Темы статей
Выбрать темы

Перевозка горючего в более чем 5-литровых канистрах: проблемы

Павленко Алексей, налоговый эксперт
По материалам категории 114.11.02 Базы знаний

zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=41503

Вывод документа

Неплательщикам горючего акциза, которые используют горючее для собственного потребления, в случае перемещения транспортными средствами, которые не являются акцизными складами передвижными, горючего в канистрах (кроме перемещения в таре до 5 литров включительно) необходимо подавать Заявку на перемещение горючего

Эта консультация — образец «гиперформального» подхода ГНСУ к ответу на вопрос. Как вы догадались, у фискалов спросили: необходимо ли подавать Заявку на перемещение горючего неплательщику акцизного налога для перемещения горючего в канистрах транспортными средствами, которые не являются акцизными складами передвижными?

Короткий (утвердительный) ответ вы уже увидели выше (в «Выводе»). Исключение сделано лишь для перевозки горючего в таре до 5 л (включительно).

Давайте проанализируем корректность ответа и его возможные практические последствия.

Здесь во всем «виновата» норма п.п. 230.1.5 НКУ. Ведь именно в ней, в частности, установлено: транспортные средства, которые используются хозсубъектом, не являющимся распорядителем акцизного склада, для перемещения на таможенной территории Украины собственного горючего для нужд собственного потребления или промышленной переработки, должны учитываться в Перечне транспортных средств, которые перемещают горючее или спирт этиловый, который ведет ГНС. Такой учет обеспечивается обязательной подачей в ГНС в электронном виде Заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, которые не являются акцизными складами передвижными (далее — Заявка). Напомним, что форма и Порядок заполнения Заявки утверждены приказом Минфина от 08.05.2019 № 188.

Отдельно напомним, что абзацем третьим того же п.п. 230.1.5 НКУ перемещение горючего транспортными средствами, которые не указаны в посланных в ГНС заявках, прямо запрещено! А п. 228.3 НКУ обещает достаточно большие неприятности: в случае выявления фактов перемещения и/или хранения горючего с использованием транспортных средств, которые не указаны в заявках, соответствующие контролирующие органы временно (до вынесения решения суда) изымают такие горючее и транспортные средства из свободного обращения и подают соответствующие материалы в суд для вынесения постановления об их изъятии в доход государства (конфискации)! Отметим, что под такие нарушения «заточен» КУоАП:

норма ч. 4 ст. 164 КУоАП при перевозке горючего (или спирта этилового) без подачи Заявки предусматривает штрафы в размере от 17 до 34 тыс. грн с конфискацией горючего (или спирта этилового) и транспортных средств или емкостей и оборудования

Протокол по этой статье составляют фискалы и полиция, решение выносит суд.

Поэтому после таких «умных» консультаций за перевозку в багажнике авто хозсубъекта какой-то небольшой канистры с горючим есть шансы отхватить неприятностей «по полной» вплоть до конфискации авто (если оно принадлежит хозсубъекту**)!..

** Авто, емкости, оборудование, которое получено в пользование, например в аренду (то есть — принадлежат другому субъекту), конфисковать не имеют права!

Считаем, чтобы описать такую формальную ловушку, фискалы воспользовались несовершенством норм НКУ (в частности, упомянутых п. 228.3 и п.п. 230.1.5 НКУ), где не определены ни тип, ни минимальный объем емкостей, в которых перевозится горючее. Хотя и «коню» понятно, что законодатели имели в виду перевозку горючего в больших емкостях (цистернах) бензовозов, больших объемных (литров на 100 и больше) бочках и т. п. Мы считаем, что здесь надо трактовать нормы по их духу, а не буквально формально. А такой «пустяковый» подход фискалов, кроме «засорения» лишними заявками и авто Перечня транспортных средств, никакой пользы ни им, ни людям не принесет. А их администрирование операций с горючим только ухудшит (засорит)! Такой подход разве еще больше развяжет руки полицейским, хотя у последних и так хватает поводов, к чему цепляться при проверке транспортных средств... ☹

На этом фоне даже удивляет, что фискалы сделали исключение для перевозок горючего в (до)5-литровой таре. Ведь могли же и их — «под одну гребенку». Потому что это «послабление» они обосновали тем, что операции по передаче горючего в такой таре не являются «реализацией горючего» (по п.п. 14.1.212 НКУ). Не слишком убедительный аргумент... Разве при этом «горючее» перестает быть «горючим»? Но хотя бы здесь немного «отпустили» свою мелочность... Казалось бы, какая, собственно, разница: в багажнике авто две канистры по 5 литров или одну «десятку»?!. А она есть! Потому что перевозка в багажнике хотя бы одной канистры с каким-то количеством горючего, объем которой (именно канистры, а не горючего в ней!) больше 5 л, без предварительно поданной Заявки может закончиться достаточно большим штрафом (17 — 34 тыс. грн)! И — даже конфискацией горючего вместе с канистрой(ами) и/или транспортного средства, в котором перевозилась(лись) канистра(ы)!

Что же вы, господа фискалы, делаете?!.

Кстати, на невозможность подачи во время войны заявок уже не распространяются нормы Порядка подтверждения возможности или невозможности выполнения плательщиком налогов обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, утвержденного приказом Минфина от 29.07.2022 № 225. Потому что упоминание о заявках из этого Порядка убрали приказом Минфина от 18.09.2023 № 503, после того как убрали его и из упомянутого п.п. 691 подразд. 10 разд. ХХ НКУ! Поэтому сейчас нормативы не предусматривают никаких случаев неподачи заявок, и даже — когда для этого у хозсубъекта вообще отсутствует такая возможность!.. ☹

В конце несколько моментов, на которые стоит обратить внимание, и советов: как дальше работать (возить в канистрах горючее) при таких «странных» требованиях...

Замечание! Этот момент могут знать не все хозсубъекты из числа неплательщиков горючего акциза. Поэтому обращаем внимание, что для упомянутых целей «горючее» — это не только бензины и дизтопливо, но и все остальные виды жидкостей/субстанций по кодам УКТ ВЭД, которые приведены в п.п. 215.3.4 НКУ!

Поэтому чтобы не попасть в беду, всегда помните, что

горючим являются также разные газы, уайт-спирит, некоторые виды растворителей, мазута и ряд других товаров! Поэтому перевозка неплательщиками (!) горючего акциза в том числе и таких «нестандартных» видов горючего, в частности и в небольших емкостях — канистрах, бочках, газовых баллонах и т. п., которые превышают объемом 5 л, — также формально требует подачи электронной Заявки в ГНС

Напоминаем, что Заявка подается перед (!) перевозкой, поэтому если проскочили без Заявки, уже об этом вопросе не волнуйтесь: «не пойман — не вор».

Советы. Итак, на каждый выезд авто со «сверх 5-литровой» канистрой, баллоном и т. п. (даже когда там — дополнительный запас горючего, чтобы беспроблемно доехать до места назначения) формально перед выездом надо подавать в ГНС эту электронную Заявку. Но таких случаев может быть даже в день слишком много (нужно доставить горючее для генераторов, оборудования, к технике в поле, заглохшего авто и т. д., и т. п.). Поэтому на практике большинство наверняка будет пренебрегать такими неудобными «заявительными» обязанностями. Поэтому изложим некоторые свои мысли по этому поводу и советы.

1. Обязательно проинструктируйте водителей, чтобы на дороге были готовы к возможным проблемам при проверках из-за отсутствия этого транспортного средства в Реестре на момент перевозки горючего (поскольку Заявка не была подана). И чтобы знали, как себя при этом вести. См. также ниже пп. 5 и 4!

2. Можно заменить слишком емкие канистры соответствующим количеством 5-литровых.

3. Если канистра и т. п. на момент проверки совсем (!) пустая — вопросов нет, ведь запрещена перевозка горючего, а не канистр. Но если там есть хоть какое-то количество горючего, а емкость канистры превышает 5 л, проблемы возможны. Потому что ориентир здесь именно на объем канистр и т. п., а не горючего, которое в них перевозится.

4. Полицейские на практике нередко незаконно составляют админпротоколы по упомянутой ч. 4 ст. 164 КУоАП именно на водителей, а иногда и изымают горючее и транспортные средства. Поэтому водитель должен знать, что он не виновен в этом правонарушении, поскольку не обязан подавать в ГНС упомянутые заявки. Об этом он должен сообщить полицейских, отказаться от подписания админпротокола и в письменном виде указать в протоколе такую причину своего отказа. Судебная практика свидетельствует, что по таким составленным на водителей протоколам суды обычно штрафы не налагают.

Кроме того, как мы уже отметили:

если водитель управляет авто, которое хозсубъекту не принадлежит, а, например, взято последним в аренду, то водитель должен знать, что такое авто не может быть конфисковано

В зависимости от обстоятельств можно и намекнуть полицейскому, что за его незаконные действия будет послана жалоба начальнику МВД и что за его счет будут возмещаться все материальные убытки, нанесенные такими действиями...

5. Водитель в случае возникновения проблем при проверке вообще может заявить, что это его собственная(ные) канистра(ры) и в ней (них) его горючее (или «дяди Васино»), которое он потом заберет домой, а теперь просто «попутно» перевозит в служебном авто...

Поскольку нарушением без подачи Заявки считается перевозка именно собственного горючего хозсубъекта (для нужд его собственного потребления или промышленной переработки), а здесь владельцем горючего, которое перевозится, является водитель, проблемы должны быть сняты. Потому что доказать обратное проверяющим будет крайне трудно. А законодательством не запрещено перевозить собственные вещи в служебном авто...

Итак, фискалы не перестают нас неприятно удивлять... Но пусть перевозки вашего горючего (даже без заявок) всегда будут без проблем!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше