Темы статей
Выбрать темы

Аудит финотчетности и аудитдеятельность после Закона № 3603

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Изменения, внесенные Законом № 3603* в Закон Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» от 21.12.2017 № 2258-VIII (далее — Закон об аудите), по большей части касаются аудиторов и субъектов аудиторской деятельности. Однако затрагивают они и заказчиков аудиторских услуг, в частности предприятия, которые представляют общественный интерес. Вот что конкретно изменилось.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины в отношении совершенствования онлайн-коммуникации с налогоплательщиками и уточнения отдельных положений законодательства» от 23.02.2024 № 3603-ІХ, действует с 16.03.2024.

Правовая основа аудитдеятельности

По нормам ч. 1 ст. 3 Закона об аудите аудиторская деятельность регулируется данным Законом, другими нормативно-правовыми актами и международными стандартами аудита. В придачу к этому Закон № 3603 установил, что отныне принятие, вступление в силу, обжалование, выполнение и прекращение действия административных актов в сфере аудитдеятельности осуществляются в соответствии с Законом Украины «Об административной процедуре» от 17.02.2022 № 2073-IX и Законом об аудите.

Продолжительность задания аудита финотчетности

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона об аудите предприятие, которое представляет общественный интерес, назначает субъекта аудиторской деятельности для выполнения заданий по аудиту финансовой отчетности по меньшей мере на один год. В то же время этот срок может быть продлен. При этом

максимальная непрерывная продолжительность выполнения заданий по обязательному аудиту финотчетности для субъекта аудитдеятельности не может превышать 10 лет

Однако после окончания указанного максимального срока предприятие, которое представляет общественный интерес, может продлить срок выполнения таких заданий этим же субъектом аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 30 Закона об аудите). Но на какой срок это можно сделать, в комментируемых изменениях не уточнялось.

Теперь же после изложения ч. 4 ст. 30 Закона об аудите в новой редакции предприятие, которое представляет общественный интерес, может продлить срок выполнения таких заданий тем же субъектом аудитдеятельности:

1) на 10 лет по результатам открытого конкурса по отбору субъекта аудиторской деятельности, который проводится в соответствии с требованиями Закона об аудите;

2) на 14 лет, если:

— во-первых, в исполнении аудиторского задания одновременно будет участвовать несколько субъектов аудитдеятельности, а не один и,

— во-вторых, при условии, что по результатам обязательного аудита предоставляется общий аудиторский отчет.

Ответственность субъекта аудитдеятельности

Как предусмотрено ч. 1 ст. 42 Закона об аудите, аудитор и субъект аудитдеятельности может быть привлечен к профессиональной ответственности в порядке дисциплинарного производства. Основанием для привлечения к профессиональной ответственности является совершение аудитором и/или субъектом аудитдеятельности профессионального проступка (ч. 4 ст. 42 Закона об аудите).

Одним из профессиональных проступков субъекта аудитдеятельности является уклонение от проведения проверок. Формулировку именно этого проступка и изменили. Хотя, по сути, Законом № 3603 объединили п. 4 и п. 41 ч. 5 ст. 42 Закона об аудите. Следовательно, профессиональным проступком обновленный п. 4 ч. 5 ст. 42 Закона об аудите определяет уклонение субъектов аудитдеятельности:

от проведения проверки по контролю качества аудиторских услуг или других проверок;

от прохождения отслеживания выполнения рекомендаций, предоставленных по результатам таких проверок, в частности недопуск к проверке (к отслеживанию выполнения рекомендаций) инспектора (инспекторов) или отсутствие руководителя и/или других работников субъекта аудитдеятельности без уважительных причин по адресу, информация о котором содержится в Реестре аудиторов и субъектов аудиторской деятельности, в определенный для проведения проверки (отслеживания) срок, или

непредоставление (предоставление не в полном объеме) информации и/или документов (доступа к рабочим документам), которые касаются проверки (отслеживания выполнения рекомендаций) или

совершение других действий, которые делают невозможным проведение проверки по контролю качества аудиторских услуг (отслеживанию выполнения рекомендаций).

Кстати, заодно

отменили п. 21 разд. Х Закона об аудите, который позволял субъектам аудитдеятельности в военное время, а также в течение 6 месяцев после прекращения военного положения (ВП) проходить проверки по контролю качества аудиторских услуг только по их согласию

Аттестация аудиторов

На период действия ВП, а также в течение 24 месяцев после его прекращения или отмены, но не позже 31 декабря 2025 года остановлено действие ч. 6, 14, 15 ст. 19 Закона об аудите (абзац третий п. 13 разд. Х Закона об аудите). Раньше здесь говорилось о 31.12.2024. Напомним, что ст. 19 Закона об аудите устанавливает правила аттестации аудиторов.

В то же время со вступлением в силу Закона № 3603 возобновлено действие абзаца первого ч. 7 ст. 19 Закона об аудите. Ею установлено, что квалификационный экзамен и экзамены по теоретическим знаниям проводятся независимыми центрами оценивания знаний, аккредитованными комиссией по аттестации.

Военные правила проведения квалификационных экзаменов также будут действовать по 31 декабря 2025 года (абзац первый п. 18 разд. X Закона об аудите).

Подача информации в Реестр

Со вступлением в силу Закона № 3603 снова начали свое течение сроки, в течение которых (п. 14 разд. Х Закона об аудите):

— аудитор / субъект аудитдеятельности должен подать информацию в Инспекцию по обеспечению качества об изменениях, которые состоялись в данных Реестра аудиторов и субъектов аудиторской деятельности (ч. 2 ст. 22 Закона об аудите);

— субъекты аудиторской деятельности обязаны проходить контроль качества аудиторских услуг (ч. 3 ст. 40 Закона об аудите) и устранять выявленные недостатки (ч. 15 ст. 40 Закона об аудите).

Привлечение к ответственности аудиторов

В новой редакции изложен п. 19 разд. X Закона об аудите. Поэтому на период ВП, а также в течение 6 месяцев после его прекращения или отмены к аудиторам не будет применяться ответственность за нарушение требований Закона об аудите в части непроходження непрерывного профессионального обучения во время периода действия ВП. А вот

ответственность за нарушение требований Закона об аудите в отношении полноты и своевременности подачи сведений об аудиторе и субъекте аудиторской деятельности для обнародования в Реестре возобновили

(новая редакция п. 19 разд. X Закона об аудите больше не содержит этого послабления).

Аудиторская отчетность

Согласно обновленной редакции абзаца первого п. 20 разд. Х Закона об аудите ограничили срок, в течение которого аудиторы и субъекты аудиторской деятельности должны подать отчеты и отчетную информацию, подача которой требуется нормами данного Закона. До этого, напомним, аудиторам и субъектам аудиторской деятельности следовало отчитаться в течение 3 месяцев после прекращения или отмены ВП за весь период неподачи отчетности или обязанности предоставить соответствующую информацию. Отныне же это должно произойти — не позже 30 сентября 2024 года!

А вот субъекты аудитдеятельности, которые в связи с боевыми действиями не имеют возможности в сроки, определенные ст. 37 Закона об аудите, обнародовать отчеты о прозрачности, или внести изменения в опубликованные отчеты, или информировать Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью о том, что отчеты о прозрачности опубликованы на их веб-страницах и/или о внесении изменений в них, как и раньше (абзац второй п. 20 разд. Х Закона об аудите):

освобождаются от ответственности, установленной Законом об аудите, и

обнародуют отчеты о прозрачности в течение 3 месяцев после прекращения или отмены ВП.

Приостановка права на аудитдеятельность

По требованиям добавленного Законом № 3603 п. 211 разд. Х Закона об аудите на период действия ВП право аудитора на осуществление аудиторской деятельности может быть приостановлено (1) по личному заявлению аудитора или (2) по решению Совета надзора за аудитдеятельностью, принятому по представлению Инспекции по обеспечению качества, в случае:

1) неподачи аудитором информации для внесения в Реестр в соответствии с требованиями Закона об аудите и

2) неустранения аудитором нарушения по полноте подачи такой информации в течение 2 месяцев после вынесения аудитору предписания в соответствии с ч. 9 ст. 22 Закона об аудите.

Однако право на осуществление аудитдеятельности не может быть приостановлено:

— по личному заявлению аудитора, в отношении которого осуществляется дисциплинарное производство, а также

— при наличии оснований, предусмотренных ст. 221 Закона об аудите для отмены регистрации такого аудитора в Реестре.

Информация о приостановке права аудитора на осуществление аудитдеятельности будет обнародоваться в Реестре

В течение такого срока аудитор не имеет права осуществлять аудитдеятельность, в том числе в составе аудиторских фирм. Более того, субъектам аудиторской деятельности запрещено учитывать информацию об аудиторах, право на осуществление аудитдеятельности которых приостановлено, для обеспечения выполнения ими требований п. 4 ч. 1 ст. 23 Закона об аудите. То есть по обеспечению достаточного уровня квалификации и опыта аудиторов и персонала, который привлекается к предоставлению услуг в соответствии с международными стандартами аудита.

Возобновляется право аудитора на осуществление аудитдеятельности:

по заявлению аудитора после устранения им нарушения требований Закона об аудите в отношении полноты подачи информации для внесения в Реестр или

автоматически через 3 месяца после прекращения или отмены ВП.

Выводы

  • Предприятие, которое представляет общественный интерес, может продлить срок выполнения заданий по аудиту финотчетности тем же субъектом аудитдеятельности:
  • — на 10 лет по результатам открытого конкурса по отбор субъекта аудитдеятельности;
  • — на 14 лет, если в исполнении аудитзадания одновременно будет участвовать несколько субъектов аудитдеятельности, а не один при условии, что по результатам обязательного аудита представляется общий аудиторский отчет.
  • На период ВП право аудитора на осуществление аудитдеятельности может быть приостановлено (1) по личному заявлению аудитора или (2) по решению Совета надзора за аудитдеятельностью. В течение такого срока аудитор не имеет права осуществлять аудитдеятельность, в том числе в составе аудиторских фирм.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше