Вывод документа
Плательщики сельхозЕН компенсацию процентов в рамках программы «Доступные кредиты 5-7-9 %» признают доходом только в бухучете, а в расчет сельхоздоли не включают. Ведь такая сумма через стр. 3.1 Расчета сельхоздоли исключаются из общего размера дохода
Дешевый кредит. Компенсация процентов. Бухдоход. Для развития предпринимательства в Украине была введена программа «Доступные кредиты 5-7-9 %». Ее суть сводилась к тому, что субъекты хозяйствования, в том числе и агротоваропроизводители — плательщики сельхозЕН, уплачивают проценты за кредит по сниженной (5-7-9 % или иногда даже 0 %) ставке. А государство в лице Фонда развития предпринимательства (далее — Фонд) компенсирует банку разницу между базовой и сниженной ставками. Подробно об этой программе кредитования читайте в «Доступные кредиты по программе «5-7-9»: что в учете?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 6.
Те субъекты, которые участвуют в этой программе, знают, что
разницу в процентах, которую покрывает Фонд, следует в бухучете рассматривать как целевое финансирование
А следовательно, сумму компенсированных Фондом процентов аграрий в бухучете должен признать доходом. Когда именно происходит признание дохода, зависит от того, имеет ли место капитализация процентов, и от того, когда Фонд согласует компенсацию процентов.
Учитывая то, что в бухучете сумма процентов, которые компенсирует Фонд банка, будет доходом плательщика сельхозЕН, возникает вопрос: влияет ли сумма компенсированных процентов на размер сельхоздоли агрария?
Бухдоход от целевого финансирования и сельхоздоля. Если открыть Расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства (форма, утвержденная приказом Минагрополитики от 26.12.2011 № 772), то кажется, что сумма компенсированных Фондом процентов на размер сельхоздоли повлиять не должна, поскольку эти суммы при расчете сельхоздоли должны быть исключены из общего дохода агрария через стр. 3.1 Расчета сельхоздоли.
Такой вывод следовал из самого названия стр. 3.1 — «Сума одержаних з державного бюджету коштів фінансової підтримки». Из него следует, что через эту строку из дохода нужно исключить суммы целевого финансирования, полученные из государственного бюджета. Средства для компенсации процентов по программе «5-7-9» Фонд берет именно из госбюджета (п. 5 Порядка предоставления финансовой государственной поддержки субъектам предпринимательства, утвержденного постановлением КМУ от 24.01.2020 № 28). А следовательно, те суммы целевого финансирования, которые аграрий включил за период в доход, в Расчете сельхоздоли участвовать не должны.
Некорректное объяснение к строке 3.1 Расчета: на руку налоговикам. К сожалению, кроме самого названия стр. 3.1, мы имеем некорректное объяснение по заполнению этой строки, и этим пользовались налоговики в других своих разъяснениях.
Так, например, в письме ГНСУ от 13.04.2023 № 899/ІПК/99-00-04-03-03-06 в ответ на вопрос, влияет ли на размер сельхоздоли сумма гранта для создания или развития садоводства, ягодничества и виноградарства, который также предоставляется из госбюджета (п. 1 Порядка предоставления грантов для создания или развития садоводства, ягодничества и виноградарства, утвержденного постановлением Кабмина от 21.06.2022 № 738), фискалы заявили, что такая сумма будет участвовать в расчете сельхоздоли. А именно она включается в общий доход.
Через стр. 3.1 Расчета сельхоздоли сумма такого гранта из общего дохода агрария не исключается.
Аргументируют они это тем, что в объяснении по заполнению стр. 3.1 Расчета сельхоздоли сказано, что в эту строку включаются только суммы бюджетной дотации для развития сельхозтоваропроизводителей и стимулирования производства сельхозпродукции в соответствии со ст. 161 разд. V1 Закона № 1877*.
* Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 № 1877-IV.
Учитывая это, они делают вывод:
условием для включения в стр. 3.1 Расчета сумм полученных из госбюджета средств финподдержки является получение именно бюджетной дотации в соответствии со ст. 161 разд. VI Закона № 1877
Все остальные виды финподдержки, даже если они получены из госбюджета, в эту строку попасть не должны и потому участвуют в расчете сельхоздоли (уменьшают ее).
Почему объяснение к строке 3.1 некорректное и его надо игнорировать. Во-первых, в объяснении к заполнению стр. 3.1 упоминаются не только доходы от бюджетной дотации, но и кредитовые обороты по счету 48 «Целевое финансирование и целевые поступления». То есть если говорить буквально, то в стр. 3.1 можно включить все виды целевого финансирования, а не только полученные из бюджета.
Во-вторых, согласно этому объяснению через стр. 3.1 следует уменьшать общий доход уже на дату получения целевого финансирования, даже без признания его доходом. Хотя это ошибка. Ведь если доход от целевого финансирования не признан, то ни о каком уменьшении общего дохода на целевое финансирование речь идти не должна.
Учитывая это, можно говорить, что объяснения к стр. 3.1 содержат много противоречий и их можно толковать по-разному. Поэтому логично было бы опираться именно на название этой строки, а не на объяснения.
Но казалось, что убедить фискалов в обратном будет трудно. Ведь о том, что именно фискальный вывод они взяли на вооружение, свидетельствовал целый ряд их разъяснений (см. письма ГНСУ от 13.04.2023 № 899/ІПК/99-00-04-03-03-06, от 19.05.2023 № 1220/ІПК/99-00-04-03-03-06, от 31.05.2023 № 1342/ІПК/99-00-04-03-03-06). И хотя в них речь шла не о финпомощи из бюджета, а о получении гуманитарной помощи от международной организации (ей точно не место в стр. 3.1), и все же в этих разъяснениях фискалы повторяли, что в стр. 3.1 место только помощи в виде бюджетной дотации.
Поэтому была большая вероятность, что фискалы могут на этом основании отказать в уменьшении общего дохода агрария через стр. 3.1 и в случае признания дохода в виде целевого финансирования по программе «5-7-9».
Лояльный подход к дешевым кредитам. Но как оказалось, фискалы решили отойти от своего фискального подхода именно по поводу дохода от целевого финансирования по программе «5-7-9». Так, в комментируемом письме налоговики не стали углубляться в объяснения к заполнению стр. 3.1 Расчета сельхоздоли, а сделали вывод на основе названия этой строки. В своей консультации налоговики заявили, что
целевому финансированию по программе «5-7-9» не место среди общих доходов агрария
А потому такую сумму надо указать в стр. 3.1, то есть уменьшить общий размер дохода и тем самым увеличить размер сельхоздоли.
Свидетельствует ли такое разъяснение о кардинальном изменении подхода к заполнению стр. 3.1, учитывая бэкграунд этого вопроса, сказать пока что трудно. Поэтому советуем всем аграриям, которые не желают спорить с фискалами, получить у них разъяснение по этому поводу. Но поскольку появилось одно разъяснение, в котором налоговики дают добро на исключение целевого бюджетного финансирования из общего дохода через стр. 3.1, то надеемся, что налоговики будут его продвигать и в дальнейшем.