11.11.2024

Инвентаризация транспорта, переданного для военных нужд

Подскажите, пожалуйста, подлежат ли инвентаризации мобилизованные транспортные средства (ТС) предприятия? Если да, то какой порядок составления инвентаризационной описи на такие ТС и должен ли его подписывать военком?

Здесь все зависит от того, как ваш транспорт попал на войну.

Это может быть или (1) временное привлечение ТС для нужд ВСУ, или (2) их принудительное отчуждение/изъятие. Рассмотрим эти варианты по очереди.

Временное привлечение. На сегодня временное привлечение ТС в армию происходит в рамках выполнения военно-транспортной обязанности, предусмотренной Законом № 3543*. Она установлена с целью удовлетворения нужд Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований на особый период транспортными средствами, в том числе водными и техникой. Военно-транспортная обязанность распространяется, в частности, на предприятия, которые обеспечивают эксплуатацию ТС (ч. 1 ст. 6 Закона № 3543). Детали найдете в статье «Мобилизация транспорта — процедура и учет» // «Налоги & бухучет», 2022, № 22, а информацию о недавних изменениях — в статье «Обновленная мобилизация авто: командировки, отчетность, штрафы» // «Налоги & бухучет», 2024, № 44.

* Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII.

Главное, на что здесь следует обратить внимание: выполнение военно-транспортных обязанностей осуществляется путем безвозмездного привлечения ТС на условиях их возврата (!) владельцам после объявления демобилизации (ч. 3 ст. 6 Закона № 3543).

Таким образом,

право собственности на транспортные средства, переданные для нужд ВСУ в рамках выполнения военно-транспортных обязанностей, остается за предприятием

То есть фактически происходит передача имущества во временное пользование. Оформляют такую передачу соответствующим актом по форме согласно приложениям 4 и 5 к Положению о военно-транспортной обязанности, утвержденному постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921.

Поскольку предприятие не теряет право собственности на мобилизованные ТС, то отсутствуют основания для списания такого имущества с баланса. Предприятие продолжает вести учет этих ТС на субсчете 105 «Транспортные средства». В аналитике их, как и раньше, отражают в инвентарных карточках учета основных средств. При этом целесообразно сделать отметку о том, что такое имущество находится за пределами предприятия, и указать основания.

Сказанное значит, что

проводить инвентаризацию мобилизованных ТС перед составлением годовой финансовой отчетности нужно обязательно

Ведь сплошная инвентаризация должна охватывать все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения. Прямое указание на это содержит п. 5 разд. I Положения № 879*.

* Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

Инвентаризацию мобилизованного транспорта следует осуществлять в соответствии с требованиями, предусмотренными для проведения инвентаризации имущества, переданного на ответственное хранение. На эти активы необходимо составлять отдельные инвентаризационные описи (п. 10 разд. ІІ Положения № 879).

Инвентаризационная комиссия составляет такие описи на основании актов приема-передачи, которые подтверждают факт передачи такого имущества, и сведений, полученных от хранителя транспорта (при наличии) (см. письмо Минфина от 11.06.2015 № 31-11420-07-10/19544). Это объясняется тем, что проверить наличие и фактическое состояние мобилизованных ТС практически невозможно.

Оформлять инвентаризационные описи на мобилизованный транспорт следует в общем порядке, установленном Положением № 879 для оформления материалов инвентаризации. Таким образом, описи должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии предприятия. Разница лишь в том, что подписи материально ответственного лица в этом случае не будет. Обусловлено это тем, что с момента передачи транспортное средство уже не является подконтрольным предприятию, а следовательно и материально ответственному лицу.

Вместе с тем

утверждение инвентаризационных описей представителями военкомата* или воинской части, в которую было передано ТС, действующим законодательством не предусмотрено

* Современное название этого учреждения — территориальный центр комплектования и социальной поддержки (сокращенно — ТЦК и СП).

Главное, чтобы их подписями был заверен акт приема-передачи такой техники.

Заметим еще и следующее. По общему правилу, объекты ОС, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия, нужно проинвентаризировать до их временного выбытия с предприятия (п. 10 разд. І Положения № 879). Поэтому если вы уже знаете, что ваши ТС вот-вот будут мобилизованы, проинвентаризируйте их заранее.

Принудительное отчуждение или изъятие. Во время действия военного положения транспортные средства предприятия могут быть не только мобилизованы, но и изъяты или принудительно отчуждены. Такое право государства предусмотрено ст. 3 Закона № 4765*.

* Закон Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» от 17.05.2012 № 4765-VI.

В этом случае составляется Акт о принудительном отчуждении (см. приложение к постановлению КМУ от 31.10.2012 № 998), который подписывает собственник имущества и уполномоченные лица военного командования и органа, который согласовал решение о принудительном отчуждении имущества. При этом право государственной собственности на ТС возникает с даты подписания акта (ч. 3 ст. 7 Закона № 4765).

Изъятие ТС в пользу войска значит, что предприятие теряет право собственности на него

Соответственно такое ТС больше не отвечает для предприятия критериям признания активом. То есть при изъятии ТС имеет место его ликвидация как объекта ОС. А следовательно, его нужно списывать (п. 33 НП(С)БУ 7). Следовательно становится очевидным, что такие транспортные средства инвентаризировать не нужно.