Темы статей
Выбрать темы

Обновленная мобилизация авто: командировки, отчетность, штрафы

Павленко Алексей, налоговый эксперт
С 18 мая начали действовать нормы связанного с мобилизацией Закона № 3633*. В частности, данным Законом был изменен ряд норм ст. 6 «мобилизационного» Закона № 3543** в отношении военно-транспортной обязанности. Не все изменения понятны, потому нас часто спрашивают читатели о новых правилах мобилизации транспорта и связанных с этим ограничениях (в частности, передвижение между областями и т. п.). Выразим свое мнение.

* Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отдельных вопросов прохождения военной службы, мобилизации и воинского учета» от 11.04.2024 № 3633-ІХ.

** Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII.

Изменения, которые с 18 мая этого года состоялись в отношении военно-транспортной обязанности (далее — ВТрО), в общих чертах мы осветили в материале «Мобилизационное законодательство: изучаем изменения» // «Налоги & бухучет», 2024, № 40. Сегодня же более подробно анализируем изменения Закона № 3633 в плоскости ВТрО и ряд проблем их применения. Также напомним наш последний (еще частично актуальный) материал на тему автообязанности и отчетности в ТЦК***: «Вовремя отчитайтесь о транспорте в ТЦК» // «Налоги & бухучет», 2023, № 92.

*** Территориальные центры комплектования и социальной поддержки (бывшие военкоматы).

Сразу отметим, что сейчас еще действует старая редакция Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921 (далее Положение), но наверняка в ближайшее время оно будет должным образом «отрихтовано». КМУ для этого отведено три месяца со дня опубликования Закона № 3633 (см. п.п. 3 п. 3 ч. ІІ). То есть максимум — до 17 июля этого года.

И здесь заодно напомним, что «до 20 июня» — предельный срок «летней» подачи предприятиями, учреждениями, организациями Ведомости**** в ТЦК!

**** Ведомость о наличии и техническом состоянии транспортных средств и техники, а также о гражданах, которые работают на предприятии, в учреждении и организации на таких транспортных средствах и технике, по состоянию на ____ _____________ 20___ г. (приложение 1 к Положению).

Итак, сначала об основных моментах/направлениях изменений в правилах военной автообязанности в новой редакции ст. 6 Закона № 3543 и чем отличаются правила от тех, которые действовали до изменений.

Водный, сельхоз- и другой транспорт. Отраслевые нормы

Водный транспорт. В ч. 1 ст. 6 уточнено, что ВТрО распространяется в том числе и на водные транспортные средства. Не совсем понятное уточнение, ведь и ранее исключений для водного транспорта не было, но Мининфраструктуры так и не утвердил специальную форму отчетности к ТЦК (мы об этом писали во второй из упомянутых статей).

Может потому к ст. 6 дополнена ч. 5 (заработает только с 18.12.2024). Согласно ней Мининфраструктуры, Госслужба морского и внутреннего водного транспорта и судоходства Украины в порядке, установленном КМУ, должны обеспечить подачу в ТЦК сведений о зарегистрированных в Государственном судовом реестре Украины и Судовой книге Украины водных транспортных средствах, которые могут быть предназначены для доукомплектования ВСУ и других воинских формирований в особый период. Теперь, думаем, «водно-транспортная» форма наконец появится, но будет ли она подаваться до 18.12.2024 — пока под вопросом...

Госпотребслужба и сельхоз-(и т. п.)транспорт. Новая ч. 6 ст. 6

обязывает Госпотребслужбу определить порядок и обеспечить предоставление в ТЦК сведений о зарегистрированных тракторах, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных машинах, сельхозтехнике, которые могут пойти на доукомплектование ВСУ и других воинских формирований в особый период

Как это будет применяться на практике, тоже пока не известно. По-видимому, пока КМУ не обновит Положение, а Госпотребслужба не определит порядок, этот механизм вряд ли четко заработает. Но аграриям (в том числе и физлицам), дорожникам-строителям и т. п. надо иметь это в виду, чтобы изъятие соответствующей техники не стало неожиданностью!..

Отраслевые нормы. В ч. 2 ст. 6 прибавлена норма об определении норм (в процентах) транспорта, который изымается у предприятий в зависимости от отрасли экономики. Этот механизм был определен (и пока определен) в пп. 8 и 9 Положения, согласно которым Минобороны подает КМУ согласованные с облгосадминистрациями и центральными органами исполнительной власти предложения о лимитах изъятия транспортных средств и техники в отношении процентных норм изъятия по отраслям экономики. Потом решением КМУ устанавливаются лимиты изъятия по областям, и дальше — госадминистрациями (по иерархии) — по предоставлению потребностей соответствующими ТЦК.

Изменят ли этот механизм, увидим в обновленном КМУ Положении.

Информация от МВД для ТЦК

Будущее изменение. Часть 4 ст. 6 изменена. По новой ее редакции МВД в порядке, установленном КМУ, должно обеспечить подачу сведений о зарегистрированных транспортных средствах, которые могут быть предназначены для доукомплектования ВСУ и других воинских формирований в особый период.

Но эта норма вступает в силу с 18.12.2024!

Действующая старая редакция. Норма ч. 4 ст. 6, которая все еще действует сейчас, обязывает терорганы МВД ежеквартально подавать в ТЦК сведения о регистрации (перерегистрации), переоборудовании и снятии с учета транспортных средств, которые находятся в собственности предприятий, учреждений и организаций и могут быть предназначены для удовлетворения нужд ВСУ и других воинских формирований.

Кроме того, напомним, что все еще действующая редакция п. 13 Положения также предусматривает подачу соответствующими службами МВД ежегодно не позже 20 июня и 20 декабря или в течение 5 рабочих дней с даты поступления соответствующих запросов от ТЦК информации о регистрации (перерегистрации), изменении регистрационных данных и снятии с учета транспортных средств и техники на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Заметим, что здесь уже речь о транспорте любых собственников (то есть — и физлиц), а не только предприятий и т. п. Но о каких субъектах фактически сейчас МВД предоставляет такую информацию, нам точно не известно...

Что будет дальше. Поэтому до 20 декабря (предельного срока подачи МВД второй годовой порции ведомостей-информации в ТЦК) КМУ должен уже установить новый порядок МВД-информирования ТЦК о зарегистрированных транспортных средствах. Думаем, что новая информация уже будет включать и реестр транспортных средств в разрезе собственников-физлиц, в чьем владении находится более одного транспортного средства (см. ниже).

А до изменения Положения ТЦК все еще имеет право посылать в МВД запросы и получать в течение 5 рабочих дней соответствующую информацию (в том числе и о транспортных средствах физлиц). Но

какой механизм «МВД-информирования» ТЦК будет действовать на практике в периоде после обновления КМУ норм Положения и до 18.12.2024, пока остается только гадать...

Транспорт для автомобилизации: закручены дополнительные «гайки»

Ограничение! Новая ч. 7 ст. 6 предусматривает «с момента объявления общей мобилизации» (а поскольку она была объявлена еще 24.02.2022, то фактически с 18.05.2024!) действуют следующие ограничения.

Транспортные средства, которые предназначены для доукомплектования ВСУ и других воинских формирований в особый период и находятся на воинском учете в ТЦК, запрещается:

— отправлять за пределы территории Украины и в другие области;

передавать права собственности на них юрлицам или гражданам;

— передавать в аренду (лизинг);

— предоставлять их как предмет залога для выполнения обязательств по договорам о предоставлении кредита и гарантиях перед банковским учреждением;

совершать другие действия, которые делают невозможной передачу таких транспортных средств ВСУ и другим воинским формированиям.

Как видим, ограничения достаточно серьезные!

Кого/чего касается? Отметим, что здесь речь идет о транспортных средствах, которые: предназначены для доукомплектования ВСУ и других воинских формирований в особый период (1) и находятся на воинском учете в ТЦК (2)! Эти два требования (не слишком прозрачные) должны выполняться вместе. А это, на наш взгляд, может быть не всегда. Ведь Ведомость в ТЦК обычно подается предприятиями по всем транспортным средствам, и их часть может быть вообще военным не нужна...

Следовательно, пока что по большей части эти ограничения касаются транспортных средств предприятий, учреждений и организаций. А что касается транспорта, который принадлежит физлицам, то — только того, который уже был взят ТЦК на воинский учет*****. Но — давайте с этими моментами разберемся подробнее дальше, а пока дадим информацию об исключениях и напомним о штрафах.

***** Задания по подготовке к передаче и передаче транспортных средств доводятся ТЦК к сведению граждан — собственников транспорта путем вручения частичных нарядов (специальных распорядительных документов председателя местной государственной администрации). Поэтому до этого момента авто физлица сейчас вряд ли будет состоять на воинском учете...

Исключения из запретов! Нормы этой ч. 7 ст. 6 не распространяются на транспортные средства и технику, которые находятся на воинском учете в ТЦК и которые на дату опубликования Закона № 3633 (то есть до 17.04.2024!) были переданы в аренду (лизинг) или предоставлены как предмет залога для выполнения обязательств по договорам о предоставлении кредита и гарантиях перед банковским учреждением (п.п. 10 п. 2 ч. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 3633). Будут ли недействительными такие соглашения, совершенные после упомянутой даты, — тема для отдельного разговора...

Штрафы. Здесь заодно напомним, что за несоблюдение этих ограничений (и за другие нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, в частности, связанные с ВТрО) ст. 2101 КУоАП в особый период предусматривает:

штраф на граждан от 1000 до 1500 ннмдг (17000 — 25500 грн) и на должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и общественных объединений — от 2000 до 3500 ннмдг (34000 — 42500 грн)

Первое условие автомобилизации: транспорт, предназначенный для доукомплектования ВСУ

Какие же именно транспортные средства «предназначены для доукомплектования ВСУ...»?

Согласно п. 4 Положения перечень транспортных средств и техники для таких нужд должен определяться Минобороны. Нам о таком перечне неизвестно. Мы видели только старое письмо Минобороны от 23.09.2015 № 266/із/2226, где военные отмечали, что для их нужд на особый период предназначаются транспортные средства, которые являются штатными в ВСУ, «такие как: легковые — ГАЗ, УАЗ, ВАЗ, «Хюндай»; грузовые — КамАЗ, ЗиЛ, ГАЗ, Урал, КрАЗ». При отсутствии этих марок автомобилей на предприятиях для нужд воинских формирований «могут предназначаться транспортные средства отечественного и иностранного производства независимо от марок, тактико-технические характеристики которых отвечают штатным, или лучше, чем штатные».

Член Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки заверял**, что речь идет исключительно о грузовых автомобилях (которые подходят для перевозки боеприпасов, личного состава), специальной технике, которая может работать в условиях бездорожья и т. п. И что новые нормы «не будут применяться для привлечения легковых транспортных средств граждан».

Однако перечня от Минобороны так и нет, а запрет на привлечение легковых транспортных средств нормативно не предусмотрен. Поэтому уверенно сказать, что легковушек ограничения не касаются, мы (пока?) не можем... ☹

Второе условие автомобилизации: транспорт воинско-учтенный

Здесь не совсем понятно, как определить, находится ли конкретное транспортное средство на учете в ТЦК.

Считаем, что находятся на воинском учете преимущественно те транспортные средства, информация о которых была подана в ТЦК в Ведомостях

Согласно Предложению Ведомость подается только предприятиями, учреждениями и организациями и — только два раза в году. В то же время те транспортные средства, которые были приобретены до подачи очередной Ведомости без постановки на воинский учет (справки из ТЦК) предприятиям МВД может не за(пере)регистрировать. А вот транспортные средства, которые принадлежат физлицам, по большей части еще не стоят на воинском учете (см. сноску*****).

Командировка. Как выехать за пределы области?

Выехать за пределы области, но в пределах месяца. Отмечаем, что кроме того, ч. 7 ст. 6 установлено, что отправление таких транспортных средств во время всеобщей мобилизации в смежные (!) области позволяется после уведомления ТЦК о месте пребывания транспортных средств на срок не более одного месяца! Очень надеемся, что будут пропускать транспорт не только в смежные, но и в другие области страны...

Обсудим еще детали этого разрешения.

Когда можно без... Во-первых, формально на таких арендованных или заложенных банкам до 17.04.2024 (!) транспортных средствах и технике (которые стоят или не стоят на воинском учете) можно выезжать за пределы области без уведомления об этом ТЦК, поскольку ограничение ч. 7 ст. 6 на них не распространяются. Водителей таких средств/техники стоит проинструктировать о законности пересечения пределов областей, а также наделить их документами, которые подтверждают аренду средства (или факт его залога в банке).

Во-вторых, эти ограничения наверняка не распространяются на транспортные средства физлиц (и ФЛП), которые еще не стоят на воинском учете. А таких пока — огромное множество...

А за границу? Абсолютно не понятно, как теперь должны (а формально вообще не имеют права) пересекать границу транспортные средства, которые стоят на воинском учете, но задействованы хозсубъектами в ВЭД-операциях? Ведь здесь никакого механизма освобождения от упомянутого запрета пересечения границы транспортными средствами не предусмотрено. Нам кажется, это может привести к слишком негативным экономическим последствиям... ☹

Формально остается для поездок за границу пользоваться разве что транспортом физлиц (ФЛП), который еще не на учете в ТЦК, или арендованными или заложенными банкам до 17.04.2024 транспортными средствами?.. Хотя на арендованном транспорте за границу, наверное, выпустят, а вот на заложенном — есть сомнения...

Как уведомить ТЦК. Как мы отметили, формально сообщать ТЦК об отъезде в другую область нужно только в отношении тех транспортных средств, которые уже стоят на воинском учете (информация о которых была подана в ТЦК в Ведомостях и т. п.). Причем это касается и легкового, и другого транспорта, который принадлежит предприятиям, учреждениям, организациям. Особенно «весело» будет тем, чей транспорт регулярно курсирует между областями...

Никакого механизма для таких уведомлений еще не установлено. Поэтому мы считаем, вполне достаточно будет сообщать об этом ТЦК в письменном виде в произвольной форме

Пока не вышло никаких разъяснений, можно даже направлять такие письма-уведомления в адрес ТЦК по электронной почте. Думаем, ТЦК завалят такими уведомлениями и эту чепуху скоро отменят, но пока это не произойдет, на блокпостах могут «попить крови» и в первую очередь у водителей...

Следовательно, желательно водителю иметь при себе копию такого письма, на котором есть исходящий номер, дата и подпись ответственного лица, — чтобы не возникало проблем на межобластных блокпостах и т. п. Если будут требовать на копии еще и визу представителя ТЦК, скажите, пусть покажут вам норму законодательного акта, которая такое предусматривает...

Здесь еще есть серьезный вопрос: как именно представители ТЦК и/или МВД будут проверять, стоит ли конкретный транспорт на учете в ТЦК? Насколько нам известно, этот вопрос еще должным образом не решен. Поэтому пока его нормативно не урегулируют, проверять могут, как кому заблагорассудится... ☹

И еще отметим, что наемных водителей юрлиц (или ФЛП) за попытку выезда за пределы области без уведомления об этом ТЦК штрафовать по ст. 2101 КУоАП не имеют права, ведь в таком нарушении виновны должностные лица юрлица (или ФЛП).

Очень интересно, появятся ли в отношении механизма уведомления какие-то нормы в обновленном КМУ Положении и как сейчас эти неловкие ограничения будут применять на практике. Как-то очень необдуманно и халтурно они «слеплены»...

Транспорт физлиц

Напомним, что обязанность граждан предоставлять в установленном порядке во время мобилизации здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, собственниками которых они являются, ВСУ, другим воинским формированием, силам гражданской защиты прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 22 Закона № 3543. А в новой ч. 8 ст. 6 установлено, что

не подлежит передаче ВСУ, другим воинским формированиям транспортное средство, которое принадлежит на праве собственности гражданину, в случае отсутствия у него права собственности на другие транспортные средства

То есть если на физлицо (при этом не важно, является ли оно ФЛП) зарегистрировано больше одного транспортного средства, то его «лишние» транспортные средства могут подлежать передаче ВСУ. Заметим, что здесь речь идет о любом (!) транспортном средстве, а не только об автомобилях (это может быть также и мотоцикл, и трактор, и лодка и т. п.)...

Но это еще пока общие положения. Алгоритм постановки транспортных средств граждан на воинский учет, а также их изъятия пока четко не определен. Не исключаем, что «процесс» затянется, пока не заработает новая редакция ч. 4 ст. 6 в отношении предоставления соответствующей информации МВД для ТЦК (см. выше). А возможно, здесь «лед тронется» раньше — после обновления КМУ норм Положения?..

Поживем — увидим, а пока физлица (в частности ФЛП) могут не слишком обращать внимание на вышеупомянутые ограничения...

Следовательно, нерешенных ВТрО-вопросов остается немало. По этим причинам проблемы в дороге не исключаются. Ожидаем нормативных изменений и разъяснений, чтобы правила ВТрО-игры стали наконец понятными...

Продолжение следует.

Выводы

  • Предусмотрено мобилизовать для нужд военных трактора, сельхоз- и дорожно-строительные машины, сельхозтехнику. Разработка порядка подачи отчетности в ТЦК по такому транспорту и контроль за подачей сведений — за Госпотребслужбой.
  • Подачу отчетности в ТЦК о водном транспорте тоже планируют до зимы наладить.
  • С 18 декабря 2024 должен измениться механизм и формат подачи МВД информации в ТЦК о зарегистрированных транспортных средствах. И эта информация уже должна включать данные о транспорте физлиц. Пока еще действует старый механизм информирования (см. в статье).
  • С 18.05.2024 транспортные средства, которые предназначены для военных и стоят на учете в ТЦК, запрещено отправлять за границу и в другие области, отчуждать, передавать в аренду (лизинг), предоставлять в залог банкам, совершать другие действия, которые делают невозможной их передачу военным.
  • Эти ограничения не касаются транспорта, переданного в аренду / заложенного банкам до (!) 17.04.2024, а также транспорта, который не стоит на учете в ТЦК, по большей части это — транспорт физлиц (ФЛП).
  • Выезжать на таком транспорте в смежные области разрешено только после уведомления ТЦК и на срок не больше месяца! Механизм такого уведомления пока не установлен. Считаем, что пока это можно делать письмом в ТЦК в произвольной форме.
  • Если на физлицо зарегистрировано больше одного транспортного средства, то «лишние» транспортные средства могут подлежать передаче ВСУ. Речь идет о любом (!) транспортном средстве, а не только об автомобилях (это может быть и мотоцикл, и трактор, и лодка и т. п.). Но пока механизм мобилизации транспорта физлиц не определен.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше