История вопроса. Со всеми подробностями она изложена в статье «Территории активных боевых действий, на которые не распространяется военное освобождение: неприятная позиция Минфина» // «Налоги & бухучет», 2024, № 14.
Для сегодняшнего нашего разговора напомним лишь, что:
— военное освобождение от отдельных налогов (платы за землю, налога на недвижимое имущество, эконалога, сельхозЕН и МНО) неразрывно связано с известным Перечнем № 309*. Такое освобождение распространяется только на территории активных боевых действий (АБД) и временно оккупированные территории, включенные в Перечень № 309. При этом территории возможных боевых действий (ВБД) под освобождение от налогообложения не попадают;
— правила формирования Перечня № 309 определены постановлением № 1364*. Прошлогодними изменениями в него, внесенными постановлением КМУ 09.05.2023 № 469, правительство подкорректировало структуру Перечня № 309, установив, что:
в территории, на которых ведутся (велись) боевые действия, включаются (1) территории ВБД, (2) территории АБД и (3) территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы (последнего подраздела раньше не было)
— с появлением в структуре Перечня № 309 нового подраздела «территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы» фискалы сначала соглашались с возможностью освобождения от уплаты определенных налогов на таких территориях (см. письма ГНСУ от 15.08.2023 № 2469/ІПК/99-00-04-01-04-06 и от 11.09.2023 № 2935/ІПК/99-00-04-01-04-06). Однако немного погодя они уточнили, что этот вопрос требует разъяснения Минфина (см. письма ГНСУ от 17.10.2023 № 3631/ІПК/99-00-04-01-04-06, от 24.10.2023 № 3734/ІПК/99-00-04-01-04-06, от 24.11.2023 № 4318/ІПК/99-00-04-01-03 ІПК, от 26.12.2023 № 4895/ІПК/99-00-04-01-03 ІПК);
— и наконец в письме от 29.12.2023 № 11230-09-62/37196 Минфин отказал в освобождении от налогообложения плательщикам, расположенным на территориях АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы. Объяснение чиновников следующее: этот подраздел Перечня № 309 применяется для целей, связанных с предоставлением определенных услуг, и не касается особенностей налогообложения.
Аналогичным образом о невозможности применения на таких территориях военных льгот по плате за землю (БЗ 111.05), налогу на недвижимость (БЗ 106.07) и экологическому налогу (БЗ 117.06) высказалась и ГНСУ.
Заодно прибавим, что возможность применения плательщиками из таких территорий других видов послаблений (уплаты авансовых взносов ФЛП на ЕН групп 1 и 2, РРО-ответственности и проверок) Минфин с фискалами, к счастью, не отрицали. Более того, в свежей БЗ 117.01.05 четко сказано, что ограничений в отношении права не уплачивать ЕН для ФЛП групп 1 и 2, налоговый адрес которых находится на территориях АБД, где функционируют государственные электронные информационные ресурсы, НКУ не установлено (наш комментарий к этой консультации см. в статье «Право на неуплату ЕН групп 1 и 2: конкретика в отношении льготных территорий» // «Налоги & бухучет», 2024, № 38).
Справедливость восстановлена? Комментируемое постановление наконец устранило вопиющую несправедливость, допущенную в отношении плательщиков отдельных налогов. После изменений, внесенных им в постановление № 1364, имеем полную определенность в отношении того, что
Вывод документа
для целей налогообложения территории активных боевых действий (АБД) — это включенные в Перечень № 309 территории АБД, а также территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы
Надеемся, Минфин, а вместе с ним и фискалы воспримут эту прямую норму правительственного постановления должным образом и отзовут свои предыдущие разъяснения. В свою очередь, плательщики, которые пострадали от их произвола, потому что вынуждены были в течение года уплачивать отдельные налоги, получат в конце концов военные налоговые льготы.
С когда можно применять льготы? Это — главный вопрос, который теперь следует решить. Выразим свое мнение в его отношении.
Комментируемое постановление вступило в силу со дня его опубликования — 03.05.2024. Вместе с тем норма, внесенная им в постановление № 1364, не изменяет правила налогообложения, которые были действующими и раньше, а имеет уточняющий характер. Ведь до этого ни в постановлении № 1364, ни в принятом в его исполнение Перечне № 309 не было сказано, что подраздел «территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы» не касается особенностей налогообложения. Это чистейшая выдумка Минфина!
А вот НКУ содержал и продолжает содержать четкое указание на то, что при определении территорий, на которые распространяется военное освобождение, следует ориентироваться на те из них, которые по Перечню № 309 находятся в зоне АБД. Поскольку
территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, в любом случае находятся в зоне АБД, то все это время военные льготы должны были бы распространяться на такие территории тоже
Следовательно, по нашему твердому убеждению, комментируемое постановление не устанавливает дату, с которой стартует освобождение от отдельных налогов на территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы. Плательщики имели и имеют на него право непрерывно начиная с даты, когда они попали в соответствующий подраздел Перечня № 309, и заканчивая датой, когда активные боевые действия на таких территориях будут прекращены. А это значит, что прямо сейчас они могут уточнить начисленные ранее налоговые обязательства по этим налогам за 2023 и 2024 годы.
Однако мы не исключаем, что Минфин и ГНСУ подойдут к делу иначе. Но даже если так случится, то считаем, есть шанс оспорить их подход в суде. Дополнительным аргументом в пользу плательщиков может служить то, что минфиновские хотелки оформлены не в виде обобщающей налоговой консультации, а обычным письмом. А письма министерств, других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами, они имеют лишь разъяснительный, информационный характер и не устанавливают правовых норм.