Темы статей
Выбрать темы

Как банки ищут ФЛП-схемы дробления бизнеса

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Письмо НБУ от 01.11.2024 № 25-0005/82615

ВЫВОД ДОКУМЕНТА

НБУ привел перечень признаков возможных схем «дробления бизнеса» через привлечение ФЛП. Если такие схемы будут выявлены, банки должны сообщить компетентные органы и решить, продолжать ли сотрудничество с такими клиентами

Мотивы и адресаты. К борьбе со схемами по минимизации налогов активно приобщаются банки и небанковские предоставители финансовых платежных услуг (далее — финансовые учреждения). Комментируемое письмо НБУ разослал всем банкам Украины, а также другим финансовым учреждениям.

Причина такого внимания понятна. Юрлица с целью уклонения от уплаты налогов применяют схемы дробления бизнеса. Речь идет об искусственном распределении бизнеса юрлиц, в частности через привлечение единоналожников — ФЛП. Это, конечно, может приводить к недополучению налогов.

Основные и дополнительные признаки схем. НБУ приводит основные и дополнительные признаки таких схем, которые свидетельствуют о связях между юрлицом и ФЛП (далее — Группа). Для удобства приведем их в таблице и добавим свои комментарии.

НБУ-признаки схем дробления бизнеса

Признаки дробления

Наши замечания

Основные признаки

Случаи предоставления одним лицом в финучреждение пакета документов на установление деловых отношений с юридическим лицом и ФЛП, в том числе одновременно

Имейте в виду, если один (общий) юрист/нотариус и т. п. обслуживает всю Группу или ее часть, то вы попадете «под колпак» финучреждений(я)

Общий адрес местонахождения юридического лица и ФЛП

А это уже маловероятно, ведь согласно п. 5 ч. 4 ст. 9 Закона о госрегистрации* местонахождение ФЛП — это адрес местожительства. Конечно, местом осуществления ФЛП своей деятельности может быть и совсем другое место.

Поэтому юрлицо вряд ли будет иметь местонахождение по месту жительства какого-то ФЛП — члена Группы. Хотя здесь возможны исключения

Общее место реализации товаров и услуг (адрес магазина, интернет-сайта)

А такое на практике бывает. То есть мест совместной деятельности членов Группы может быть много. В таких случаях лучше перестроить схемы работы и работать по другим адресам/сайтам

Юрлицо и/или ФЛП имеют общих собственников, представителей, бухгалтеров, доверенные лица и т. п.

Немного напоминает первый признак... Такое на практике тоже не редкость. И не только в отношении представителей, бухгалтеров, доверенных лиц. Бывает, физлицо-ФЛП (член Группы) есть и среди собственников юрлица.

Поэтому у кого такое, готовьтесь к «финмон»-неприятностям. Да и, возможно, стоит изменить отношения? В частности, ФЛП лучше и вести учет, и представлять себя самостоятельно. Ну хотя бы не «общими» лицами...

У ФЛП обычно нет необходимых ресурсов для ведения деятельности, включая деятельность с юридическим лицом

Об этом всегда стоит помнить. Ведь отсутствие у ФЛП необходимых ресурсов для соответствующей деятельности — это, по мнению налоговиков, всегда явный признак бестоварных операций. Хотя, конечно, это очень спорное утверждение, поскольку для ведения деятельности не обязательно иметь собственные ресурсы. ФЛП может осуществлять деятельность с привлечением третьих лиц

Другие признаки, в частности характер операций, включая их объем, регулярность и цель

Стоит тщательным образом проанализировать свои операции по всем этим критериям и в призме непрямых методов фискальных проверок. Все операции должны иметь реальный характер

Дополнительные признаки

Значительные поступления на счета ФЛП от юрлица или других хозсубъектов Группы

Что имеется в виду под «значительными», не понятно, но когда у ФЛП будут поступления только от одного контрагента, это уже привлечет внимание финучреждения... Даже с точки зрения избежания обвинений в наличии трудовых отношений мы всегда рекомендуем избегать ситуаций с одним заказчиком. Один заказчик для предпринимательской деятельности автоматически вызывает подозрения

Оплата юридическим лицом услуг ФЛП, стоимость которых сложно оценить (аренда, маркетинговые, информационные услуги, реклама и т. п.)

Комментарии излишни... Потому что оплата именно таких видов услуг обычно сопровождает перевод в наличность / раздувание расходов... Поэтому когда именно такие виды услуг являются предметом деятельности ФЛП, то это надо очень тщательным образом документировать, с целью подтверждения реального характера деятельности и ее ценности с точки зрения деловой цели для заказчика

Предоставление юридическим лицом финансовой помощи ФЛП

Здесь все понятно... Думаем, и предоставление финпомощи ФЛП юрлицу финучреждения тоже будут относить к признакам Группы...

Значительный объем финансовых операций по счетам вновь созданного ФЛП

Если на счет «свежеиспеченного» ФЛП сразу «падают» большие средства — это всегда выглядит подозрительно. Поэтому еще до проведения операции надо быть готовым к документальному подтверждению, не ограничиваясь формальным поверхностным оформлением

Осуществление ФЛП финансовых операций в течение короткого периода времени (два-три месяца) на общую сумму, которая достигает предельного объема дохода в год в соответствии с выбранной группой налогоплательщиков

Когда единщик быстро выполняет свой «годовой план» по объему, это тоже выглядит слишком подозрительно...

Последовательное осуществление группой ФЛП деятельности, указанной в предыдущем абзаце

Конечно, когда на месте ФЛП, который быстро выполнил «годовой» план, сразу появляется новый, то дело явно «пахнет групповухой»

Использование одного платежного терминала финансового учреждения несколькими субъектами хозяйствования

Кажется, такое на практике бывает нечасто. Хотя встречается в ресторанах и других заведениях общественного питания, где между разными ФЛП делят кухню и бар с алкоголем и табаком...

* Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV.

НБУ отметил, что этот перечень признаков не является исчерпывающим. Финучреждения имеют право определять самостоятельно другие признаки, которые могут свидетельствовать о соответствующих связях.

Почему-то нам кажется, что финучреждения вряд ли здесь будут проявлять творческую активность.

Об организации «финмона» финучреждениями. Финучреждения с целью выявления таких схем с учетом приведенных признаков на этапе установления деловых отношений с юрлицом должны установить цель и характер будущих деловых отношений. В то же время выяснение только перечня видов деятельности клиентов по КВЭД не раскрывает реальную/фактическую суть деятельности каждого из них. Поэтому

финучреждение с целью понимания реальной/фактической сути деятельности клиента (включая клиента-ФЛП) и на этапе установления деловых отношений, и в дальнейшем должно устанавливать информацию о способе реализации товара, наличии торговой площадки или наименования интернет-магазина, наименования сайта, через который осуществляется торговля, наличие торгово-складских помещений, других ресурсов, достаточных для ведения клиентом задекларированной хоздеятельности, и т. п.

Кроме того, НБУ отметил обеспечение финучреждением надлежащего документирования такой информации, а также результатов ее анализа на всех этапах.

И заметил, что дистанционный способ установки деловых отношений для «финмон»-целей — неэффективный. Поэтому теперь наверняка банки будут приглашать клиентов (особенно новых) «на ковер» для подробного знакомства...

Также НБУ напомнил об обязанности финучреждений обеспечивать функционирование внутренних систем финмониторинга. По сути, НБУ хочет, чтобы финансовые учреждения сосредоточили внимание на выявлении критериев риска и индикаторов подозрительной деятельности во время мониторинга деловых отношений и анализа финансовых операций клиентов.

Индикаторы подозрительности операций. НБУ приводит определенные «финмон»-нормативами индикаторы подозрительности операций (которые могут свидетельствовать о деятельности, направленной на избежание уплаты налогов).

Главные индикаторы подозрительности операций

Клиент (представитель клиента) не может понятно объяснить, в чем заключается его деловая деятельность (характер деятельности)

Характер финоперации и/или обстоятельства, при которых она инициируется, дают основания считать, что она осуществляется от имени и/или в пользу другой стороны, лицо которой не раскрыто

Счетами нескольких клиентов, между которыми нет логично объяснимых взаимосвязей, управляет один и тот же представитель

Несоответствие фактических объемов финансовых операций заявленным клиентом — юрлицом и ФЛП на этапе установления деловых отношений с банком / во время его обслуживания и т. п.

Другие индикаторы подозрительности финопераций — значащиеся в пп. 2 — 4, 13, 16, 21, 303 и 40 приложения 20 к Положению № 65*

* Эти пункты Положения № 65 (Положения об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 19.05.2020 № 65) мы приводим ниже, см. подраздел «Справочно».

Обратите также на них внимание! Потому что, кроме признаков, во время «финмон»-отработки клиентов финучреждения обязательно будут ориентироваться и на эти индикаторы. Поэтому по возможности примите необходимые меры, чтобы и в них не «вляпаться»...

О последствиях «финмона». Если по результатам проведенного анализа будет установлена принадлежность клиентов к Группе, по которой уклоняются от уплаты налогов, финучреждения должны принять действенные меры, включая сообщение специально уполномоченному органу о таких финоперациях (деятельности), а также принять решение о дальнейших деловых отношениях с учетом выявленных рисков...

Кто такой специально уполномоченный орган? Формально, это только Госфинмониторинг. Но вопрос остается открытым: можно ли гарантировать, что такая информация не появится у налоговой? В то же время отметим, что сами по себе приведенные признаки, конечно, не являются прямым доказательством любых налоговых правонарушений.

Наш итог. Подытоживая, отметим, что НБУ в этом письме от 01.11.2024 значительно расширил свои требования к финучреждениям в отношении «финмона» операций юрлиц и ФЛП, в частности в контексте их взаимодействия как Групп для схем уклонения от уплаты налогов. Насколько серьезно это будет применяться на практике, поживем — увидим. Ведь у финучреждений здесь явный конфликт интересов, потому что они и финмониторить должны, и клиентов терять не слишком желают. Но слишком на это не рассчитывайте и сделайте соответствующие выводы/действия.

Поэтому призываем плательщиков, которые активно приобщают к своему бизнесу ФЛП, внимательно «потестить» свои схемы работы на предмет наличия каких-то из вышеупомянутых признаков и/или подозрительности. И принять соответствующие меры, чтобы в дальнейшем их избегать и спокойно работать и уплачивать налоги.

Справочно

№ п/п приложения 20 к Положению № 65

Перечень других индикаторов подозрительности финопераций, упомянутых НБУ в письме

2

Клиент (представитель клиента) не желает или отказывается предоставлять информацию, нужную для принятия мер надлежащей проверки, предоставляет ее в недостаточной степени или предоставляет сомнительную информацию, которую трудно проверить

3

Существуют основания подозревать, что предоставленные информация/документы для НПК содержат неправдивые или подделанные сведения (в частности, очевидными являются значительные несоответствия, допущенные существенные ошибки)

4

Невозможно связаться с клиентом (представителем клиента) с помощью предоставленных им данных, в частности по адресу местонахождения, проживания или по указанному номеру телефона и электронной почте (особенно в короткие сроки после предоставления такой контактной информации)

13

Клиент демонстрирует незнание информации, которая касается финансовых операций по его собственному счету, и/или не может объяснить их содержание

16

По счету клиента — субъекта хозяйствования не оплачены никакие или оплачены в незначительном размере (в размере, который очевидно не отвечает объемам проведенных финансовых операций) обязательные платежи, которые присущи обычной хозяйственной деятельности (например, платежи за аренду помещений, уплата коммунальных услуг, налогов в бюджет)

21

Есть очевидные признаки того, что другие лица контролируют проведение финансовой операции (клиент читает все с заметок или телефона или другие лица следят за клиентом в помещении отделения или оставаясь снаружи)

303

Несоответствие фактических объемов финансовых операций заявленным клиентом — юридическим лицом и ФЛП на этапе установления деловых отношений с банком / во время его обслуживания*

40

Клиент получает на свой счет много наличных или безналичных платежей на незначительные суммы, которые впоследствии агрегируются и большой суммой переводятся другому клиенту

* Повтор: потому что этот индикатор НБУ уже прямо упомянул в письме (см. выше).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше