Темы статей
Выбрать темы

Мораторий на «таможенные» проверки почти отменен

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Закон Украины от 20.03.2024 № 3613-IX

Вывод документа

С 16 мая 2024 года* возобновлены документальные проверки соблюдения требований таможенного законодательства. Возобновляются начатые и не завершенные до 24.02.2022, введены особенности в отношении проведения новейших проверок, а для некоторых случаев оставлен мораторий на проверки.

Упрощен экспорт товаров в почтовых и экспресс-отправлениях суммарной таможенной стоимостью до экв. 1000 евро.

Значительные изменения — в отношении таможенного оформления учета и обращения биометана

* По нормам данного Закона — с 01.05.2024, но поскольку он вступил в силу с 16 мая, то возобновление/проведение проверок фактически стало возможным именно с 16.05.2024.

Содержание изменений. Комментируемым Законом (далее Закон № 3613), преимущественно вносятся изменения в Таможенный кодекс Украины (ТКУ), но — также и в некоторые другие законы. Эти изменения вносятся Законом № 3613 по большей части по трем направлениям, в частности в отношении:

— возобновления проверок «соблюдения требований законодательства Украины по вопросам таможенного дела» (далее — «таможенные» проверки);

— таможенного оформления предприятиями (в том числе ФЛП!)** экспорта товаров в международных почтовых или экспресс-отправлениях суммарной таможенной стоимостью до экв. 1000 евро;

— таможенного оформления биометана (особенно в отношении его экспорта) и пакета вопросов по его учету и обращению.

** Напомним, что по ТКУ: «предприятие — любое юридическое лицо, а также гражданин-предприниматель».

Поскольку вопросы, связанные с биометаном (которым в Законе № 3613 посвящена львиная доля изменений), достаточно специфические и интересные небольшому количеству читателей, то мы их в комментарии трогать не будем. А сконцентрируемся преимущественно на «таможенных» проверках.

С когда возобновлены проверки. Закон был подписан только 14 мая, в то время когда его нормы предусматривают продлить/начать «таможенные» проверки с 1 мая! Так или иначе, понимаем, что

эти нормы, как и проверки, смогли возобновиться/начаться не раньше 16 мая этого года — то есть с даты вступления Закона № 3613 в силу

«Реанимация» старых проверок. Законом № 3613 предусмотрено с 1 (16) мая возобновить на неиспользованный срок документальные проверки, встречные сверки, начатые и не завершенные до 24.02.2022 (кроме тех, на которые п. 934 разд. XXI «Заключительные и переходные положения» ТКУ установлен мораторий).

Акты (справки) о результатах таких проверок/сверок, отрицания к актам проверок, налоговые уведомления-решения, процедура вручения которых не завершена до 24.02.2022, посылаются (вручаются) до 1 июля 2024 года.

«Новейшие» проверки: поводы/особенности. С 1 (16) мая 2024 года документальные «таможенные» проверки (плановые/внеплановые, выездные и невыездные) и

встречные сверки снова могут проводиться, но — при наличии безопасных условий для их проведения (безопасного доступа, допуска к документам, помещениям, проведению инвентаризации и т. п.).

Предусмотрено, что в квартальные планы-графики документальных плановых выездных проверок таможенного органа в 2024 году могут быть включены предприятия:

— которые осуществляют ввоз в Украину подакцизных товаров, товаров, подобных тем, в отношении которых применяются особые виды пошлины;

— осуществляющие вывоз из Украины товаров, на которые установлена вывозная пошлина;

— которые оформили таможенные декларации с освобождением от / рассрочкой уплаты таможенных платежей;

— в отношении которых у таможенного органа имеется информация о декларировании составляющих таможенной стоимости не в полном объеме / о нарушении правил классификации товаров согласно УКТ ВЭД / недостоверного декларирования страны происхождения, что влияет на поступление таможенных платежей в бюджет.

О документальной невыездной (!) «таможенной» проверке. Несколько изменили (конкретизировали) первую из причин для проведения таких проверок (п. 1 ч. 2 ст. 351 ТКУ). Если раньше там речь шла о «выявлении признаков, которые свидетельствуют о возможном нарушении» таможенного законодательства, то теперь речь идет о «выявлении фактов или получении документов, информации (сведений), которые свидетельствуют о нарушении...». Надеемся, после этого будет меньше «проверочных» злоупотреблений со стороны таможенников. Во второй из причин для такой проверки (п. 2 ч. 2 ст. 351 ТКУ) добавилось: «поступление от уполномоченных органов иностранных государств... информации о неподтверждении соблюдения критериев происхождения... товаров».

Кроме того, установлено, что документальные проверки, которые были начаты (возобновлены), но не могут быть завершены в связи с отсутствием безопасных условий для их проведения, останавливаются по решению руководителя таможенного органа (или лица, которое исполняет его обязанности) до восстановления безопасных условий и/или устранения препятствий для их проведения. Такое решение может быть принято в том числе по мотивированному заявлению налогоплательщика!

Для каких проверок мораторий? Кроме того, с 1 (16) мая 2024 года действует

мораторий на проведение документальных «таможенных» проверок плательщиков:

— по вопросам ввоза гуманитарной помощи в период действия военного положения;

— с местонахождением на временно оккупированных рф территориях или территориях активных или возможных боевых действий — до последнего числа месяца, в котором завершена временная оккупация / боевые действия (а в случае изменения плательщиком налогов местонахождения на другую территорию Украины — до даты проведения государственной регистрации изменения)

Указано также, что перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных рф, определяется в установленном КМУ порядке. Наверняка ориентир — на действующую редакцию такого Перечня, который утвержден приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

«Дешевый» экспорт. С 16 мая с. г. (пока формально!) допускается помещение в таможенный режим экспорта (без оформления таможенной декларации по правилам ст. 236 ТКУ) товаров, суммарная таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 1000 евро, которые пересылаются предприятиями (включая ФЛП) за пределы таможенной территории Украины в международных почтовых или экспресс-отправлениях, путем подачи оператором почтовой связи или экспресс-перевозчиком дополнительного реестра международных почтовых или экспресс-отправлений, если:

1) на товары не установлена вывозная пошлина;

2) на товары не установлено ограничение в отношении их вывоза за пределы таможенной территории Украины в соответствии со ст. 197 ТКУ*.

* См., в частности, письмо Управления мероприятий торговой политики ГТСУ от 11.09.2020 № 28/40.

НДС-проблемы при «дешевом экспорте». Еще одним «косяком» законодателей является то, что

позволив «экспресс-почтовый» экспорт экв. до 1000 евро без оформления ТД, законодатели забыли внести соответствующие НДС-изменения в НКУ

Ведь п.п. 196.1.16 НКУ к операциям, которые не являются объектом обложения НДС, отнесены операции вывоза из Украины товаров (независимо от выбранного таможенного режима), только стоимость которых не превышает экв. 150 евро.

Заметим, что операции вывоза товаров из Украины стоимостью больше экв. 150 евро и по 1000 евро сейчас являются объектом обложения НДС (см. п.п. «г» п. 185.1 НКУ). В то же время последний абзац п.п. 195.1.1 НКУ, который регулирует для экспорта товаров вопросы нулевой ставки НДС, устанавливает, что товары считаются вывезенными из Украины, если такой вывоз подтвержден ТД, оформленной в соответствии с требованиями ТКУ. То есть в таких случаях, если ТД не оформляется, товары (формально) вывезенными не считаются?..

Однако поскольку (см. выше) такие товары будут помещены в таможенный режим экспорта, то считать такую операцию «поставкой» тоже некорректно (см. упомянутый п. 185.1 НКУ и, в частности, его последний абзац).

Несколько огорчает норма «ставочного» п. 194.1 НКУ, который к «НДС-объектным» операциям из п. 185.1 НКУ, которые не подпадают под нулевую ставку (не льготируются, не облагаются налогом по ставке 7 или 14 %), требует применять ставку НДС — 20 %!

Но в то же время более специальный п. 206.4 НКУ устанавливает, что операции по вывозу товаров в таможенном режиме экспорта облагаются налогом по ставке, определенной п.п. 195.1.1 НКУ.

Однако в случаях с экспресс-почтовыми отправлениями экв. от 150 до 1000 евро таможенный режим экспорта есть, однако подтверждения вывоза в виде ТД нет. Поэтому и не понятно, можно ли считать такую операцию вывозом и применять нулевую ставку? Формально нет! Однако считать такую операцию «поставкой» и облагать ее НДС по ставке 20 % тоже прямых оснований нет. Вот это да! И что же здесь делать?

По нашему мнению, по аналогии такая операция должна была бы считаться «необъектной» и такой, которая тоже должна подпадать под норму п.п. 196.1.16 НКУ (ведь таможенное оформление этих операций регулируют те же нормы ст. 236 ТКУ — см. выше). Конечно, тогда по такому дешевому «экспресс-почтовому» экспорту у плательщиков не будет «входящего» НК по НДС, на такие операции не надо будет составлять НН, а в НДС-декларации суммы этих операций должны были бы указываться в строке 5...

Но! По сообщению председателя Укрпочты, такие отправления станут возможны только через 2 — 3 месяца, после изменения КМУ соответствующих нормативов (Закон № 3613 отвел на это КМУ три месяца)! Поэтому очень надеемся, что пока заработает этот «почтово-экспортный» механизм на практике, упомянутые НДС-проблемы на нормативном уровне как-то будут решены... Следим вместе за развитием событий.

Поэтому неплательщикам НДС (как и плательщикам) еще рановато радоваться этим изменениям...

Прочее. Кроме того, внесены изменения в Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 № 2210-III, направленные на снятие некоторых ограничений и улучшение условий для разработки и внедрения технологий и производства товаров военного назначения и двойного использования.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше