несколько нарушений в процессе проверки — это не повторность по п. 117.1 НКУ.

* Видим это, в частности, в разъяснении в категории 116.12 БЗ.

Сроки давности и влияние военного положения

Сроки давности. В отношении нарушений, связанных с уведомлением по ф. № 20-ОПП, действуют сроки давности, предусмотренные в п. 109.1 НКУ. В частности, речь идет о 1095 календарных днях, которые отсчитываются со дня совершения правонарушения.

Поскольку на подачу уведомления у плательщика 10 рабочих дней после регистрации, создания или открытия объекта (п. 8.4 Порядка № 1588), то совершенным нарушение считается с 11-го рабочего дня.

Нюансы в военное положение. В контексте штрафов в отношении ф. № 20-ОПП заметьте: не всякая неподача / несвоевременная подача этого документа должна считаться нарушением.

Причина в том, что сроки подачи этой формы приостанавливались и стартовали лишь с 01.08.2023. То есть, например, если вам необходимо было подать уведомление в период с 22.02.2022 по 01.08.2023, то законно его можно было подать до 14.08.2023.

О появлении возможности штрафовать за неподачу / несвоевременную подачу ф. № 20-ОПП только с 01.08.2023 также говорят налоговики в разъяснении в категории 116.12 БЗ.

Выводы

  • За неподачу или несвоевременную подачу уведомления по ф. № 20-ОПП будет налагаться штраф по п. 117.1 НКУ.
  • Налоговики будут налагать по одному штрафу за неподачу информации о каждом объекте отдельно. Суды пока поддерживают эту позицию.
  • Если речь идет об объектах, которые можно укрупнить или обобщить (например, автомобили), то штрафовать должны как за неподачу уведомления об одном объекте (то есть один штраф). Есть судпрактика в пользу плательщиков. Но налоговики все равно налагают санкции за каждый объект отдельно.
  • Сроки давности для применения штрафа по п. 117.1 НКУ представляют 1095 дней со дня совершения правонарушения.