Темы статей
Выбрать темы

Территории активных боевых действий, на которые не распространяется военное освобождение: неприятная позиция Минфина

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Письмо Минфина от 29.12.2023 № 11230-09-62/37196

Вывод документа

Для целей применения военного освобождения от платы за землю, налога на недвижимость и эконалога следует ориентироваться на подразд. 2 разд. I Перечня № 309*. Подраздел 3 разд. I Перечня № 309 применяется только для целей, связанных с предоставлением определенных услуг и не касается особенностей налогообложения

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Основы освобождения. На время действия ВП законодатели предоставили плательщикам налога целый ряд военных льгот, а именно по:

плате за землю в форме как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка (п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

экологическому налогу (п.п. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

— уплате общего минимального налогового обязательства (п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);

— уплате сельхозЕН (п.п. 69.33 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Причем

распространены военные льготы только на (1) территории активных боевых действий (АБД) и (2) временно оккупированные территории

На территории возможных боевых действий (ВБД) военное освобождение не действует.

О том, что вышеупомянутые льготы действовали в 2023 году и будут действовать в 2024, читайте в «Военные льготы на военных территориях: в следующем году все так же, как и в текущем» // «Налоги & бухучет», 2023, № 103.

Перечень № 309 — основа освобождения. Для того, чтобы узнать, имеет ли субъект хозяйствования право на военное освобождение, следует ориентироваться на Перечень № 309.

Об этом неоднократно прямо заявляли и налоговики (БЗ 106.07, 111.05 и 117.06).

Попутно напомним, что Перечень № 309 до середины июля 2023 года имел следующую структуру:

1) в разд. І были перечислены:

— территории ВБД — подраздел 1;

— территории АБД — подраздел 2;

2) в разд. ІІ находился перечень временно оккупированных территории Украины.

Исходя из такой структуры Перечня № 309 налоговики делали вывод, что

под военное освобождение попадают территории, которые упомянуты в подразд. 2 разд. І (территории АБД) и разд. ІІ (временно оккупированные территории)

Это было логично и правильно.

31.07.2023 Минреинтеграции (приказом от 13.07.2023 № 199) внесло изменения в Перечень № 309. После этих изменений в разд. І Перечне № 309 появился новый подраздел 3, в котором содержится перечень территорий АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы.

С учетом этого нововведения сразу возник вопрос:

распространяется ли военное освобождение на территории, которые упомянуты в подразд. 3 разд. І Перечня № 309?

Налоговики, к сожалению, не спешили давать ответ на этот вопрос. Долго было не понятно почему? Но после того как появилось комментируемое письмо, стало понятно. Они просто не хотели брать «греха на душу».

Что думает Минфин. В комментируемом письме Минфин заявил, что когда территория включена в зону АБД, на которой функционируют государственные электронные информационные ресурсы, то есть находится в новом подразд. 3 разд. І Перечня № 309, то распространение на такую территорию военных льгот является некорректным.

Чтобы оправдать свою позицию, Минфин привел целый ряд аргументов:

1) НКУ (а именно пп. 69.14, 69.16 и 69.22 подразд. 10 разд. XX НКУ) распространяет военное освобождение только на территории АБД или на временно оккупированные территории, то есть без указания дополнительных критериев, как функционирование или отсутствие государственных электронных информационных ресурсов на таких территориях;

2) появление в Перечне № 309 территории АБД, где работают электронные ресурсы, на их взгляд, предназначено только для целей, связанных с предоставлением определенных услуг и не касается особенностей налогообложения;

3) даты начала боевых действий, указанные для территорий АБД, где работают электронные ресурсы, не совпадают с датами начала боевых действий, определенных для территорий, где идут АБД (подразд. 2 разд. I Перечня № 309);

4) по мнению Минфина, к территориям АБД, где работают электронные ресурсы, включены отдельные территориальные громады, относящиеся к территориям ВБД, на которые не действует военное освобождение.

Интересно, что сами налоговики, по словам того же Минфина, были за распространение военных льгот на территории АБД, где работают электронные ресурсы. Но Минфин перечеркивает либеральное мышление и в этом письме отвечает налоговикам, что право на льготы имеют только те территории, которые упомянуты в подразд. 2 разд. І Перечня № 309, то есть только территории из «чистой» зоны АБД. А на территорию АБД, где работают электронные ресурсы (подразд. 3 разд. І Перечня № 309) военные льготы не распространяются.

Таким образом, Минфин считает, что ни, например, г. Херсон, ни г. Очаков (они упомянуты в подразд. 3 разд. І Перечня № 309), которые постоянно находятся под обстрелами врага, военное освобождение не получают.

Наши контраргументы. С таким подходом Минфина и его аргументами соглашаться нельзя. Ведь ничего из того, о чем говорит Минфин, и близко не отыскать.

Судите сами:

1) в НКУ и в самом деле говорится, что освобождение распространяется на территории АБД или на временно оккупированные территории, которые приведены в Перечне № 309. Причем нигде в НКУ не сказано, что речь идет именно о территориях, упомянутых в подразд. 2 разд. І.

Главный фактор получения освобождения — это попадание в территории АБД

А тот факт, будет это просто раздел, где перечислены территории АБД, или раздел, где перечислены территории АБД, на которых функционируют электронные ресурсы, значение для освобождения не имеет;

2) ни в Перечне № 309, ни в постановлении Кабмина от 06.12.2022 № 1364 (во исполнение которого Минреинтеграции утвердил Перечень № 309) не сказано, что подразд. 3 разд. І появился только для целей, связанных с предоставлением определенных услуг и не касается особенностей налогообложения. В НКУ сказано, что при определении территорий, на которые распространяется освобождение, следует ориентироваться на территории, которые по Перечню № 309 находятся в зоне АБД. Территории, перечисленные в подразд. 3 разд. І, находятся в зоне АБД. Поэтому и военные льготы на них распространяются;

3) Минфин почему-то начал сопоставлять даты окончания АБД, указанные в подразд. 2 разд. І Перечня № 309, с датами начала АБД, указанными в подразд. 3 разд. І Перечня № 309. И, о чудо! — оказалось, что они не совпадают.

Они и не могут совпадать. Ведь некоторые территории, которые попали в зону АБД, где работают электронные сервисы (подразд. 3 разд. І), могли вообще никогда раньше не попадать в «чистую» зону АБД (подразд. 2 разд. І). Как пример можно привести г. Херсон:

— с 01.03.2022 и по 11.11.2022 находился во временной оккупации;

— с 11.11.2022 по 01.05.2023 находился в зоне ВБД;

— с 01.05.2023 находится в зоне АБД, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы;

4) Минфину почему-то показалось, что некоторые территории, упомянутые в подразд. 3 разд. І и отнесенные к зоне АБД, где работают электронные ресурсы, также упомянуты в подразд. 1 разд. І, то есть там, где упомянуты территории ВБД.

Так вот, мы проверили данные подразд. 1 и 3 разд. І Перечня № 309! И со 100 % уверенностью говорим, что в подразд. 3 разд. І (территории из зоны АБД с электронными сервисами) нет территорий, которые одновременно упомянуты и в подразд. 1 разд. І (территории из зоны ВБД).

В подразд. 3 разд. І есть некоторые территории, которые были (!) в зоне ВБД. Но они были оттуда исключены и переведены в зону АБД, где работают электронные ресурсы.

Выводы. Учитывая все вышеприведенное, считаем, что

все территории, которые находятся в подразд. 3 разд. І Перечня № 309, имеют право на военные освобождения

А если Минфин будет и дальше настаивать на своем, так пусть посмотрит в глаза физлицам и субъектам хозяйствования из территорий, упомянутых в подразд. 3 розд І Перечня № 309, например из г. Очаков. Этот город находится в зоне АБД с начала войны. Сначала (с 24.02.2022 и по 01.06.2023) они были просто в зоне АБД (подразд. 2 разд. І Перечня № 309), а потом (с 01.06.2023 и поныне) переместились в зону АБД, где работают электронные ресурсы. Пусть они спросят у них, изменилось ли для них течение АБД и количество снарядов, мин и ракет, которые летят на их головы из-за того, что на их территории начали работать электронные ресурсы.

Ведь из-за таких разъяснений Минфина все физлица и субъекты хозяйствования г. Очаков (и еще ряд населенных пунктов, где ведутся АБД и которые находятся под обстрелами) теряют военное освобождение от платы за землю, налога на недвижимость, эконалога и т. п.

Кстати, налоговики уже присоединились к позиции Минфина (см. письмо ГНСУ от 01.02.2024 № 574/ІПК/99-00-04-01-04, ІПК и разъяснение, датированное 6 февраля 2024 года на сайте ГНСУ*).

* tax.gov.ua/baneryi/onlayn-navchannya/plata-za-zemlyu/yuridichni-osobi/osoblivosti-spravlyannya-podatku--zboru-/752982.html

Что Минфин, что ГНСУ считают, что на перечень территорий, упомянутых в подразд. 3 разд. І Перечня № 309, не распространяется действие военного освобождения по плате за землю, налогу на недвижимость и эконалогу.

В то же время применение Перечня № 309 намного шире, чем для установления освобождения от уплаты вышеупомянутых трех налогов. На нем завязаны освобождение от уплаты сельхозЕН и МНО, освобождение ФЛП — плательщиков ЕН групп 1 и 2 от уплаты авансового взноса по ЕН, применение освобождения от РРО-ответственности, а также проведения проверок.

Поэтому возникает вопрос: действуют ли эти виды военных послаблений на территории, определенные подразд. 3 разд. І Перечня № 309? Контролеры и Минфин молчат.

На наш взгляд, такой фискальный подход налоговики наверняка будут продвигать и в отношении освобождения от уплаты сельхозЕН и МНО. Ведь у этих видов освобождения акцент сделан именно на попадание территорий в зоны АБД.

А вот в отношении применения других видов послаблений (уплаты авансовых взносов ФЛП групп 1 и 2, РРО-ответственности и проверок) такой подход, на наш взгляд, применить не удастся. Ведь там акцент сделан на сам факт отнесения территории к такой, где происходят любые боевые действия (как возможны, так и активные) или оккупация. И если налоговая и Минфин будут считать, что вышеупомянутые послабления не касаются территории, где происходят АБД и действуют электронные ресурсы, а касаются территории ВБД, то это будет в чистом виде дискриминация и нарушение одного из основных принципов налогового учета — равенство всех плательщиков перед законом (п.п. 4.1.2 НКУ).

Хотя после такого вывода Минфина, как в комментируемом письме, ожидать можно чего угодно, но надеемся, что налоговики не будут распространять логику этого письма на любые случаи, где налоговое законодательство или Закон об РРО ссылается на соответствующий Перечень.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше