30.05.2024
zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=41657
Ситуацию вокруг военных льгот на территориях активных боевых действий (АБД), где функционируют государственные информационные ресурсы (это подразд. 3 разд. I Перечня № 309*), мы обсуждали совсем недавно. Все подробности можно найти в статье «Военные налоговые льготы — для всех территорий активных боевых действий!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 38.
Если коротко, то Минфин вместе с ГНСУ до недавнего времени отрицали распространение на такие территории военных льгот, в частности по плате за землю, налогу на недвижимость и экологическому налогу (подробности — в статье «Территории активных боевых действий, на которые не распространяется военное освобождение: неприятная позиция Минфина» // «Налоги & бухучет», 2024, № 14).
С принятием постановления № 485* (его мы комментировали в статье «Военные налоговые льготы — для всех территорий активных боевых действий! »// «Налоги & бухучет», 2024, № 38) ситуация начала постепенно исправляться.
* Постановление КМУ от 30.04.2024 № 485.
И появление комментируемой консультации — это лишь первый шаг, направленный в сторону плательщиков платы за землю.
Для целей взимания платы за землю в соответствии с п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ применяются только:
— подразд. 2 разд. I Перечня № 309 — территории АБД;
— подразд. 3 разд. I Перечня № 309 — территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы;
— разд. ІІ Перечня № 309 — временно оккупированные территории
О налоге на недвижимость и экологическом налоге аналогичные консультации еще не появились, однако предыдущие, которые содержали фискальную позицию, с 03.05.2024 были переведены в недействительные (см. БЗ 106.07 и БЗ 117.06 соответственно). Надеемся, они тоже скоро обновятся.
Так что, можно считать дело решенным? Херсонцам, никопольцам, очаковцам, одним словом, всем плательщикам, которых незаконно лишили военных льгот, можно начинать уточнение своей отчетности? Ну хотя бы по плате за землю, о которой идет речь в комментируемой консультации.
Ну конечно, можно.
Осталось лишь выяснить, за какие именно периоды уточняться?
А для этого надо понять, с когда следует применять постановление № 485?
Наше мнение. Его вы знаете из предыдущей статьи на эту тему: постановление № 485 не устанавливает дату, с которой стартует освобождение от отдельных налогов на территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы. Плательщики имели и имеют на него право непрерывно начиная с даты, когда они попали в подразд. 3 разд. I Перечня № 309, и заканчивая датой, когда активные боевые действия на таких территориях будут прекращены.
А это значит, что прямо сейчас они могут уточнить начисленные ранее налоговые обязательства за 2023 и 2024 годы. В частности, плату за херсонские земли — с 01.05.2023, а за очаковские — с 01.06.2023. Но согласятся ли с этим фискалы?..
Позиция фискалов. Консультация в БЗ, которую мы сегодня комментируем, подтвердила наихудшие опасения.
Для объектов налогообложения, расположенных на территории АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, применение военных льгот начинается с даты вступления в силу постановления № 485 (03.05.2024), то есть плата за землю за такие объекты не начисляется и не уплачивается начиная с 01.05.2024
Кстати, то же самое они заявили немного раньше в письмах ГНСУ от 09.05.2024 № 2651/ІПК/99-00-04-01-04 ІПК и № 2652/ІПК/99-00-04-01-04 ІПК в отношении платы за землю и налога на недвижимое имущество, а также в письме ГНСУ от 22.05.2024 № 2858/ІПК/99-00-04-01-03 ІПК в отношении экологического налога. Но эти письма имели статус индивидуальных налоговых консультаций, поэтому остальных плательщиков они ни к чему не обязывали, поскольку ИНК может использоваться исключительно плательщиком, которому она предоставлена (п. 52.2 НКУ).
При этом первая официальная реакция главных фискалов на появление постановления № 485, предназначенная, так сказать, для всех, была достаточно сдержанной (см. разъяснение ГНСУ от 16.05.2024). Они лишь отметили, что «постановление вступило в силу с 03.05.2024». Хотя уже тогда отдельные специалисты пророчили — это прямой намек на то, что задним числом воспользоваться льготой на территориях АБД, где функционируют государственные электронные информационные ресурсы, фискалы не позволят. Именно так и случилось.
Как видите, фискалы украли у плательщиков целый год, в течение которого те имели право на военные льготы. Остается только удивляться, почему они не украли дополнительно еще один месяц? Ну хотя бы у плательщиков земельного налога. Потому что если вспомнить п. 284.2 НКУ, то в нем сказано: если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты земналога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право. По-видимому, они не пошли на это лишь потому, что военные льготы, предусмотренные п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ, по их мнению, льготами не являются (см. об этом, например, здесь).
Как быть плательщикам? Ничего нового, к сожалению, мы сказать не можем. Смелым плательщикам, невзирая на очевидную на сегодня тенденцию, ничего не мешает попробовать уточниться задним числом, с даты, когда попали в подразд. 3 разд. I Перечня № 309, и до 01.05.2024. Но правомерность таких действий им придется доказывать в суде. Умеренные плательщики могут не спешить с уточнением, а предварительно получить ИНК. А в случае фискальных выводов в такой ИНК попробовать отменить ее через суд и получить новую по правилам п. 53.2 НКУ. Осторожные плательщики, как всегда, пойдут в фарватере фискальных разъяснений.
Какой вариант выбрать вам, зависит только от вашего характера да еще от суммы налогов, которые вы готовы потерять.